Глава 16

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    Ст. 1-3 Сия глаголах вам, да не соблазнитеся. От сонмищ ижденут вы: но приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу: и сия сотворят, яко не познаша Отца, ни Мене.

    Сия глаголах вам, да не соблазнитеся (Ин 16:1), – то есть когда увидите, что многие не веруют, и когда сами вы подвергнетесь бедствиям. От сонмищ ижденут вы (16, 2), потому что уже постановили, да аще кто исповесть Христа, отлучен от сонмища будет (9, 22). Но приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу (16, 2). Будут домогаться вашей смерти, как бы дела благочестивого и богоугодного. Затем опять предлагает утешение. И сия сотворят, яко не познаша Отца, ни Мене (ст. 3). Достаточно для вашего утешения, что вы будете терпеть это за Меня и за Отца. Здесь опять напоминает им о блаженстве, о котором говорил в начале: блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф 5:11).

  • 2.

    От сонмищ ижденут вы: но приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу:

    См. Толкование на (Ин 16:1)

  • 3.

    и сия сотворят, яко не познаша Отца, ни Мене.

    См. Толкование на (Ин 16:1)

  • 4.

    Ст. 4-6 Но сия глаголах вам, да, егда приидет час, воспомянете сия, яко Аз рех вам: сих же вам исперва не рех, яко с вами бех. Ныне же иду к Пославшему Мя, и никтоже от вас вопрошает Мене: камо идеши; Но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша.

    Сия глаголах вам, да, егда приидет час, воспомянете сия (Ин 16:4), а поэтому признаете верным и все прочее. Вам, конечно, уже нельзя будет сказать, что Я, льстя вам, говорил только приятное для вас и что слова Мои были обман. Кто имел бы в виду обмануть, тот не стал бы и предсказывать нам неприятного. Для того Я предсказал об этих бедствиях, чтобы они нечаянным нашествием не смутили вас, а с другой стороны – и для того, чтобы не говорили, будто Я не предвидел, что они наступят. Итак, вспоминайте, яко Аз рех вам (ст. 4). И действительно, иудеи, преследуя их, всегда прикрывались коварным предлогом, будто гонят их как людей вредных. Но это не смущало учеников. Они уже наперед слышали и знали, за что они страдают, и эта причина могла вполне ободрить их. Потому-то Христос везде и выставляет ее, говоря: не познаша Мене; и: сотворят за Меня, за имя Мое и за Отца (16, 3; 15, 21); и: Я первый пострадал; и: отваживаются на это несправедливо.

    Когда печаль поразила и учеников, как людей еще несовершенных, – смотри, как исправляет их упреком. Прежде они обращались к Нему с множеством вопросов. Так и Петр говорил: камо идеши? (Ин 13:36). И Фома: не вемы, камо идеши, и како можем путь ведети? (14, 5). И Филипп: покажи нам Отца Твоего (14, 8). А теперь, услышав, что от сонмищ ижденут вы, что возненавидят вас и что всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу (16, 2), так упали духом, что даже объяты были немотою и уже ничего Ему не говорят. Вот в этом Он и укоряет их, говоря: сих же вам исперва не рех, яко с вами бех. Ныне же иду к Пославшему Мя, и никтоже от вас вопрошает Мене: камо идеши? Но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша. Действительно, опасна неумеренная печаль; опасна и может довести до смерти; потому и Павел говорил: да не како многою скорбию пожерт будет таковый (2 Кор. 2, 7). Сих же вам исперва не рех, говорит. Почему же не сказал сначала? Чтобы не сказал кто, что Он говорил по заключению из многократных прежних случаев. Зачем же приступает Он к столь трудному делу? Я знал, говорит Он, это и сначала, и не говорил вам не по незнанию, но потому, что с вами бех. Опять и это (сказано) человекообразно. Как бы так говорит: вы были в безопасности, и вам можно было спрашивать всегда, когда вы хотели; вся война воздвигнута была против Меня, и потому излишне было говорить об этом сначала. Но ужели, действительно, Он этого не говорил? Не сказал ли Он, призвав двенадцать (учеников): пред владыки и цари ведени будете, и на соборищах биют вас (Мф 10:17)? Как же теперь говорит: исперва не рех? Тогда Он предсказывал только удары и ведение на суд, а не то, что их смерть будет казаться столь вожделенною, что убиение их станут даже считать за служение Богу. А между тем это особенно и могло устрашить их, что их будут судить, как нечестивцев и людей вредных. К этому нужно прибавить и то, что там Он говорил о страданиях, которые они должны были претерпеть от язычников; а здесь с особенною силою сказал еще и о гонениях иудейских, и показал, что они уже при дверях. Ныне же иду к Пославшему Мя, и никто же от вас вопрошает Мене: камо идеши? Но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша. Не малое они получили и отсюда утешение, узнав, что Ему известна чрезмерность их скорби. Они были в крайнем смущении от страха разлуки с Ним и от ожидания имеющих постигнуть их бедствий, так как не знали, будут ли в силах мужественно перенести их. Но почему Он не сказал им об этом после, когда они уже удостоились Духа? Чтобы ты знал, что они были весьма добродетельны. Если, не удостоившись еще Духа, они не отпали, несмотря на то что погружены были в скорбь, то подумай, какими имели быть они, сподобившись благодати. Если бы они тогда услышали и перенесли, мы всё приписали бы Духу; а теперь это всецело – плод их души и ясное доказательство любви ко Христу, проистекавшей из одного их сердца.

  • 5.

    Ныне же иду к Пославшему Мя, и никтоже от вас вопрошает Мене: камо идеши;

    См. Толкование на (Ин 16:4)

  • 6.

    Но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша.

    См. Толкование на (Ин 16:4)

  • 7.

    Ст. 7-8 Но Аз истину вам глаголю: уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам, и пришед Он обличит мир о гресе и о правде и о суде:

    Но Аз истину вам глаголю (16, 7). Смотри, как Он опять утешает их. Не то, говорит, Я возвещаю вам, что приятно для вас; но, хотя вы и крайне печалитесь, однако надобно выслушать полезное. Вам хотелось бы, чтобы Я остался, но полезно – иное. А кто заботится, тому свойственно не щадить друзей, когда дело идет о их пользе, и не отвлекать их от того, что для них выгодно. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет. Что скажут здесь не имеющие надлежащего понятия о Духе? Ужели лучше, чтобы отшел Господь и пришел раб? Видишь ли, как велико достоинство Духа? Аще ли же иду, послю Его к вам (ст. 7). Какая же отсюда польза? И пришед, Он обличит мир о гресе (ст. 8), то есть, если Он придет, враги, поступая так, не останутся без наказания. Конечно, и того, что уже сделано, достаточно, чтобы заградить им уста; но когда и чрез Него явлены будут те же дела, когда и учение будет предложено совершеннейшее, и чудеса совершены еще большие, тогда они гораздо более подвергнутся осуждению, так как будут видеть, что все это совершается во имя Мое, чем еще очевиднее доказывается воскресение. Теперь они могут еще говорить: Он сын тектона, мы знаем Его отца и матерь; но когда увидят, что смерть разрушается, зло истребляется, исправляются недостатки природы, прогоняются демоны, когда увидят неизреченное подаяние Духа и что все это делается чрез призывание Меня, – что они скажут тогда? Свидетельствовал о Мне и Отец; свидетельствовать будет и Дух. Он уже свидетельствовал и в начале; но будет свидетельствовать и теперь.

    Выражение: обличит о гресе значит: отнимет у них всякое оправдание и покажет, что их преступление непростительно.

  • 8.

    и пришед Он обличит мир о гресе и о правде и о суде:

    См. Толкование на (Ин 16:7)

  • 10.

    о правде же, яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видите Мене:

    И о правде, яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видите Мене (ст. 10), то есть что Я вел жизнь безукоризненную; а доказательство этому в том, что Я иду ко Отцу. Так как они всегда в обвинение Его говорили, что Он не от Бога, и потому называли его грешником и беззаконником, то Он говорит, что (Дух) отнимет у них и этот предлог к обвинению. В самом деле, если потому являюсь Я беззаконником, что они думают, будто Я не от Бога, то, когда Дух покажет, что Я отошел к Богу, и не на время, но с тем, чтобы пребывать там (это именно и значат слова: ктому не видите Мене), – что скажут они тогда? Смотри, как этими двумя (изречениями) опровергается их злое предположение. Ведь и творить чудеса несвойственно грешнику, потому что грешник не может творить чудес; и всегда быть у Бога также несвойственно грешнику. Следовательно, вы уже не можете говорить, что Он грешник, что Он не от Бога.

