< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Глава 20

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «В конец, псалом Давиду». После оной блистательной и славной победы, после видимой погибели Ассириян, блаженный Езекия впал в болезнь, и узнав чрез Пророка Исаию, что умрет, горячими слезами умилостивил Бога, и не только получил освобождение от болезни, но еще обещано ему пятнадцать лет жизни. Посему божественный Давид, как бы от лица народа, написал также и сей псалом, песнословя Бога за выздоровление царя.

  • 2.

    Ст. 2-3 «Господи силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело». «Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его». Как сильный и человеколюбивый, говорит Пророк, благоволительно принял Ты молитву царя нашего, и дал ему все просимое им; лучше же сказать даровал ему и большее просимаго. Ибо присовокупил и сие:

  • 3.

    Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его.

    См. Толкование на (Пс 20:2)

  • 4.

    «Яко предварил еси его благословением благостынным: положил еси на главе его венец от камене честна», потому что даровал ему царство, о чем он не просил, и по собственной Своей щедроте украсил главу его царским венцем.

  • 5.

    «Живота просил есть у Тебе, и дал еси ему долготу дний во век века», то есть, получил он, о чем просил, и приял жизнь, как желал. А выражение: «во век века» указывает и на жизнь будущую, которой принадлежит негиблемость.

  • 6.

    «Велия слава его спасением Твоим: славу и велелепие возложиши на него», потому что не только даровал ему спасение, но и соделал его знаменитым, высоким и достойным удивления, как чудесным избиением врагов, так и возвращением вспять солнца. А сие соделалось столько известным повсюду, на суше и на море, что царь вавилонский прислал дары тем, которые сами прежде приносили дары Ассириянам. Ибо по избиении Ассириян, цар сей догадывался, что ради Езекии же и солнце совершило, или потерпело, это возвращение.

  • 7.

    «Яко даси ему благословение во век века: возвеселиши его радостию с лицем Твоим». Да и во всех родах будет он славен, возымев такое дерзновение пред Тобою. Ибо слова: «с лицем Твоим» Симмах перевел: пред лицем Твоим. Посему, говорит Пророк, возвеселится и будет иметь непрестанное услаждение, сподобившись Твоего лицезрения, то есть, Твоего благоволения. А причиною сего было то, что на Тебя возложил упование. Ибо Пророк присовокупил следующее:

  • 8.

    «Яко царь уповает на Господа: и милостию Вышняго не подвижится». Берет он верх над враждующими, пользуясь Твоею благодатию; а пользуется ею, ни на одного человека не возлагая упования, но единственно по надежде на Тебя.

  • 9.

    «Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим: десница Твоя да обрящет вся ненавидящия Тебе». Яснее выразил это Симмах: рука Твоя обымет всех врагов Твоих, десница Твоя обрящет всех ненавидящих Тебя. Тесную же связь имеет сказанное с предыдущим. Царь не напрасно ободрял себя надеждою на Тебя, но зная, что возможет сокрушить всех врагов десница Твоя. Словами же: «десница» и «рука» Пророк наименовал опять Божию действенность.

  • 10.

    Ст. 10-11 «Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего: Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь». «Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих». Не трудно Тебе, говорит Пророк, разжечь их на подобие печи, и как удобовоспламеняемое вещество истребить огнем, не их только, но и потомков их (ибо потомков наименовал и «семенем» и «плодом»), чтобы изгладилась всякая память о них. Сказал же: «во время лица» вместо: во время гнева Твоего, когда заблагоразсудишь совершить это, и признаешь время благопотребным к наказанию.

  • 11.

    Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих.

    См. Толкование на (Пс 20:10)

  • 12.

    «Яко уклониша на Тя злая», потому что против Тебя воздвигли язык, и изрекли слова хульныя.

    «Помыслиша советы, ихже невозмогут составити». В некоторых списках читается: «составити». А Симмах выразился так: помыслили помышления невозможныя. И сим предрекает Пророк хульныя изречения Ассириянина: да не обольщает Тебя Бог, на Котораго возлагаешь Ты упование, что избавит Иерусалим от руки моей. О сих-то изречениях говорит, что помыслили помышления невозможныя, или «помыслиша советы, ихже не возмогут составити», понадеявшись, что, как преодолели идолов, так преодолеют и Бога истиннаго.

  • 13.

    «Яко положиши я хребет». Симмах же выразил так: потому что поставишь их смотрящими взад. Ибо избежавших поражения от Ангела обратишь в бегство, и принудишь показать тыл, чтобы, пришедши домой, возвестили они о совершившемся. Пророк же представил сие в виде предсказания, как еще несбывшееся.

    «Во избытцех Твоих уготовиши лице их». Сие, как утверждали иные, сказано в обратном смысле, и разумели так: «во избытцех Твоих уготовиши лице Твое», то есть, подвергнешь наказанию оставшихся и спасшихся бегством. Но можно, и удерживая тоже словосочинение, приспособить к словам туже мысль. «Во избытцех Твоих уготовиши лице их», потому что не трудно и удобно для Тебя подвергнуть их остающимся у Тебя казням, и тех, которые спаслись бегством, обратили хребет, и думают, что избежали смерти, возможно Тебе остановить, возвратить и наказать.

  • 14.

    «Вознесися Господи силою Твоею: воспоем и поем силы Твоя». Не как униженный возносится Богь, и не что-либо такое, чего не имел, восприемлет, но Он открывает, что имеет. Посему справедливо сказал Пророк: «вознесися Господи силою Твоею». Ибо высота Твоя доказывается неизреченною силою, которую мы непрестанно будем воспевать и песнословить Тебя, поведая чудеса Твои.

Ничего нет для сопоставления.