- 1.
Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола
Пребывание Господа в пустыне, Его сорокадневный пост, голод после поста, искушение сатаны и ответы Господа преисполнены действиями великого и небесного замысла. Ибо то, что Он был ведом в пустыню, означает свободу Святого Духа предавать Своего человека дьяволу и позволить ему искушать и уловлять его, чего искуситель не смог бы сделать, если бы ему не было дано это [свыше]. Следовательно, у дьявола от страха было подозрение, а не [твердое] знание [об Искушаемом]. Его беспокоила сорокадневная продолжительность поста: он знал, что столько же дней изливались воды бездны [при потопе], длилось исследование обетованной земли, Бог давал закон Моисею, и столько же лет народ пребывал в пустыне и вел образ жизни, подобный ангельскому. Таким образом, дьявол безрассудно искушал Того, Кого, несмотря на опасение [что Он более чем человек], считал человеком. Он соблазнил Адама и, обманув его, привел к смерти. И было весьма справедливо, чтобы за свое коварство и преступление он был побежден тем же Человеком, смертью и бедствиями Которого похвалялся, и, возненавидев благодеяния, сотворенные Богом человеку, не смог узнать прежде искушения в человеке Бога. Итак, Господь подвергается искушению сразу же после крещения, показывая тем самым, что после нашего освящения искушения дьявола особенно усиливаются, ибо ему наиболее желанна победа над святыми.
[Христос] жаждал не пищи человеческой, но спасения [человека], ибо Он взалкал по прошествии, а не в течение сорока дней. Моисей и Илия также не алкали в течение стольких же дней поста. Таким образом, когда Господь взалкал, это не было следствием долгого воздержания, Его силы не были истощены сорокадневным постом и Он не истощил Свою человеческую природу. Поэтому дьявол был побежден не Богом, но плотью, которую он не дерзнул бы искушать, если бы не знал о слабости, появляющейся у человека из-за голода.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
- 5.
Ст. 5-6 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею
[Дьявол] стремился искушением низвести Господа из горних пределов в преисподнюю и Его, поставленного на вершине храма, то есть превосходящего закон и пророков, держать у себя в подчинении. Ведь дьявол знал, что ангельские силы были готовы прийти на помощь Сыну Божьему, чтобы не преткнул о камень ногу (Пс 90:12) Свою Тот, Кто наступит на аспида и василиска и попирать будет льва и змия (Пс 90:11). Однако дьявол умолчал о том, что было сказано про него самого, но, упоминая о горнем, хотел каким-либо образом подчинить себе Искушаемого и присвоить себе Его славу, если бы Господь величия присягнул ему на верность.
Комментарий на Евангелие от Матфея
- 6.
и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею
См. Толкование на (Мф 4:5)
- 10.
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи
Вот уже третье ухищрение дьявола пришло в действие - искушение властью. Итак, поставив Господа на высокой горе, он предложил Ему все царства земли, если только Он ему поклонится. Однако двойной ответ Господа развеял все надежды дьявола. Дьявол соблазнил Адама пищей, от райской славы увел к месту греха, то есть в область, где находилось запретное древо, и обольстил жаждой обладания божественным именем, посулив, что он будет подобен богам. Таким образом, дьявол ополчается против Господа всей властью мира и предлагает своему Создателю обладание всей вселенной, чтобы, сохраняя порядок древнего обмана, теперь искусить жаждой власти Того, Кого он не соблазнил пищей и не сдвинул с места. Однако Господь Своим ответом перевел речь к достойному Его [разговору] о высшем, ибо сказал: Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. Это был подобающий ответ на безрассудство дьявола, когда он услышал имя «сатана», обличающее его преступления, и узнал в человеке своего Господа Бога, Которому подобает поклонение. Действием этого ответа Господь преподал нам великолепный пример того, чтобы мы, презрев славу земной власти и отбросив жажду обладания мирскими [благами], помнили, что следует поклоняться одному только Богу и Господу, особенно когда почитание дьявола стало обычным делом всякого века. Итак, после этого бегства дьявола Христу служили ангелы, показывая, что после того, как дьявол побежден и обезглавлен нами, нам будут помогать и служить ангелы и небесные силы.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Свт. Иларий Пиктавийский > От Матфея святое благовествование > Глава 4