  • 11.

    О суде же, яко князь мира осужден есть.

    Здесь опять возобновляет речь о правде, так как Он победил противника. Если бы Он был грешником, то не победил бы, потому что этого не мог сделать никто даже из людей праведных. А что (диавол) осужден чрез Меня, это узнают те, которые впоследствии будут попирать его и ясно увидят Мое воскресение, которое служит знаком его осуждения, так как он не мог удержать Меня. Значит, и то, что говорили, будто Я беса имею и будто Я обманщик, – и это окажется тогда ложным. Я не победил бы его, если бы Я был повинен греху. Теперь же он осужден и низвержен.

  • 12.

    Ст. 12-15 Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от Себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам: Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам. Вся, елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех, яко от Моего приимет и возвестит вам.

    Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (ст. 12). Значит, лучше Мне отойти, если вы в состоянии будете разуметь тогда, когда Я отойду. Что же? Разве Дух больше Тебя, что теперь мы не можем уразуметь, а Он даст нам возможность уразуметь? Ужели Его действие сильнее и совершеннее? Нет; и Он будет говорить Мое. Поэтому и прибавляет: не от Себе глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам. Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам. Вся, елика имать Отец, Моя суть (ст. 13–15). Так как Он сказал, что Дух вас научит и воспомянет, и утешит вас в скорбях, – чего Сам Он не сделал, – и что лучше Мне отойти, а Ему прийти, что теперь вы не можете разуметь, а тогда будете иметь эту возможность, и что Он наставит на всякую истину, – то, чтобы, слыша это, они не подумали, что Дух больше, и не впали в крайнюю глубину нечестия, Он говорит: от Моего приимет, то есть что говорил Я, то и Он будет говорить. А словами: ничего не будет от Себя – дает разуметь, что Дух не будет говорить ничего противного, ничего отличного сравнительно с Моим. Следовательно, как, говоря о Самом Себе: от Себе не глаголю (14, 10), разумеет то, что Он не говорит ничего, не принадлежащего Отцу, ничего такого, что было бы отлично и чуждо, так точно и о Духе. А выражение: от Моего значит: из того, что Я знаю, от Моего знания. Одно знание у Меня и у Духа. И грядущая возвестит вам. Этим Он ободрил их души, так как ни к чему столько не склонен человеческий род, как к знанию будущего. Об этом они постоянно спрашивали Его: камо идеши? Какой это путь? Итак, чтобы избавить их и от этой заботы, Он говорит, что предвозвестит вам все, чтобы ничто не постигло вас нечаянно. Он Мя прославит. Чем? Тем, что во имя Мое совершит знамения. И так как ученики, по пришествии Духа, имели совершить большие чудеса, – то, чтобы опять выставить равночестие (с Духом), Христос говорит: Он Мя прославит. Но о какой говорит Он всякой истине, когда свидетельствует, что наставит нас на всяку истину (ст. 13)? Сам (Христос) часто не говорил о Себе ничего великого и явно не отступал от закона, и потому что был облечен плотию, и для того, чтобы не подумали, что Он говорит Сам о Себе, и потому, что Апостолы еще не ясно знали о Его воскресении и были еще несовершенны, а также и по причине иудеев, чтобы не дать им повода думать, будто они наказывают Его как законопреступника. Когда же впоследствии ученики отделились от иудеев и иудеи были уже отвергнуты, когда многие имели уверовать и получить отпущение грехов, когда уже другие говорили о Нем, а не Сам Он о Себе, – тогда справедливо было сказано великое. Не Моему, значит, неведению, говорит (Христос), надобно приписать то, что Я не сказал всего, что следовало сказать, но – немощи слушателей. Поэтому, сказав: наставит на всяку истину, прибавил: не от Себе глаголати имать. А что Дух не нуждается в научении, послушай, что говорит Павел: такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Кор 2:11). Следовательно, как дух человека знает не по научению от другого, так и Дух Святой. От Моего приимет, то есть будет говорить согласно с Моим (словом). Вся, елика имать Отец, Моя суть. Если же Отчее – Мое, а Дух будет говорить от принадлежащего Отцу, то, значит, Он будет говорить от Моего.

    Но почему же не пришел прежде отшествия Христова? А потому, что тогда проклятие не было еще уничтожено, грех не был еще истреблен, все еще были повинны наказанию; поэтому Он и не пришел. Надобно, говорит Христос, чтобы наперед вражда была уничтожена и вы примирились с Богом, и тогда уже получили тот дар. Но почему говорит: послю Его (ст. 7)? Это значит: предуготовлю вас к принятию Его. Разве же возможно посылать Того, Кто вездесущ? С другой стороны, Он этим показывает и различие ипостасей. Все же это говорит так по следующей причине: так как ученикам тяжело было разлучиться с Ним, то этим Он убеждает их и держаться Духа, и чтить Его. Он мог, конечно, и Сам делать то же (что Дух); но предоставляет Ему творить чудеса, чтобы они познали Его достоинство. Как Отец мог создать все существующее, и, однако ж, творит Сын, чтобы мы познали Его могущество, так точно и здесь. Для того Сын и воплотился, чтобы предоставить действие Духу и чрез то заградить уста тем, которые доказательство неизреченного человеколюбия обращают в повод к нечестию. В самом деле, они говорят, будто Сын потому воплотился, что Он ниже Отца; но мы ответим им: что же вы скажете о Духе? Ведь Он не принял плоти, и, однако же, вы не говорите на этом основании, что Он больше Сына или что Сын ниже Его. Потому-то и при крещении воспоминается Троица. Хотя и Отец все может сделать, и Сын, и Святой Дух, но так как об Отце никто не сомневается, сомнение же было о Сыне и Духе Святом, то и принята (Троица) в тайнодействии, чтобы, по общению в подаянии тех неизреченных благ, мы познали и общение в достоинстве. А что Сын и Сам по Себе может то, что совершает с Отцом в крещении, равно как и Дух Святой, – послушай, как ясно об этом сказано. Так, (Христос) говорил иудеям: да увесте, яко власть имать Сын Человеческий на земли отпущати грехи (Мк 2:10); и опять: да сынове света будете (Ин 12:36); и: Аз живот вечный дам им (10, 28); и потом еще: да живот, говорит, имут и лишше имут (10, 10). Посмотрим теперь, как то же самое совершает и Дух. Где это можно видеть? Комуждо же, говорит, дается явление Духа на пользу (1 Кор 12:7). А Кто дарует это, Тот тем более отпускает и грехи. И опять: Дух есть, иже оживляет (Ин 6:63); и: оживотворит живущим Духом его в вас (Рим 8:11); и: Дух живет правды ради (8, 10); и еще: если же Духом водитесь, несте под законом. Не приясте бо духа работы в боязнь, но приясте Духа сыноположения (8, 15). Да и все чудеса, какие тогда творили (Апостолы), творили по действию пришествия Духа. И в Послании к Коринфянам Павел говорил: но омыстеся, но освятистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор 6:11). Итак, поелику об Отце многое слышали, а Сына видели многое совершающим, о Духе же ничего ясно не знали, то (Дух Святой) творит чудеса и вводит совершенное знание. Но, чтобы на этом основании они не стали считать Его, как я и прежде сказал, большим, – говорит: елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит (Ин 16:13). Если же это не так, то не должны ли вы будете допустить нелепости, будто только тогда должен был услышать, и ради учеников? Ведь, по вашему мнению, Он и тогда должен был получить знание только ради слушателей. А что может быть беззаконнее таких слов? С другой стороны, что бы Он мог и услышать? Не все ли это Он сказал уже чрез Пророков? Если Он должен был учить об упразднении закона, – это уже было сказано. Если о Христе, о Его Божестве и Домостроительстве спасения, – и это уже сказано. О чем же еще, и с большею ясностию, Он должен был сказать впоследствии? И грядущая возвестит. Этим в особенности показывает Его достоинство, так как предсказывать будущее преимущественно свойственно Богу. А если бы и это узнавал от других, то не имел бы ничего более в сравнении с Пророками. Но здесь обнаруживает совершенное знание, какое свойственно Богу, так как невозможно, чтобы Он говорил что-нибудь иное. Выражение же: от Моего приимет значит: или от дарования, которое привзошло в плоть Мою, или от знания, которое и Я имею, – но не потому, чтобы Он нуждался или научался от другого, а потому, что знание одно и то же. Почему же сказал так, а не иначе? Потому, что (Апостолы) еще не знали учения о Духе. Поэтому Он заботится только об одном, чтобы они уверовали в Него и приняли Его, и не соблазнялись. Так как Он сказал: един есть ваш Учитель, Христос (Мф 23:8), то, чтобы они не подумали, что окажут Ему преслушание, веруя Святому Духу, (Он говорит): Мое и Его учение одно и то же. Откуда Я должен был заимствовать Мое учение, из того же источника и Он будет говорить. Не думайте же, что Его учение – иное. И оно – Мое, и увеличивает Мою славу. Одна воля Отца, и Сына, и Святого Духа. Это же Он желает видеть и в нас, говоря: да будут едино, якоже и Ты, и Я едино есма (Ин 17:22).

