- 1. <To the chief music-maker. Of David. A Psalm. A Song.><br>
Let God be seen, and let his haters be put to flight; let those who are against him be turned back before him. - 2. Let them be like smoke before the driving wind; as wax turning soft before the fire, so let them come to an end before the power of God.
- 3. But let the upright be glad; let them have delight before God; let them be full of joy.
- 4. Make songs to God, make songs of praise to his name; make a way for him who comes through the waste lands; his name is Jah; be glad before him.
- 5. A father to those who have no father, a judge of the widows, is God in his holy place.
- 6. Those who are without friends, God puts in families; he makes free those who are in chains; but those who are turned away from him are given a dry land.
- 7. O God, when you went out before your people, wandering through the waste land; (Selah.)
- 8. The earth was shaking and the heavens were streaming, because God was present; even Sinai itself was moved before God, the God of Israel.
- 9. You, O God, did freely send the rain, giving strength to the weariness of your heritage.
- 10. Those whose resting-place was there, even the poor, were comforted by your good things, O God.
- 11. The Lord gives the word; great is the number of the women who make it public.
- 12. Kings of armies quickly go in flight: and the women in the houses make a division of their goods.
- 13. Will you take your rest among the flocks? like the wings of a dove covered with silver, and its feathers with yellow gold.
- 14. When the Most High put the kings to flight, it was as white as snow in Salmon.
- 15. A hill of God is the hill of Bashan; a hill with high tops is the hill of Bashan.
- 16. Why are you looking with envy, you high hills, on the hill desired by God as his resting-place? truly, God will make it his house for ever.
- 17. The war-carriage of God is among Israel's thousands; the Lord has come from Sinai to the holy place.
- 18. You have gone up on high, taking your prisoners with you; you have taken offerings from men; the Lord God has taken his place on the seat of his power.
- 19. Praise be to the Lord, who is our support day by day, even the God of our salvation. (Selah.)
- 20. Our God is for us a God of salvation; his are the ways out of death.
- 21. The heads of the haters of God will be crushed; even the head of him who still goes on in his evil ways.
- 22. The Lord said, I will make them come back from Bashan, and from the deep parts of the sea;
- 23. So that your foot may be red with blood, and the tongues of your dogs with the same.
- 24. We see your going, O God: even the going of my God, my King, into the holy place.
- 25. The makers of songs go before, the players of music come after, among the young girls playing on brass instruments.
- 26. Give praise to God in the great meeting; even the Lord, you who come from the fountain of Israel.
- 27. There is little Benjamin ruling them, the chiefs of Judah and their army, the rulers of Zebulun and the rulers of Naphtali.
- 28. O God, send out your strength; the strength, O God, with which you have done great things for us,
- 29. Out of your Temple in Jerusalem.
- 30. Say sharp words to the beast among the water-plants, the band of strong ones, with the lords of the peoples, put an end to the people whose delight is in war.
- 31. Kings will give you offerings, they will come out of Egypt; from Pathros will come offerings of silver; Ethiopia will be stretching out her hands to God.
- 32. Make songs to God, you kingdoms of the earth; O make songs of praise to the Lord; (Selah.)
- 33. To him who goes or the clouds of heaven, the heaven which was from earliest times; he sends out his voice of power.
- 34. Make clear that strength is God's: he is lifted up over Israel, and his power is in the clouds.
- 35. O God, you are to be feared in your holy place: the God of Israel gives strength and power to his people. Praise be to God.
