- 1. нужденного, що, прибитий горем, виливає свою скаргу перед Богом.
- 2. Господи, почуй мою молитву; моє благання нехай до тебе ввійде
- 3. Не ховай обличчя твого від мене у день моєї скрути. Прихили до мене твоє вухо, коли до тебе взиваю, вислухай мене скоро.
- 4. Бо дні мої, як дим, щезають, і мої кості, як жар, тліють.
- 5. Прибите, мов трава, в'яне моє серце, я забуваю їсти хліб мій.
- 6. Від сильного мого стогнання прилипли мої кості до моєї шкіри.
- 7. Я став, мов пелікан у пустині, зробивсь, мов той пугач у руїнах.
- 8. Не сплю я й стогну, немов самітна пташка на покрівлі.
- 9. Вороги мої ввесь час мене ображають; ті, що лютують проти мене, кленуться мною.
- 10. Бо я, неначе хліб, їм попіл і напиток мій із сльозами я змішую, -
- 11. через твій гнів і твоє обурення, бо ти мене підняв і кинув.
- 12. Дні мої, неначе тінь, що простягнулась, і сам я, неначе трава, в'яну.
- 13. Ти ж, Господи, сидиш повіки на престолі, й ім'я твоє по всі роди.
- 14. Ти встанеш, змилуєшся над Сіоном, бо час над ним уже змилосердитись, бо прийшла година.
- 15. Слуги твої люблять його каміння, їм милий його порох.
- 16. Народи будуть імени Господнього боятись, і всі царі землі - твоєї слави.
- 17. Коли Господь Сіон відбудує, явиться в своїй славі,
- 18. зглянеться він над молитвою нужденних, молитвою їхньою не погордує.
- 19. Хай це запишеться для будучого роду, і народ, що буде створений, хвалитиме Господа. Бо він з висоти своєї святині подивився, Господь із небес на землю глянув,
- 21. щоб почути стогін бранця, щоб визволити призначених на смерть;
- 22. щоб звіщали ім'я Господа в Сіоні і хвалили його в Єрусалимі,
- 23. коли разом зберуться народи і царства служити Господеві.
- 24. Він виснажив у дорозі мою силу, укоротив дні мої.
- 25. Я кажу: Боже мій, не забирай мене у половині віку мого: літа твої по всі роди!
- 26. Спервовіку світу ти заснував землю і небеса - діло рук твоїх.
- 27. Вони загинуть, ти ж будеш стояти; все постаріється, немов одежа. Наче вбрання, ти їх міняєш, і вони пройдуть.
- 28. Ти ж усе той самий, і літам твоїм кінця немає.
- 29. Сини слуг твоїх будуть жити, і їхнє потомство утривалиться перед тобою.
102.псалом принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103 же псалом - о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над 103 псалмом в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX.
Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления.
Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1-5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6-10). Его милость к нам - непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11-16). Милости Его вечны к боящимся Его (17-18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19-22). 1-5.- Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. - "Внутренность моя" - все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней ("недуги"), чем спасает от временной и вечной гибели ("от могилы"), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.6-7.- Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту ("правду и суд"). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю ("пути"), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.8-13.- Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или - так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям.14-19.- Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер ("пройдет ветер") - и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него - несокрушимая поддержка, так как Он - Царь всего мира - Царь и над небом и над всем существующим на земле.20-22.- Такого царя должны прославлять и ангелы, более человека "крепкие силою" в слушании и исполнении Его воли; они лучше человека знают Бога, так как через них, как ближайших своих слуг, Он проявляет свою силу в мире. "Крепкие силою", "воинства Его", "служители Его" - Ангелы Божии. Может быть, что разные наименовании их указывают на разные степени и виды их служения, на деление их на несколько чинов, представление о которых было не чуждо верованию евреев. Этого царя и должен восхвалять весь мир, все творение.
Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.