  • 13.

    егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от Себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам:

    См. Толкование на (Ин 16:12)

  • 14.

    Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам.

    См. Толкование на (Ин 16:12)

  • 15.

    Вся, елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех, яко от Моего приимет и возвестит вам.

    См. Толкование на (Ин 16:12)

  • 16.

    Ст. 16-20 Вмале, и (ктому) не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя, яко иду ко Отцу. Реша же от ученик Его к себе: что есть сие, еже глаголет нам: вмале, и не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя: и: яко Аз иду ко Отцу; Глаголаху убо: что сие есть, еже глаголет: вмале; не вемы, что глаголет. Разуме же Иисус, яко хотяху Его вопрошати, и рече им: о сем ли стязаетеся между собою, яко рех: вмале, и не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя; Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется: вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет:

    Душу, страждущую и одержимую великою скорбию, ничто обыкновенно так не поражает, как частое повторение слов, рождающих печаль. Для чего же Христос, сказав: иду, и: ктому не глаголю с вами (Ин 14:30), часто повторяет то же самое, говоря: вмале, и ктому не видите Мене, и: яко иду к Пославшему Мя? Лишь только ободрил учеников словами о Духе, как опять низлагает их помыслы. Для чего Он так поступает? Он испытывает их душу, делает ее совершеннее и, заставляя их слушать печальное, тем самым наилучшим образом приучает их к мужественному перенесению разлуки с Ним. В самом деле, привыкши к этому на словах, они легко уже могли потом перенести это и на деле. А если кто тщательно рассмотрит, тот найдет, что и то самое служит утешением, что Он сказал: иду ко Отцу: этим Он показал, что Он не погибнет, но что смерть Его есть некоторого рода преставление. В то же время Христос предложил им и другое утешение. Он не сказал только: вмале, и ктому не видите Мене, но и прибавил: вмале, и узрите Мя (16, 17), показывая тем, что возвратится, что разлука с ними будет кратковременная, а пребывание – постоянное. Но этого они не поняли. Поэтому справедливо кто-нибудь может подивиться, для чего они, много раз слышавшие об этом, недоумевают, как будто ничего о том не слышали. Отчего же, в самом деле, они не поняли? Или от печали, как я, по крайней мере, думаю, – так как она изглаждала из их памяти то, что говорилось, – или от неясности самих слов. Им казалось, будто Он утверждает два противоречия, хотя и не было противоречия. Если мы увидим Тебя, говорили они, то куда Ты отходишь? Если же Ты отходишь, то как мы увидим Тебя? Поэтому и говорят: не вемы, что глаголет (ст. 18). Что Он должен был отойти, это они знали; а что спустя немного времени Он опять придет к ним, того не знали. Поэтому-то Христос и упрекает их в том, что они не поняли сказанного. А чтобы лучше напечатлеть в них учение о смерти, что Он говорит? Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы, – как и было во время смерти и креста, – а мир возрадуется (ст. 20). Так как они, не желая (видеть Его смерти), легко склонялись к вере, что Он не умрет, и, когда услышали, что Он умрет, были в недоумении, не зная, что значит: вмале, – то Он говорит: восплачетеся и возрыдаете. Но печаль ваша в радость будет.

  • 17.

    Реша же от ученик Его к себе: что есть сие, еже глаголет нам: вмале, и не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя: и: яко Аз иду ко Отцу;

    См. Толкование на (Ин 16:16)

  • 18.

    Глаголаху убо: что сие есть, еже глаголет: вмале; не вемы, что глаголет.

    См. Толкование на (Ин 16:16)

  • 19.

    Разуме же Иисус, яко хотяху Его вопрошати, и рече им: о сем ли стязаетеся между собою, яко рех: вмале, и не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя;

    См. Толкование на (Ин 16:16)

  • 20.

    Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется: вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет:

    См. Толкование на (Ин 16:16)

  • 21.

    Ст. 21-23 жена егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир: и вы же печаль имате убо ныне: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас: и в той день Мене не воспросите ничесоже. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще (чесо) просите от Отца во имя Мое, даст вам:

    Потом, чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, – обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: жена, егда раждает, скорбь имать (ст. 21). При этом Он употребляет притчу, которою часто пользовались и Пророки, сравнивая скорбь с тяжкими болезнями рождения. Слова Его значат вот что: вас постигнут как бы болезни рождения, но болезнь рождения бывает причиною радости. В одно и то же время Он и уверяет в истине воскресения, и показывает, что отшествие отсюда подобно исшествию на свет из утробы матерней. Как бы так говорит: не удивляйтесь, что чрез такую печаль Я веду вас к полезному; и мать также чрез печаль достигает того, что становится матерью. Здесь Он намекает и на нечто таинственное, именно – что Он разрушил болезни смерти и соделал то, что родился новый человек. И не сказал только, что скорбь пройдет; но что о ней нет и воспоминания: так велика следующая за нею радость. Так будет и со святыми. Но ведь жена радуется не потому, что пришел человек в мир, а потому, что у нее родилось дитя; если бы она по той причине радовалась, то ничто не препятствовало бы и женам нерождающим радоваться за других, рождающих. Для чего же Он так сказал? Он привел этот пример только для того, чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна, что (смерть) есть переход к жизни и что от скорби бывает великая польза. И не сказал: родилось дитя; но: человек. Этим, мне кажется, Он намекает на Свое воскресение и на то, что Он имел родиться не для этой болезненной смерти, но для Царства. Поэтому не сказал: родилось у нее дитя; но: родися человек в мир. И вы же печаль имате убо ныне; паки же узрю вы… и печаль ваша в радость будет (ст. 22, 20). Затем, показывая, что Он уже не умрет, говорит: и никтоже ю возмет от вас. В той день Мене не воспросите ничесоже (ст. 22–23). Этим опять показывает не что иное, как то, что Он – от Бога. Тогда вы уже будете знать всё. Что же значит – Мене не воспросите? Вы не будете нуждаться в посреднике, но довольно будет произнесть только имя, чтобы получить все. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое (ст. 23). Показывает силу Своего имени, так как (Апостолы), не видя и не прося Его, но только называя Его имя, будут иметь великую цену у Отца. Когда же так было? Тогда, когда они говорили: призри на прещения их, и даждь рабом Твоим со дерзновением глаголати слово Твое и творить во имя Твое чудеса. И подвижеся место, идеже бяху (Деян 4:29).

  • 22.

    и вы же печаль имате убо ныне: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас:

    См. Толкование на (Ин 16:21)

  • 23.

    и в той день Мене не воспросите ничесоже. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще (чесо) просите от Отца во имя Мое, даст вам:

    См. Толкование на (Ин 16:21)

  • 24.

    Ст. 24-25 доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет. Сия в притчах глаголах вам: но приидет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве о Отце возвещу вам.