2-4.- "Воды дошли до души". Воды - означают обилие бедствий, "до души" - жизни. Бедствия Давида так многочисленны, что угрожают его жизни. Эта действительно было во времена Саула, очень неразборчивого в средствах и весьма изобретательного в способах преследования Давида, почему последний никогда не мог быть спокоен и уверен даже в одном дне. - "Я погряз в глубоком болоте и не на чем стать" - Давид погружен в бедствия, как в тинистую почву и под ногами нет твердой опоры; все время преследований от Саула Давид не имел спокойствия и уверенности в своей безопасности. "Глубина вод и быстрое течение" - образы силы бедствия, способных уничтожить того, кого они постигают, как буря на море бесследно поглощает свои жертвы. При таких многочисленных и грозных бедствиях Давид немолчно взывает к Богу о помощи, так что он изнемог от этой молитвы, он утомился от высматривания, не приближается ли к нему Божественная помощь. Последние выражения указывают высокую степень напряженности молитвы к Богу, какая подсказывалась опасностью положения Давида.5.Давид после предшествующего образного и общего описания своего положения переходит теперь к более частному его изображению. Он указывает на обилие своих врагов, которых больше, чем волос на его голове, они его ненавидят, но незаслуженно, безвинно ("без вины и несправедливо"); Давиду приходится отвечать за то, чего он не делал ("чего я не отнимал, то должен отдать"). Известно, что Саул приписывал ему честолюбивые замыслы, видел в нем опасного соперника, домогающегося престола, каким Давид не был, так как его возвышение в народе, а отсюда и приближение к престолу, было не результатом его честолюбивых происков, а осуществлением на нем Божественного предопределения. Подобному же преследованию подвергался и Иисус Христос, Которого фарисеи представили на суд пред Каиафой и Пилатом, как виновника в том, что Он самозванно приписывает Себе сыновство от Бога и стремится сделаться царем над Иудеей (Мф 26:63-65); (Мф 27:11), тогда как то и другое принадлежало Ему по самой Его природе, так что данное место псалма имеет и преобразовательный смысл.6-8.- Настоятельность и неусыпность своей молитвы к Богу Давид оправдывает горячим исповеданием пред Ним своей невинности и тяжести бедствий. Ведь Ты, Господи, знаешь все мое поведение и мои грехи, знаешь, поэтому, как незаслуженно то, что я терплю. Помоги мне, чтобы моя гибель не смутила тех, кто близок ко мне и кто не сомневается, что Ты можешь спасти праведника. - "Ради Тебя несу я поношения" - Давид страдает из-за Господа. Господь помазал его в цари над евреями. Саул же преследовал его, как искателя престола, поэтому помощь Давид и может и должен искать только у Бога.9-10.- "Чужим стал я для братьев моих" - от Давида сторонилась и его родная семья. Саул подозрительно относился ко всем, входившим в сношения с Давидом и ставил этому препятствия, чтобы лишить его всякой поддержки со стороны. А такую поддержку естественнее всего могла оказать Давиду его семья, которая, из боязни навлечь на себя и на Давида большие бедствия, очевидно, избегала вступать с ним в сношений. Другой причиной бедствий Давида и гонений на него от Саула было благочестие первого и нечестие второго. Давид всегда пользовался благосклонностью еврейских священников, так как они видели, как Давида "снедает ревность по доме" Божием, видели в нем горячее и искреннее благочестие, о проявлениях этого благочестия в данное время не говорит ни этот псалом, ни исторические книги. Вероятно, они выражались в почтении к священническому классу, любви к богослужению при скинии и в возможной при его положении заботливости о благолепии последней. Этим же благочестием не обладал Саул и его приближенные. Они полагались на свою силу и были поборниками грубого ее применения; над благочестием Давида смеялись, а тем смеялись над Богом. Чем в них было меньше веры, тем сильнее они преследовали и ненавидели Давида.
Это необыкновенное благочестие Давида, его "ревность к дому Божию" - скинии - с особенной силой проявилась и в его потомке - Христе, ревновавшем о восстановлении святости Иерусалимского храма изгнанием из него торжников (Ин 2:3-17) ст.).11-13.- Сила и обилие бедствий, перенесенных Давидом, не встречала естественного, даже чисто животного сострадания и активного проявления сочувствия среди народа, а вызывала глумление над ним. Когда он налагал на себя особенный пост или одевался во вретище, обычные знаки выражения у евреев переживаемых горестей, над Давидом смеялись. Над ним глумились знатные, судьи ("сидящие у ворот") и праздные ("пьющие вино"). Неприязненное отношение к Давиду широко распространялось.
