Глава 136

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Хваліте Господа, бо добрий, бо милість його вічна.
  • 2. Хваліте Бога над богами, бо милість його вічна.
  • 3. Хваліте Володаря над володарями, бо милість його вічна.
  • 4. Він сам один великі дива творить, бо милість його вічна.
  • 5. Він мудрістю створив небо, бо милість його вічна.
  • 6. Розстелив землю над водами, бо милість його вічна.
  • 7. Витворив великії світила, бо милість його вічна.
  • 8. Сонце, щоб днем правило, - бо милість його вічна.
  • 9. Місяць і зорі, щоб правили ніччю, - бо милість його вічна.
  • 10. Він побив Єгипет - його перворідних, -бо милість його вічна.
  • 11. 3-між них Ізраїля він вивів, бо милість його вічна.
  • 12. Рукою сильною й простягнутим раменом, бо милість його вічна.
  • 13. Червоне надвоє розділив море, бо милість його вічна.
  • 14. Провів Ізраїля посеред нього, бо милість його вічна.
  • 15. Він кинув фараона та його військо в Червоне море, бо милість його вічна.
  • 16. Він вів народ свій через пустиню, бо милість його вічна.
  • 17. Розбив царів великих, бо милість його вічна.
  • 18. Знищив царів могутніх, бо милість його вічна.
  • 19. Сихона, царя аморіїв, бо милість його вічна.
  • 20. І Ога, царя Башану, бо милість його вічна.
  • 21. І дав їхню землю у спадщину, бо милість його вічна.
  • 22. У спадщину Ізраїлеві, слузі своєму, бо милість його вічна.
  • 23. Він згадав нас у нашім приниженні, бо милість його вічна.
  • 24. І визволив від наших гнобителів, бо милість його вічна.
  • 25. Дає поживу всякій плоті, бо милість його вічна.
  • 26. Хваліте Бога неба, бо милість його вічна.

1."При реках Вавилона" - разумеются реки Тигр и Евфрат, с их притоками и искусственными каналами, проведенными вавилонянами для орошения своих полей.

2."На вербах". По берегам многочисленных рек и притоков вавилонской низменности росло множество ив, или верб. Берега рек были любимым местом посещения пленников.

3.Еврейский народ был одним из самых музыкальных народов древнего Востока. Евреи славились как обилием поэтических произведений, так и развитием инструментальной музыки. Но музыка и поэзия еврейского народа носила религиозный характер: она касалась воспевания Бога и Сиона и имела молитвенное содержание. Она тесно была привязана к Палестине, храму и разнообразным проявлениям водительства Богом еврейского народа. Пение этих песней имело, поэтому, священное значение и национальное. Просьба вавилонян, чтобы евреи пропели им из священных Сионских песен, была лишь простым любопытством, развлечением, и исполнение этой просьбы плененными евреями являлось в глазах последних профанацией, оскорблением святости содержания своей поэзии и своего религиозного чувства, почему она с негодованием отвергалась.

5-6.- "Забудь меня десница" - перестань действовать, т. е. высохни. - "Прилипни язык" - тоже высохни. "Поставить Иерусалим во главе веселья" - радоваться только тому, что является радостью для всего Иерусалима. Во время же плена евреев Иерусалим был опустошен и находился в развалинах. Его заселение и восстановление прежнего значения для еврейского народа и было для пленников единственной мечтой и заглавной радостью.

7.Едом или идумеяне, родственный народ евреям, всегда был враждебно настроен к своему собрату, и во всех печальных событиях его жизни принимал деятельное и злое участие. Так было и при разрушении Иерусалима вавилонянами, когда идумеи радовались этому национальному бедствию (см. (Ам 1:11); (Авд 1:11-15).

8-9.- У пророка Исаии (Ис 13:16-18) предсказана тяжелая судьба Вавилона именно теми чертами, которые указаны в этом псалме. Тяжесть этого приговора - непреложная воля Господа, которая непреложно же осуществится и найдет своего исполнителя. Последний называется писателем псалма блаженным, так как им осуществляется одно из предначертаний Божественных, а потому справедливых и благодетельных, хотя бы они казались в глазах человека жестокими и тяжкими. Весь псалом прекрасно передает то грустно-покаянное настроение, каким жили евреи в плену, их тоску по родине и мечту о своем национальном возрождении.