    Доселе не просисте ничесоже (Ин 16:24). Этим опять показывает, что Ему лучше отойти, так как до того времени они ничего не просили, а тогда получат всё, о чем ни попросят. Хотя Я уже не буду вместе с вами, – вы не думайте, что вы оставлены: имя Мое даст вам большее дерзновение. Так как эти слова были прикровенны, то Он говорит: сия в притчах глаголах вам; но приидет час, егда ктому в притчах не глаголю вам (ст. 25). Будет время, когда вы все ясно уразумеете. Это Он говорит о времени воскресения. Тогда яве о Отце возвещу вам (ст. 25). И действительно, в продолжение сорока дней Он был и беседовал с ними, вместе вкушая пищу и глаголя яже о Царствии Божии (Деян 1:3). Теперь, будучи в страхе, вы не внимаете словам Моим: тогда же, увидев Меня воскресшим и пребывая со Мною, вы безбоязненно узнаете все, потому что Сам Отец возлюбит вас, когда ваша вера в Меня сделается твердою.

  • 25.

    Сия в притчах глаголах вам: но приидет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве о Отце возвещу вам.

    См. Толкование на (Ин 16:24)

  • 26.

    Ст. 26-30 В той день во имя Мое воспросите, и не глаголю вам, яко Аз умолю Отца о вас: Сам бо Отец любит вы, яко вы Мене возлюбисте и веровасте, яко Аз от Бога изыдох. Изыдох от Отца и приидох в мир: (и) паки оставляю мир и иду ко Отцу. Глаголаша Ему ученицы Его: се, ныне не обинуяся глаголеши, а притчи ни коеяже не глаголеши: ныне вемы, яко веси вся и не требуеши, да кто Тя вопрошает: о сем веруем, яко от Бога изшел еси.

    И не Я умолю Отца (ст. 26). Ваша любовь ко Мне достаточно ходатайствует о вас. Яко вы Мене возлюбисте и веровасте, яко Аз от Бога изыдох, и приидох в мир. И паки оставляю мир и иду ко Отцу (ст. 27–28). Так как слово о воскресении немало утешало их, равно как и то, что Он говорил: Я пришел от Бога и к Нему иду, то Он часто повторяет эти слова. Одно удостоверяло в том, что они веруют в Него правильно; а другое – что они будут в безопасности. Итак, когда Он говорил: вмале, и не видите Мене, и вмале, и узрите Мя, – ученики, естественно, не понимали этого; теперь же не так. Но что же значит: Мене не воспросите? Не скажете: покажи нам Отца Твоего, и: камо идеши? – потому что узнаете всё, и Отец так же будет расположен к вам, как и Я. Теперь они узнали, что будут друзьями Отцу, и это особенно ободрило их. Потому и говорят: ныне вемы, яко веси вся (ст. 30). Видишь, как Его ответ сообразен был с их мыслями? И не требуеши, да кто Тя вопрошает (ст. 30), то есть прежде, чем Ты услышал, Ты знал, что соблазняет нас, и успокоил, сказав: Отец любит вы, яко вы Мене возлюбисте (ст. 27). Теперь только, после столь многих и великих (слов), ученики говорят: ныне вемы. Видишь, как они были еще несовершенны? Затем, так как они, как бы изъявляя Ему некоторую благодарность, говорят: ныне вемы, – Он отвечает: вам еще многое нужно, чтобы прийти к совершенству; вы ни в чем еще не совершенны. Вот и теперь вы предадите Меня врагам, и такой вами овладеет страх, что вы не в состоянии будете даже удалиться все вместе. Но я не потерплю от того никакого зла. Видишь ли, как опять слово Его приноровлено к их понятиям? В том-то Он и обвиняет их, что они постоянно нуждаются в таком снисхождении. Так как они сказали: се, ныне не обинуяся глаголеши, а притчи ни коеяже не глаголеши (ст. 29), и потому веруем Тебе (ст. 30), – то Он показывает, что и теперь, когда они веруют, они еще не веруют, и не допускает их слов. Это Он говорит, имея в виду дальнейшее время.

  • 27.

    Сам бо Отец любит вы, яко вы Мене возлюбисте и веровасте, яко Аз от Бога изыдох.

    См. Толкование на (Ин 16:26)

  • 28.

    Изыдох от Отца и приидох в мир: (и) паки оставляю мир и иду ко Отцу.

    См. Толкование на (Ин 16:26)

  • 29.

    Глаголаша Ему ученицы Его: се, ныне не обинуяся глаголеши, а притчи ни коеяже не глаголеши:

    См. Толкование на (Ин 16:26)

  • 30.

    ныне вемы, яко веси вся и не требуеши, да кто Тя вопрошает: о сем веруем, яко от Бога изшел еси.

    См. Толкование на (Ин 16:26)

  • 32.

    Ст. 32-33 Се, грядет час, и ныне прииде, да разыдетеся кийждо во своя и Мене единаго оставите: и несмь един, яко Отец со Мною есть: сия глаголах вам, да во Мне мир имате: в мире скорбни будете: но дерзайте, (яко) Аз победих мир.

    Выражение же: Отец со Мною есть (ст. 32) Он опять употребил для них, потому что всегда и везде хотел научить их этому. Потом, чтобы показать, что, говоря таким образом, Он еще не преподал им знания совершенного, но сказал так для того, чтобы они не смущались мыслями, – а им естественно было подумать нечто человеческое и что они не получат от Него никакой помощи, – говорит: сия глаголах вам, да во Мне мир имате (ст. 33), то есть чтобы вы не удаляли Меня из ваших мыслей, но всегда имели бы в своем сердце. Итак, пусть никто не возводит в догмат этих слов: они сказаны в наше утешение и по любви. Не теперь только, говорит, вы подвергаетесь таким страданиям, и ваши бедствия этим не окончатся; но до тех пор, пока вы будете в мире, вы будете иметь скорбь, – не теперь только, когда предают Меня, но и после. Но будьте бодры духом: вы не потерпите никакого зла. Когда Учитель победил врагов, то не должно уже скорбеть ученикам. Но как, скажи мне, Ты победил мир? Сказал же Я, что низложил его князя; но вы это узнаете и впоследствии, когда всё будет уступать и повиноваться вам.

  • 33.

    сия глаголах вам, да во Мне мир имате: в мире скорбни будете: но дерзайте, (яко) Аз победих мир.

    См. Толкование на (Ин 16:32)

1-2.«Сие сказал Я вам»: по связи речи, сие относится ко всему, что выше сказано о ненависть к ним и к Нему и об обетованной им помощи свыше. – «Дабы вы не соблазнились» (ср. прим. к Мф. 5:29Мф. 13:21): чтобы не поколебалась ваша вера и чтобы вы крепче стояли против злобы и ненависти мира. Эта злоба и ненависть выразится в таких действиях неприязненных в отношении к апостолам, что могут поколебать веру не твердую, и Господь как бы некоей броней покрывает учеников своих в виду этой борьбы, предстоящей им. К сказанному о ненависти мира к апостолам Господь присовокупляет еще более определенные предсказания о неприязненных действиях мира в отношении к ним, именно – отлучении от синагог и насильственной их смерти. – «Изгонят вас из синагог»; то же, что – отлучат от синагоги; см. прим. к Ин. 9:22Ин. 12:42. Речь идет о выражении ненависти к апостолам собственно со стороны неверующего иудейского мира. Для апостолов отлучение от синагоги – ничто, ибо самая синагога иудейская для них ничто; но это действие представляется здесь образом разных преследований и притеснений, так как отлученный, как бы отделенный от избранного народа Божия, претерпевал разные поругания. – «Даже наступает время»: оно настало вскоре по вознесении Господа, когда открылись жестокие со стороны иудеев, а потом и язычников, гонения последователей Его. – «Будет думать» и пр.: высшая степень ослепления, когда воображают, что служат Богу, совершая такое действие в коем выражается вражда на Бога. Так случилось с гонителями христиан, которые, преследуя невинных, воображали, что они тем делают угодное Богу, что пролитием крови учеников Христовых, по их мнению, богохульников и нечестивцев, они приносят как бы умилостивительную жертву Богу. Иудейский фанатизм дошел в этом отношении до того, что постановил как бы закон: «кто проливает кровь нечестивых, тот делает то же, что приносящий жертву». Так поступали потом и языческие гонители христиан, воображая, что истреблением их они служат своим богам. Первый пример такого мнимого служения Богу со стороны иудеев показан был в побиении камнями первомученика Стефана (Деян. 7:54 и дал.), когда даже Савл, в последствии – первоверховный апостол, думал, что, участвуя в этом убийстве, он делает угодное Богу (Деян. 8:1Деян. 22:20Деян. 26:9).