Все последующее содержание псалма (14-35 ст.) представляет молитву Давида о своем спасении.14."В истине спасения" - действительное спасение, т. е. не только облегчи меня в настоящем положении, но дай мне прочное, истинное и несокрушимое от внешних врагов спасение.16."Да не затворит надо мною пропасть зева своего", не дай погибнуть мне в глубине бедствий вод, не допусти поверхности воды сделаться надо мною ровной. Предмет, брошенный в воду, рассекает ее, образуя воронку. По мере погружения предмета и удаления воздуха из этой воронки, последняя суживается и, наконец, поверхность воды принимает прежний, ровный вид ("затворяет зев свой"). Смысл - не дай бесследно и безвыходно погибнуть мне.18.Давид называет себя "рабом" или в том смысле, что он молод, неопытен и нуждается в поддержке со стороны, или в том, что он - Его слуга, преданный только Ему, а потому и ждущий защиты только от Него, как своего господина.19."Ради врагов моих спаси меня" - не дай торжествовать надо мною врагам, так как это торжество содействовало бы в них развитию к Тебе еще большего неверия, утверждая мысль о Твоем бессилии защитить своих чтителей.21-22.- "Поношение сокрушило сердце мое" - меня окружают враги со всех сторон и я, не находя нигде сочувствия, мог ожидать только издевательства (поношение) и страдания, от чего потерял мужество.
Отношение врагов к Давиду полно зложелательства. Как измученный преследованиями, он нуждается в сочувствии, ободрении и деятельной помощи, ему же вместо того дают при жажде "уксус", а при голоде - "желчь". Желчь - растение горького вкуса, похоже на полынь, "уксус" - одуряющий напиток кисловатый, уксусный, обладающий свойством притуплять на некоторое время сознание: Давиду дают то, что ослабляет его силы и делает его еще более беспомощным. Этот образ для характеристики отношений врагов Давида к последнему, нашел полное, фактическое осуществление на личности Христа, когда Ему на кресте поднесли и желчь и оцта (Мф 27:34,48).23-24.- "Да будет трапеза их сетью им". Под трапезой можно разуметь все внешнее довольство, богатство врагов Давида. Пусть их счастье обратится в несчастие, т. е. накажи их отнятием внешних благ; так как в этих внешних благах они видят ценность жизни и не стесняются в средствах приобретения их, то пусть будет за это воздано им и пусть довольство их навлечет на них кару.
"Очи помрачи", "чресла расслабь" - лиши их радостного, счастливого вида и согни их спину под тяжестью бедствий.26."Жилище их да будет пусто" - лиши внешнего богатства, "в шатрах их да не будет живущих" - лиши и детей.27.Все это за то, что они и так тяжелое положение, ниспосланное Давиду Богом, еще более увеличивают своим к нему зложелательным отношением, как бы тем поправляя Бога в Его отношении к Давиду и как бы осуждая Его за пристрастие к своему избраннику.28.Приложить "беззаконие к беззаконию" - наложить на них наказание соответственно всей сумме их грехов. - "Да не войдут они в правду Твою" - пусть не получат оправдания от Тебя. Молитва Давида о таком наказании врагов есть молитва к Богу о правосудии, о возмездии врагам соответственно совершенным ими поступкам.32.Кара и гибель врагов и спасение Давида наполняет последнего благодарным чувством, которое он проявит в составлении песен. Такой, полный искреннего благоговения вид восхваления Бога будет приятнее Ему внешней жертвы из тельца, сжигаемого и рогами с копытами.33-35.- стихи написаны Давидом, а отсюда и весь псалом, уже по окончании гонений, так как здесь писатель приглашает весь мир хвалить Бога за Его милости к праведникам, оказанные ниспосланием помощи и спасением от бедствий.36-37.- стихи, изображающие Сион и иудейские города разрушенными, а евреев обитающими вне Палестины, чего не было во время Давида, присоединены к псалму, очевидно, во время плена, когда евреи словами этого псалма молились Богу.
По 5, 10 и 22 ст. псалом называется мессиански-прообразовательным.



