- 1.
«Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина». Блаженный Давид, спасаясь бегством от преступнаго сына, нашел себе помощником Хусия, который убедил Авессалома, не следовать внушению Ахитофелову и не тотчас преследовать отца, но собрать весь народ, и тогда уже ополчиться на родителя. И Ахитофел, встревожившись и крайне оскорбившись, что совет Хусиев предпочтен его совету, сделался самоубийцею, и кончил жизнь петлею. А божественный Давид, воспользовавшись сим замедлением в нападении, нашел время бежать, и спасся. Посему псалом сей, как некую песнь и молитву, приносит Спасителю Богу, присоединяет же и наставление тем, которые терпят от кого-либо обиду, советуя им возлагать упование на Бога и от Него ожидать помощи, а делающих обиды устрашая напоминанием о праведном суде Божием.
- 2.
Ст. 2-3 «Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя». «Да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу», то есть, не уповая ни на какую человеческую помощь, и храня единую надежду на Тебя, умоляю сподобить Твоего промышления; потому что боюсь, чтобы угрожающие мне войною, наступив на меня подобно дикому зверю, и нашедши оставленным без Твоего Промысла, не погубили меня совершенно.
- 3.
да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу.
См. Толкование на (Пс 7:2)
- 4.
«Господи Боже мой, аще сотворих сие». Потом яснее представляет сказанное им: «аще есть неправда в руку моею». И показывая, какой вид неправды разумеет здесь, немедленно присовокупляет:
- 5.
Ст. 5-6 «Аще воздах воздающим ми зла: да отпаду убо от враг моих тощь». «Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит». У добродетели много видов, не целомудрие только и благоразумие, но и мужество и справедливость. Посему Давид свидетельствует здесь не о том, что достиг он высокой добродетели, но что, не сделав ни малейшей обиды врагам, не справедливо терпит от них гонение. Не только, говорит, сам я не начинал обиды, но даже никогда не соглашался мстить обидевшим. Многократно имея у себя в руках Саула, не воздал ему за несправедливую неприязнь. Посему умоляю Тебя, Владыка, премудро все ведущаго, судить меня правдиво, и если сделал я когда что-либо подобное, лишить меня Своей попечительности (ибо сие выражает словами: «да отпаду убо от враг моих тощь», и отдать меня в руки неприязненным, чтобы не только лишили меня дарованных мне Тобою славы и царства, но и предали поносной смерти. Ибо сие разумел, сказав: «славу мою в персть вселит».
- 6.
да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит.
См. Толкование на (Пс 7:5)
- 7.
«Воскресни Господи гневом Твоим, вознесися в концах враг моих». Симмах перевел: раздражением, Феодотион: яростию, Акила: нетерпеливостию. Посему Давид умоляет праведнаго Судию не долготерпение показать, но изречь праведный приговор, и наложить наказание на делающих обиды. Ибо употребил слово: «воскресни» в значении: не оказывай более долготерпения. Подобно сему выражение: «востани, вскую спиши Господи» ((Пс 43:24))? Ибо и там сном назвал долготерпение; и еще: «воскресни Господи, помози нам» ((Пс 43:27)). Теперь время не человеколюбию, но праведному гневу. Посему положи предел врагам моим, остановив неправедное их нашествие.
«И востани Господи Боже мой повелением, имже заповедал еси». Ты узаконил защищать обижаемых. Посему Сам исполни, Владыка, что заповедал делать другим, и подай мне помощь Твою.
- 8.
«И сонм людей обыдет Тя: и о том на высоту обратися». Когда явлен будет сей Промысл Твой, все вознесут Тебе песнопение, и наименуют Тебя Богом Вышним, потому что над всем надзираешь, и достойное наказание налагаешь на делающих обиды. Ибо сказанное: «на высоту обратися», значит: Ты, высочайший по естеству, но многими неведомый, попечительностию об обижаемых покажи, Кто Ты. Потом пророчественно изрекает Давид:
- 9.
«Господь судит людем». Разсудит не мое только дело, но и весь человеческий род.
«Суди ми Господи по правде моей и по незлобе моей на мя». Не себе приписал правдивость божественный Давид в словах сих. Ибо слышим, что противное сему взывает он: «яко беззакония моя аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» ((Пс 50:5)); и: «рех, исповем на Мя беззаконие мое Господеви» ((Пс 31:5)). Напротив того разумеет здесь справедливость в настоящем деле. Ничем, говорит, не обидел я ни Авессалома, ни Ахитофела, ни вооружившихся с ним против меня. Посему умоляю судить меня по этой правде и по незлобию, а не по содеянным уже мною прегрешениям. Прошу настоящее дело разсудить одно само по себе, и не наказывать теперь за другие грехи.
- 10.
Ст 10-11 «Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго». Вместо: «да скончается» Симмах поставил: да свершится. Если злоба живущих порочно окажется суетною; то питомцы добродетели с большим усердием совершат предлежащий им путь.
«Испытаяй сердца и утробы Боже». Праведная «помощь моя от Бога спасающаго правыя сердцем». Утробами Пророк именует здесь помыслы. Поелику в утробах возбуждаются похотливыя пожелания, от них же потом возникают помыслы вожделения; то в переносном смысле помыслы и назвал утробами. Посему, говорит, Ведущий сокровенные помыслы ума человеческаго, окажет мне справедливую помощь, как обычно Ему делать сие; потому что всегда защищает обижаемых. За сим устрашает уже Пророк живуших в злобе, указуя на праведныя наказания, и предвещает гибель Ахитофелу.
- 11.
Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем.
См. Толкование на (Пс 7:10)
- 12.
«Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день». Он имеет человеколюбие, по которому долго терпит человеческия прегрешения; потому что, если и видит, что люди от онаго не приобретают пользы, все еще медля наказанием, устрашает их пока угрозами. Но если, и сим пренебрегши, все еще будут они грешить, немедленно уже, по всей справедливости, предает их конечной пагубе. Сие и выразил Пророк в присовокупляемых словах:
- 13.
Ст. 13-14 «Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже, и уготова и». «И в нем уготова сосуды смертныя». Это еще не наказание, но угроза. Пророк сказал: «очистит», а не поразит; «лук напряже», а не стрелы мещет. И извещая, что в некоторых повергает и стрелы, тотчас присовокупил: «стрелы Своя сгараемым содела». Которые прияли в себя удобосгараемое вещество греха, наздав, как говорит божественный Павел, «дрова, сено, тростие» ((1Кор 3:12)), те будут поражены сими огненосными стрелами.
- 14.
и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгараемым содела.
См. Толкование на (Пс 7:13)
- 15.
«Се боле неправдою» – Ахитофел, внушивший эту лукавую мысль. «Зачат болезнь, и роди беззаконие». По злобе, готовой на всякую крайность, вооружил он беззаконнаго сына против отца, который не сделал никакой обиды.
- 16.
Ст. 15-16 «Ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела». «Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет». Запутается в собственных сетях своих, получит награду за труды свои, и уловлен будет мрежами, какия разставил для уловления других.
- 17.
ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела.
См. Толкование на (Пс 7:16)
- 18.
«Исповемся Господеви по правде Его, и пою имени Господа Вышняго». А я, сподобившись такого Божия Промысла, непрестанно буду песнословить Благодетеля, поведая правдивость суда.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 7
Глава 7
Ничего нет для сопоставления.