3-4.«Так будут поступать» и пр.: не указывая более частных черт выражения ненависти мира к ученикам своим, Господь снова указывает им только на причину сего, для утешения их и ободрения, дабы они знали, что эти страдания их ради Бога и Христа составляют высочайшую славу их. – «Потому что не познали» и пр.: см. прим. к Ин. 15:21. – «Я сказал вам сие», т.е. о предстоящих ученикам страданиях, о ненависти к ним мира по отшествии Господа и пр., «для того», чтобы» укрепить веру учеников. Тяжки будут эти страдания, но, вспоминая о том, что Господь и Учитель их предсказывал им о них, они должны укрепляться духом в этой борьбе против мира, а не ослабевать; ибо если эти в эти предречения Господа должны сбыться, то сбудутся и предречения Его о победе Его и их над враждебным им миром (ср. прим. к Ин. 13:19). – «Не говорил же сего вам сначала», т.е. с начала общественного служения своего, по избрании учеников (Ин. 15:27). Господь и прежде и даже не раз говорил ученикам своим о предстоящих им страданиях и бедствиях, и в чертах не менее сильных, чем здесь (ср. Мф. 5:10. и д. Лк. 6:22 и д. Мф. 10:16 и д. Лк. 12:4 и д. Мф. 21:12 и д. Мф. 24:9); но прежде Он не выяснял им так полно ни причины предстоящих им страданий, ни тесной связи их со всем делом своим. Причина, почему так именно Он говорит им обо всем теперь, а не прежде, та, что «Он был прежде с ними», а теперь отходит от них. Когда Он Сам был с ними во все время Его общественного служения, вся вражда мира обращена была против Него Самого, ученики оставались как бы в стороне; но с отшествием Его они будут представителями дела Его на земле, а потому на них обратится вражда мира, направленная прежде против Него; они должны будут на себе выносить удары этой вражды (ср. Злат. и Феофил.). Потому, для укрепления их в этой предстоящей борьбе, Он и открывает им теперь с возможной полнотой и в связи со всем делом своим характер предстоящей им деятельности, вместе с обетованиями и успокоениями.

5-7.Эта речь Господа о ненависти мира к Нему и Его последователям, о предстоящих сим последним бедствиях и страданиях (Ин. 15:18 и д.), несмотря на успокаивающие обетования Его, скорбью и печалью исполнила сердце учеников, еще не твердых, еще не усовершившихся до той степени, на каковую вошли они с принятием Св. Духа в день Пятидесятницы. Отшествие от них Господа, несмотря на обетования нового пришествия Его к ним, понималось ими более с точки зрения разлуки с ними и продолжало смущать их, даже после не раз повторенного – «не смущайтесь». Потому Господь снова обращает внимание их на великие плоды для них своего отшествия от них, вновь соединяя с ним обетование о ниспослании им, вследствие Его отшествия, иного Утешителя. Утешая своих учеников, Господь Сам скорбел, что мысль о Его отшествии только смущает их, потому что они более заняты только этим отшествием Его и разлукою с ним, а не тою высокою целью, по которой Он отходит от них; и вот Он, напомнив им, что идет к пославшему Его Отце Его Небесному, как бы с упреком говорит им, что «никто из них не спрашивает: куда Он идет?» Он хочет этим замечанием обратить внимание их более на утешительную, чем опечаливающую их, сторону своего отшествия от них. Петр спрашивал Господа: «куда идешь» (Ин. 13:36), но спрашивал не с мыслью о великих плодах Его отшествия, а с мыслью о возможности последовать тотчас за Ним. На эту же светлую, утешительную и обильную великими следствиями сторону Его отшествия мысль учеников еще не обращалась ими самими, и с этою мыслью никто из них не спрашивал Его – «куда идешь». Желая новым указанием на эту утешительную сторону ослабить и изгнать из сердца учеников печаль их, Господь этим упреком вызывает учеников расспрашивать Его о Его отшествии с этой стороны, чтобы вновь раскрыть им сей предмет. – «Я сказал вам это»: т.е. сказал о своем отшествии от них и о бедствиях, коим они подвергнутся после Него. – «Печалью исполнилось сердце ваше»: поелику они обращали внимание при этом более на разлуку с Ним, чем на великие плоды Его отшествия, на которые Он и указывает снова теперь, совокупляя их в одном, – обетовании пришествия к ним другого Утешителя вследствие именно Его отшествия, указывает с силою и некоторым как бы напряжением удостоверения («Я истину говорю вам»). Для них – учеников – нужно, чтобы Он отошел от них ко Отцу, ибо это – непременное условие сошествия Св. Духа, силою и действием которого они победят враждебный им мир. – «Если Я не пойду» и пр.: образ речи условный; если бы можно было представить, что Я остался бы с вами на земле, то другой Утешитель не пришел бы к вам. Причина – та, что Господу нужно через свои страдания и смерть прославиться как Искупителю человечества, чтобы оно сделалось способным к принятию даров Св. Духа; мысль – та же, что Ин. 7:39; см. прим. «Если Я не умру за мир и не пойду ко Отцу, предав Сам Себя в жертву и умилостивление за грехи мира: то Утешитель не придет. Ибо, как Он придет, если вражда не прекратится через умерщвление греха, если Отец не примирится с естеством человеческим?» (Феофил.). – «Пошлю Его к вам»: см. прим. к Ин. 15:26.

8-11.«И Он, пришедши» и пр.: Господь в кратких, решительных чертах изображает ту нравственно-духовную победу, какую Дух Святой через них одержит над миром и князем мира сего. Эта победа выражается словом – «обличит». Общее значение слова – вывести наружу, или – довести до сознания неправоту, преступление, грех (ср. Ин. 3:20Ин. 8:9, 461Кор. 14:24Тит. 1:9Мф. 18:15Лк. 3:19 и др.); таковое обличение есть то же, что нравственный суд над миром, следствием которого может быть или обращение ко Христу, под условием покаяния (ср. 1Кор. 14:24), или совершенное духовное ослепление и ожесточение (Деян. 24:25Рим. 11:7 и д.). Это обличение мира Духом Святым совершится посредством проповеди и действий тех, которые примут Его в себя, т.е. действиями и проповедью прежде всего апостолов, а потом и вообще верующих, как живых органов Его действий. Три предмета представляются, как предметы обличения мира Духом Святым: грех, правда и суд; но эти предметы обнимают собою всю совокупность христианской истины и все уклонения от нее, так как эти предметы существенные. Лучшее объяснение всего этого обетования Господня представляет речь св. ап. Петра в день Пятидесятницы и ее действие на слушателей (Деян. гл. 2). – Первый предмет обличения мира Духом есть «грех», и именно грех неверия в Господа как Мессию: «о грехе, что не веруют в Меня». Этот грех, грех неверия доведен будет до сознания мира Духом Св. именно как грех и самый существенный и самый тяжкий. Когда у иудеев речь была о грехе, под ним разумели преступления буквы закона, оскорбление субботы и пр. Это довело до того, что Святейшего сочли грешником (Ин. 9:24). Дух Святой проповедью апостолов обличит мир в этом грехе, т.е. доведет до сознания его, что коренной тяжкий грех, в котором как бы совокупляются все другие грехи, состоит в неверии в Иисуса как Христа, совершившего искупление всего мира; потому он коренной и тяжкий, что именно в нем выражается самым ясным образом вражда мира против Бога (Ин. 15:22-24). Это именно выразительным образом дает чувствовать иудеям св. ап. Петр (Деян. 2:22-36Деян. 3:14 и д.), некоторые из них чувствуют силу сего, каются и обращаются ко Христу (Деян. 2:37 и д.), другие не следуют сему. Таким образом совершается нравственный суд над миром вообще таковым обличением мира о грехе; одни вследствие такого обличения обращаются к вере во Христа через покаяние, другие еще более ослепляются духовно и ожесточаются, или «грешат не веруя» (Евф. Зигаб.). – Второй предмет обличения мира Духом Святым – правда: «о правде, что Я иду к Отцу Моему». Если мир заблуждался в своем представлении о грехе: то не менее заблуждался и в своем представлении о правде, и – в этом обличит его Дух Святой устами апостолов. На взгляд мира наприм. иудейского праведность представлялась под образом внешности безукоризненного исполнителя закона Божия – фарисея. Дух Святой покажет миру другой истинный образ правды в лице праведника, которого мир сочел грешником, беззаконником, и как такового умертвил (Ин. 18:30); но Он был совершеннейшим праведником (ср. 1Ин. 2:1, 291Ин. 3:71Пет. 3:18), и эта праведность Его засвидетельствована Богом особенно в том, что Он спосадил Его одесную Себя на небесных (Еф. 2:6), дав Ему всякую власть на небе и на земле (Мф. 28:18), что и засвидетельствовано Духом Святым через проповедь апостолов, и таким образом мир обличен о правде (ср. Злат. и Феофил.). – «И уже не увидите Меня»: телесно по вознесении. Вознесение Господа с прославленным телом на небо есть действительно сильнейшее доказательство Его праведности и неправды мира в отношении к Нему. Но это именно указывает опять св. ап. Петр иудеям, говоря о воскресении и вознесении Господа (Деян. 2:24-36), и это опять – то же, что нравственный суд над миром, вследствие которого одни обращаются, другие ожесточаются. – Третий предмет обличения мира Духом Святым есть собственно суд над князем мира сего: «о суде, что князь мира сего осужден». – «Князь мира» – диавол или сатана: см. прим. к Ин. 12:31Ин. 14:30. При обличении мира Духом Святым возможны два выхода: обращение обличаемых к вере во Христа через покаяние, и – совершенное ожесточение: первые могут спастись, последние подлежат осуждению. Таковому осуждению подлежит особенно отец таковых ожесточенных (Ин. 8:44) и владыка над ними, князь мира сего – диавол, главный исконный враг Христа и Его царства, – и Дух Святой проповедью апостолов доведет до сознания мира, что диавол уже осужден. «Осужден» – тем, что Господь совершил дело искупления человечества, вследствие чего верующие по вере во Христа освобождены от власти диавола и поставлены в общение со Христом. Это – та же мысль, которая несколько прежде выражена Господом в словах: «князь мира сего изгнан будет вон» из мира (Ин. 12:31 ср. прим.). Это – невидимое событие из области духовного мира, коего сущность – в кресте Христовом, а действия простираются на весь мир, будет возвещено миру через проповедь апостолов Духом Святым и тем обличится мир о суде.

12-13.«Еще многое имею сказать вам» и пр. В продолжение этой же беседы Господь указывал ученикам, что Он не все говорит им, что имел бы сказать и что нужно знать им для распространения в мире Его учения и вообще деятельности их в мире после Него (Ин. 14:25), что более полное и совершенное познание о всем дарует им другой Утешитель, когда придет. – В сущности Он сказал им «все» (Ин. 15:15), но только в сущности, и насколько могли принять и понять они. Он посеял в душах их семя истины, возрастит же и оплодотворит его другой Утешитель. Многое требовало бы еще откровения и разъяснения в целой области христианской истины, и многое еще имеет Учитель. Многое требовало бы еще откровения и разъяснения в целой области христианской истины, и многое еще имеет Учитель объяснить ученикам, но теперь не объясняет. Причина та, что «они не могут теперь вместить» этого многого. Чтобы вместить это многое, теперь умалчиваемое, нужно особенное озарение их духа, каковое и совершит Дух Святой со временем, когда, по прославлении Господа, Он изольется в сердца их (ср. Ин. 7:39). Под этим «многим» разумеется вообще все, что раскрыто в писаниях апостольских на основании учения Христова, но что именно в частностях решать небезопасно, и совершенно справедливо замечание о сем блж. Августина: «когда Христос Сам умолчал о сем (что такое многое), кто же из нас может сказать что это – то или то?» – «Не можете вместить», т.е. понять, уразуметь и провести в жизни. Они теперь были еще как бы в детском периоде духовного развития; совершенный мужеский период настанет для них, когда придет к ним иной Утешитель, т.е. со дня Пятидесятницы. – «Дух истины»: см. прим. к Ин. 14:17. – «Наставит вас»: греческое слово означает путеводит, и таким образом Дух Святой представляется под образом путеводителя, который указывает путнику дорогу в неизвестной ему местности или стране. Эта страна есть область христианской истины, область нового творения Божия, которую Сам Господь, так сказать, показал им издали, в образах, притчах и подобиях, а Дух Святой сообщит им полное и совершенное ведение о ней и будет сам руководить их в этой области. – «Всякую истину»: во всей этой обширной области истины христианской вообще не останется ни одной частной истины, относительно которой апостолы остались бы без просвещения Духом, без Его руководства и озарения. Истинность и непогрешимость этого наставления и руководства основывается на том же, на чем и непогрешимость учения Господа, – учении «не от Себя», а от Бога Отца (ср. Ин. 7:17 и дал. и прим.). Все Его откровения, все Его учение будет почерпнуто Им из сокровищ божественной мудрости, как и учение Иисуса Христа; следовательно это учение будет то же, что и учение Христово, только полнее, так как ученики будут способнее воспринять его полнее. – «Будет говорить, что услышит»: как и Христос говорил то, что слышал от Отца (Ин. 3:32Ин. 5:30 см. прим.); слышание – в смысле непосредственного и достоверного знания тайн божественных. – «Услышит», т.е. от Отца и от Меня. Дух Святой представляется образно как бы свидетелем таинственной беседы между Отцом и прославленным Сыном и научающим учеников тайнам сей беседы. Значит, Его учение есть согласное учение всей достопокланяемой Троицы – Отца и Сына и Св. Духа. – «И будущее возвестит»: предметом Его научения будет, между прочим, и будущая история царства Христова, которая существенно относится к области целой христианской истины («всякую истину»). Вся эта истина изложена в писаниях апостольских, насколько то нужно для веры во Христа и достижения спасения, и сим изречением несомненно доказывается богодухновенность всех апостольских писаний (ср. Васил. В. 3, 233).

14-15.«Он прославит Меня» (ср. прим. к Ин. 13:31-32): действиями Духа Святого в апостолах и верующих, а через них и во всем мире, прославится Христос, потому что Он будет учить тому же, чему учил Христос, и таким образом все Его учение, все Его дело как бы оправдается в мире Духом (1Тим. 3:16), и тем прославится Сын Божий, как истинный Христос. Отец ввел Сына своего и по человечеству в славу небесную, божественную, Дух Святой прославит Его на земле. Сын ищет только славы Отца, Дух прославляет Сына и Отец прославляет Его (ср. Вас. В. 3, 302). – «От Моего возьмет»: основание действий Духа Святого в мире есть совершение Иисусом Христом дела искупления человечества (Ин. 7:39), без которого невозможно было бы такое действие Духа Святого (ср. ст. 7). Это дело совершено Господом во исполнение воли Отца Небесного (Ин. 3:16 и парал.), и таким образом в христианской истине явилась миру божественная истина; нет христианского, что не было бы божественным, нет божественного, что не было бы христианским. Вследствие сего и в действиях Св. Духа в христианстве выражается дело Христа и Бога Отца. В этом смысле – смысл слов Господа: «от Моего возьмет, и все, что имеет Отец, есть Мое». Я по праву называю (так можно перефразировать слова Господа) «божественную» истину, которую возвестит вам Дух Святой, «Моею», Моим достоянием, ибо все, что в этом отношении имеет Отец (ср. Ин. 1:141Кор. 15:27Евр. 2:8Кол. 1:19Кол. 2:3, 9), принадлежит Мне, как Сыну, который от Отца изшел (Ин. 8:42), освящен от Него и послан в мир (Ин. 10:36) и пребывает во Отце и Отец в Нем (Ин. 10:38Ин. 17:10). – «Возьмет»: собственно – берет или принимает; означается деятельность Св. Духа как постоянная в единении с Сыном, а вместе с Богом Отцом. «Не думайте же, что Его учение – иное. И оно – Мое, и увеличивает славу Мою, ибо одна воля Отца и Сына и Св. Духа» (Злат.).

16.«Вскоре вы не увидите Меня» и пр.: от будущего отдаленного взор Господа снова переносится на ближайшее будущее, именно на предстоящую вскоре разлуку с ними и вскоре же предстоящее новое пришествие Его к ним. Мысль та же, что и в недавно сказанном ученикам подобном же изречении (Ин. 14:19). – «Вскоре не увидите Меня»: речь о смерти Господа, когда гроб скроет Его от очей их. – «И опять вскоре увидите Меня»: речь ближайшим образом о явлениях Господа апостолам по воскресении Его, но главным образом о духовном таинственном пришествии Его к ученикам в Духе Святом (ср. прим. к Ин. 14:19-20); на это последнее здесь прямо указывает выражение: ибо «Я иду ко Отцу», ибо это отшествие есть необходимое условие ниспослания ученикам Св. Духа (ст. 7), через которого Господь войдет в теснейшее духовное общение с учениками, что означается словом – «увидите» (Ин. 14:19 и прим.). «Разлука Моя (с вами) не надолго, а пребывание Мое с вами, которое затем наступит, вечно» (Феофил., ср. Злат.).

17-18.Эта речь Господа показалась некоторым из учеников Его загадочною, и они пришли в недоумение о смысле слов Его, только что сказанных. Пункт недоразумения для них составляло слово – «вскоре» и изречение – «иду к Отцу». В этом опять видно еще несовершенство духовного разумения учеников Его в это время. Господь уже разъяснил им сие в этой же беседе с ними, но они все еще не понимали, и, как видно, держались предрассудка о земном царстве Мессии. Несколько времени тому назад один из учеников на подобную речь Господа высказал довольно прямо этот предрассудок (Ин. 14:19-22); теперь некоторые из учеников выражают также недоумение относительно подобных слов, в основе коего лежит опять тот же предрассудок. Если Господь хочет основать на земле царство свое: то зачем Он отходит? Если Он не хочет основать такого царства: то зачем опять обещается прийти? Что значит: вы увидите Меня «потому, что» Я отхожу»? Что значит наконец это – «вскоре - вскоре», которыми выражаются такие противоположности, как отшествие и новое пришествие к ним Учителя? – «Не знаем», не понимаем, «что говорит», заключают ученики недоуменный разговор между собою. «Вероятно, печаль, овладевшая их душою, изглаждала из их памяти то, что говорилось, или непонятливость нашла на них от неясности самих слов» (Феофил.).

19.«Уразумев»: Сам в Себе (ср. Ин. 6:61 и прим.), по силе своего всеведения. – «Хотят спросить Его»: может быть вследствие упрека, недавно высказанного им Господом, что никто из них не спрашивает Его (ст. 5), они решились предложить свое недоумение на разрешение учителя, но Он предупредил их вопрос и дал ответ. Но как на подобное же недоумение одного ученика Он не дал прямого ответа, предоставляя ученикам из хода всей речи уразумевать смысл слов Его (Ин. 14:22 и дал.), так и теперь сначала не отвечает прямо на недоумение об отшествии своем, ибо после упрека в том, что не спрашивают Его о сем, Он довольно объяснил им сие. Он обращает теперь внимание только на недоумение их о том, что значит – «вскоре – вскоре», и объясняет им не самый факт быстрого изменения событий, а быструю перемену в их настроенности душевной. Это было для них успокоительнее, чем указание на самые факты, имеющие совершиться вскоре и вскоре, ободрительнее и для совершенствования веры их действеннее.

20-22.«Вы восплачете» и пр.: прикровенная речь о страданиях и смерти Господа, соответствующая выражению – «вскоре вы не увидите Меня». Так действительно и было, как видим из евангельской истории: в таком состоянии духа были они по смерти Господа (Мк. 16:10 и парал. – «А мір» – все враждебные Христу и Его делу, представителями которых были начальники народные, доведшие Господа до смерти – «возрадуется»: потому что, по-видимому, он одержал победу над ненавистным ему, как казалось ему, врагом его, умертвив Его. Гроб Христов бывший причиной радости врагов Его. Но «вскоре» все изменится: «печаль ваша в радость обратится», а радость врагов – в печаль и страх. Речь – о воскресении Господа, соответствующая выражению – «опять вскоре увидите Меня». Это действительно и видим из евангельской истории (ср. Ин. 20:20), видим и то, что эта радость не оставляла их даже тогда, когда они расставались со своим Учителем и Господом при вознесении Его (Лк. 24:52), и достигла полной степени по сошествии на них Духа Святого, даже до того, что и страдания за Христа они начали переносить с радостью (Деян. 5:40-41). – Для показания силы этих чувств печали и радости Господь сравнивает их с чувствами рождающей женщины. Образ сей в этом смысле нередко употребляется в ветхозаветных книгах (Ис. 21:3Ис. 26:17Ис. 37:3Ис. 66:7Ос. 13:13 и др.). Пунктом сравнения чувств апостолов с чувствами рождающей женщины служит здесь именно только сила чувств и быстрая их смена (ср. Феофил.). – «Когда рождает»: когда приходит время родить, когда настают роды. – «Теперь имеете печаль»: при этой прощальной беседе (ст. 6), при страданиях и смерти Господа до Его воскресения. – «Я увижу вас опять»: сначала по воскресении, потом по сошествии Св. Духа, когда Господь вступит в теснейшее духовное таинственное общение с учениками (ср. прим. к Ин. 14:19 и дал. и парал.). – «Никто не отнимет»: она будет постоянно в сердце вашем, и никакие скорби, бедствия, гонения, враждебные люди не исторгнут ее из груди вашей, – так будет она полна, совершенно. Все это в точности исполнилось на апостолах, исполняется и на всех верующих.

23-24.Великим следствием этого будущего таинственного единения Господа с учениками во Св. Духе будет их полное духовное просвещение и исполнение всякой их молитвы во имя Господа Иисуса. – «В тот день»: или с того дня, в то время, когда придет к ним другой Утешитель, в котором придет к ним Сам Господь и вступит с ними в постоянное таинственное духовное общение (ср. прим. к Ин. 14:20). – «Не спросите Меня ни о чем»: потому что через просвещение от Св. Духа духу вашему будет открыта всякая истина (ст. 13), так что не будете иметь нужды спрашивать Меня ни о чем (как теперь, ст. 19); все темное и непонятное теперь тогда для вас будет ясно, ибо Св. Дух все возвестит вам (ст. 14-15; ср. Феофил.). Сверх сего, тогда они получат силу молитвы, по которой все им дано будет, чего ни будут просить во имя Господа (о чем ни попросите» и пр.: см. прим. к Ин. 14:13-14): «Вы не будете нуждаться в посреднике, но довольно будет произнести только имя Мое, чтобы получить все» (Злат., ср. Феофил.). – «Доныне вы ничего не просили во имя Мое»: доныне соответствует выражению – «в тот день» До дня Пятидесятницы апостолы и верующие во Христа не просили ничего во имя Христа, ибо не совершено еще было Им дело искупления, и Он не вошел еще вполне в славу свою и не послал им иного Утешителя. Когда все сие совершилось и излился Дух Святой на верующих, тогда стало возможно прошение во имя Господа Иисуса, как Искупителя мира, Которому дарована всякая власть на небе и на земле. – «Просите», т.е. во имя Мое, и «получите». Это, так сказать, всемогущество их молитвы соделает то, что «радость их будет совершенная», полная (ср. прим. Ин. 15:11).

25-27.В этих стихах раскрывается та же мысль, что и в двух предшествующих, несколько подробнее и положительнее. – «Доселе» (с подлинника – «сие») «Я говорил вам притчами»: «сие», т.е. то, о чем Его спрашивали теперь ученики (ст. 17 и д.), и что Он ответил им на сие (ст. 20 и д.), именно – об отшествии Его, о новом пришествии к ним, об обстоятельствах и следствиях сего. Об этом Он говорил им «притчами», т.е. приточными, не собственными иносказательными выражениями (см. прим. к Ин. 10:6. ср. Мк. 12:1). – «Но наступает время» и пр.: по воскресении и особенно по просвещении их духа Духом Святым такая приточная, не собственная речь о Боге прекратится, и тайны божественные возвестятся им прямо, ибо они тогда способны будут понимать эту истину и не под покровом образа, притчи, не собственной речи (ст. 12-13). Речь здесь относительная, а не безусловная, она не значит, что образная речь не будет иметь места в устах апостолов, а значит только, что их ведение о Боге и тайнах божественных, по сошествии на них Св. Духа, будет полнее, совершеннее, точнее, определительнее, многое теперь непонятное будет ясно. – «В тот день»: см. прим. к ст. 24 и Ин. 14:13-14. – «Не говорю вам, что Я буду просить Отца за вам» и пр.: изречение не значит, что Господь не будет просить Отца об услышании и исполнении молитв их, а значит только, по связи речи, что Отец Небесный становится Сам к вам в столь близкое отношение, что Мое личное посредство становится как бы уже не нужным. Прошение «во имя» Господа само собою уже предполагает посредство Его, но новое личное посредство Его при каждой их молитве делается при таких их отношениях к Богу Отцу как бы не нужным, хотя, конечно, сим оно и не исключается. «Отец настолько любит вас, что вы не будете уже иметь нужды в Моем посредничестве» (Феофил.). Изречение это не противоречит другому: «Я умолю Отца» (Ин. 14:16. ср. Ин. 17:9); в последнем изречении говорится о молитве Господа прежде сошествия Св. Духа на учеников и именно о ниспослании Его, а здесь о молитве после уже сошествия Св. Духа. И при сем Господь всегда остается ходатаем за всех верующих в Него и прибегающих к Нему (ср. 1Ин. 2:1Рим. 8:34Евр. 7:25). – Причина, почему Господь может не просить Отца об услышании и исполнении молитвы учеников, та, что «Сам Отец любит» их и по этой любви к ним исполнит всякое их прошение во имя Христово (см. прим. к Ин. 14:21-23). Причина же, по которой «Сам Отец любит вам» – та, что «вы возлюбили Меня»: ибо Отец не может не любить того, кто любит вечный предмет Его любви – Сына Его Единородного (Ин. 14:21-23). – «И уверовали, что Я исшел от Бога», как посланный от Отца в мир (Ин. 13:3 и парал.), т.е. уверовали, что я обетованный и пришедший в мир Мессия. В этой вере в Господа как Мессию – содержание всей Христианской веры.

28.Это основное содержание всей христианской веры Господь торжественно, кратко и ясно повторяет ученикам, – что Он есть истинный Мессия, разъясняя уже прямо их недоумения относительно Его отшествия ко Отцу (ст. 17). Ср. прим. к Ин. 13:3 и парал. В этом кратком изречении с поразительною ясностью открыта ученикам тайна прежнего до – вочеловечения, настоящего – по вочеловечении и будущего по вознесении бытия Христова. Лучи света истины о лице Господа, рассеянные по всем Его беседам, в этом изречении как бы собраны воедино и сосредоточены в один поразительный яркий луч. – «Я исшел от Отца», как вечное Слово, Единородный Сын Божий, и «пришел в мир», как Мессия, и, по совершении дела Мессии, опять оставляю мир телом своим, и «иду ко Отцу» – и по человечеству восхожу в славу, какую имел от вечности как Бог (Ин. 17:5).

29-30.Этот сильный луч света истины произвел поразительное действие на учеников: все показалось им ясным, сомнения и недоумения, которыми они были заняты, показались им разрешенными; они вообразили, что они теперь в полном свете и не имеют уже нужды в большем просвещении. Им показалось, что то время, о котором Господь сейчас сказал им, как еще о будущем, когда Он не притчами, а прямо будет говорить с ними о божественных тайнах (ст. 25), уже настало для них теперь, и потому говорят: «вот теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой». Тем, что Господь прямо ответил им (ст. 28) на вопрос, который их занимал, но которого они Ему не предлагали сами (ст. 17-19), они были так поражены, что подумали, что то время, о котором сейчас говорил им Господь как о будущем, когда они не будут Его спрашивать ни о чем (ст. 23), настало уже теперь, и говорят: «видим теперь, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя». – «Поэтому», – заключают они, «веруем», что Ты от Бога исшел, т.е. что Ты истинно Мессия. Не то значит изречение сие, что только теперь они уверовали в мессианское достоинство своего Учителя; они и прежде этому веровали и не раз исповедовали Его Мессиею прямо (ср. ст. 27. Ин. 6:60Мф. 16:16 и др.). Изречение означает только, что вере своей в Его божественное происхождение и мессианское достоинство они нашли теперь новую опору в Его прямой речи о Боге и в Его всеведении.

31-32.«Иисус отвечал им» и пр.: с живостью и одушевлением ученики выразили свою веру в Господа как Мессию. Это была искренняя и глубокая вера, но взор Господа видел еще несовершенство таковой веры, еще не озаренной Духом Святым. Несовершенство сие выразилось в одном их слове – «теперь» и Господь видел его именно в этом слове, как видно из ответа Его, видел, что и представляемые учениками основы веры «теперь» опираются на не совсем правильно понятых ими словах Его. «Дети еще были, замечает блж. Августин. До того еще непонятливы, что не тотчас понимают даже и то, что они не понимают» (ср. Злат. и Феофил.). Тем не менее, это искреннее, глубокое, детское исповедание веры было дорого для Господа в эти решительные минуты. Эти одиннадцать простых галилеян чувством своим поняли и приняли и возлюбили Его как Мессию; этого довольно теперь, иной Утешитель придет и просветит их ум и укрепит волю; теперь же и этого довольно, и Господь мог окончить беседу ними благодарственною молитвою Богу Отцу своему Небесному. Он так и поступает, но предварительно дает понять еще ученикам, что вера их со временем только, когда озарит ее Дух Святой, будет совершенна для их высокого служения будущего, а теперь еще не выдержит предстоящего ей искушения. Упоминая о сем близком искушении, Он, без сомнения, имеет в виду укрепить ее, насколько это возможно с их стороны, против этого самого искушения. – «Теперь веруете»? вопрошает Господь. Думаете, что «теперь» вера ваша в Меня достигла силы и крепости веры несокрушимой, вопреки словам Моим, что совершенства достигнете вы после Моего отшествия от вас, когда придет к вам другой Утешитель? Нет, ваша вера теперешняя не выдержит первого же испытания, какому она в скором времени – через несколько часов – подвергнется. – «Вот наступает час и настал уже», т.е. весьма близко то время (ср. прим. к Ин. 12:23Ин. 4:23), «когда вы рассеетесь и оставите Меня одного. – «Каждый в свою сторону»: или каждый в свое место, кому куда случится. – (Кажется, Иоанн сокращенно передает здесь ту же речь, которую подробнее передают евангелисты Матфей – Мф. 26:31-35 и Марк – Мк. 14:27-31, причем последовало второе предсказание петрова отречения и уверение учеников в их преданности Ему до смерти, что вполне согласно с настроением учеников в сию минуту, по Иоанну, и с намерением Господа указать на несовершенство еще ее, по которому она не выдержит предстоящего ей искушения). Исполнение этого предречения Христова точно указано евангелистами (Мф. 26:56 и парал.), когда при взятии Господа в саду Гефсиманском все ученики Его разбежались. – «Я не один» и пр.: см. прим к Ин. 8:29. Временное оставление Богом Отцом Сына своего в минуту страданий и смерти (Мф. 27:46) не противоречит сему, ибо в сию же минуту Господь торжественно изрекает: в руки Твои передаю дух Мой (Лк. 23:46).

33.«Сие сказал Я вам», заключает Господь свою великую прощальную беседу с учениками, «чтобы вы имели во Мне мир». Все, что Господь предложил им в этой беседе, спокойствие духа в виду предстоящих событий («да не смущается сердце ваше, да не устрашается; Ин. 14:1, 27). Этот мир, это спокойствие духа они должны найти в Нем, в общении с Ним (Ин. 14:27), в единении духовном с Ним. – «В мире», враждебном Мне и Моему делу обществе людей, «вы будете иметь скорбь», когда среди него будете продолжать дело Мое в распространении Моего учения и утверждении Моего царства на земле, потому что этот мир враждебно относится и отнесется к вам и ко Мне и к Пославшему Меня (Ин. 15:18-21). Ненависть этого враждебного мира к вам причинит вам много скорби, на что Господь с силою указывал ученикам в этой же беседе (Ин. 15:18 – Ин. 16:4); но при этой скорби, при этих бедствиях и страданиях мир духа их во Христе не только не должен умаляться, но должен возрасти до героизма, до величайшего дерзновения при их деятельности в деле Христовом. Это дерзновение, это мужество их должно иметь основание в уверенности, что Господь «победил мир»: победил совершением великого дела искупления человечества своею смертью, вследствие чего и князь мира сего изгнан вон и осужден (Ин. 12:31Ин. 16:11). Победа над миром представляется духовному взору Господа уже совершившеюся (как Ин. 13:31 и парал.). Этим торжественно победным восклицанием: «дерзайте, Я победил мир», оканчивается эта поистине великая последняя прощальная беседа Господа с учениками, начавшаяся также торжественно победною песнь: «ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем!»