- 1.
В конец, «псалом Давиду». Псалом сей имеет вид молитвы. Посему, вероятно, надписание не именует его и псалмом. Некоторые писатели утверждали, что в нем предсказывается плен, и изъясняли оный, как изреченный пленными, имея при сем в виду одно окончание псалма, где сказано: «избави Боже Израиля от всех скорбей его». Но думаю, что псалом сей изречен блаженным Давидом, когда видел он многия востания врагов. Посему и приводит себе на память прежние и новые грехи, и умоляет об избавлении от них. Преподает же и полезный для людей совет.
«К Тебе Господи воздвигох душу мою. Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеютмися врази мои». Отвсюду окруженный тысячами неприязненных мне, Тебе, Владыка, приношу душу мою, и на Твою полагаюсь помощь, умоляя о том, чтобы не проводить мне жизнь в непрестанном стыде и не быть посмешищем для врагов.
- 2.
Ст. 2-3 «Ибо вси терпящии Тя не постыдятся». «Да постыдятся беззаконнующии вотще». У меня есть, говорит Пророк, достаточное ручательсто в надежде – уверовавшие уже в Тебя и воспользовавшиеся Твоею помощию. Ибо Тебе обычно промышлять о них, постыждать же живущих беззаконно. Надлежит же заметить: не просто о согрешающих, но о «беззаконнующих вотще» Пророк сказал, что исполнятся они стыда; потому что не все одинаково прегрешают, но одни поползаются по какому либо обстоятельству, или по естественной немощи, а другие услаждаются беззакониями, и придумывают новыя.
- 3.
Да постыдятся беззаконнующии вотще.
См. Толкование на (Пс 24:2)
- 4.
Ст. 4-5 «Пути Твоя Господи скажи ми, и стезям Твоимь научи мя». «Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день». А я прежде всего испрашиваю того, чтобы распознавать мне пути Твои, изучать стези к Тебе ведущия и постоянно ходить путем непогрешительным и истинным; а потом испрашиваю и того, чтобы на самом деле дознать, что Ты мой Спаситель; потому что непрестанно ожидаю от Тебя человеколюбия. Пророк сказал: «весь день» в значении: всегда, и хочет показать, что не в его обычае иногда иметь такое намерение, а иногда вместо него принимать другое.
- 5.
Настави мя на истину твою и научи мя: яко ты еси Бог спас мой, и тебе терпех весь день.
См. Толкование на (Пс 24:4)
- 6.
Ст. 6-7 «Помяни щедроты Твоя Господи, и милости Твоя, яко от века суть». «Грех юности моея, и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя». Всегда кротко и человеколюбиво, говорит Пророк, управляешь Ты людьми; умоляю и теперь дать мне изведать сию благость, и памятовать человеколюбие Твое, а не грех мой; и о мне памятуя, Владыка, поступи со мною по щедротам, а не по правде. Ибо сего испрашивал в приведенных словах: «по» великой «милости Твоей помяни мя Ты»; не грех мой, но меня помяни человеколюбиво. «Ради благости Твоея Господи». Умоляю, сподобить меня сего, не по моему достоинству, но по Твоему человеколюбию.
- 7.
Грех юности моея и неведения моего не помяни: по милости твоей помяни мя ты, ради благости твоея, Господи.
См. Толкование на (Пс 24:6)
- 8.
Ст. 8-9 «Благ и прав Господь». Не без причины употребил я слова сии, говорит Пророк, но зная, что Владыка не только правдив, но и человеколюбив. Сему везде научает нас божественное Писание. Таково следующее изречение: «милость и суд воспою Тебе Господи» ((Пс 100:1)); и другое: «милостив и щедр Господь и праведен» ((Пс 111:4)); и: «Бог наш милует» ((Пс 114:4)); и еще: «Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день» ((Пс 7:12)).
«Сего ради законоположит согрешающим на пути». «Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим». Яснее перевел это Симмах: посему укажет согрешающим путь; потому что, водясь благостию, не вдруг наказывает согрешающих, но указует им правый путь и обучает их закону покаяния, и тех, которые водятся кротостию и простотою, научает различать свойство вещей, и ведет к познанию всякаго своего домостроительства, чтобы простота, став напутствием к неведению, не причинила им великаго вреда. Потом Пророк показывает свойство упомянутых им путей.
- 9.
Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим.
См. Толкование на (Пс 24:8)
- 10.
«Вси путие Господни милость и истина, взыскающим завета Его, и сведения Его». Ибо непрестанно поучающиеся в священных словесах в точности дознают из оных, что всякое домостроительство Бога и Спасителя нашего срастворено милостию и истиною. Кающимся, в чем прегрешили, дарует Он милость и прощение; непобедимых подвижников добродетели провозглашает и венчает, произнося приговор Свой с истиною; а на живущих беззаконно и неприносящих покаяния налагает наказания по уставам истины.
- 11.
«Ради имене Твоего Господи, и очисти грехь мой: мног бо есть». Посему, говорит Пророк, умоляю Тебя быть снисходительным к грехам моим, не ради ревностнаго моего покаяния, но ради того именования, какое имеешь Ты по человеколюбию, и потому что на имени Твоем основал я надежды свои.
- 12.
Ст. 12-13 «Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, его же изволи». «Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю». Отсюда начинает Пророк наставление, предлагает полезный совет, и боящимся Господа обещает всякое о них промышление. И поелику много различных родов жизни благочестивой, жизнь монашеская и обшежительная, жизнь пустынная и городская, жизнь частная и военная, царственная и промышленная, мореходная, земледельческая и другие многие и разные роды жизни; в каждом же роде жизни можно угождать Богу: то не без причины изрекло пророческое слово: «кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, его же изволи», то есть, в том роде жизни, какой решился человек проводить, дасть ему приличные и сообразные законы. Так божественный Иоанн Креститель вопрошавшим мытарям, что им делать, советовал, не брать больше установленнаго, и воинам – никого не обижать, довольствоваться оброками, то есть, определенною пищею ((Лк 3:12)). Так божественный Апостол предписал в отношении друг к другу законы рабам и господам, детям и родителям, мужьям и женам (Еф.6). Посему исполнившим сии законы пророческое слово обещает и наслаждение души благами, и благословение семени. Ибо «душа его во благих водворится, и семя его наследит землю». И поелику чадородие и то, чтобы оставить по себе наследников, всего вожделеннее Иудеям, а тоже самое желательно и ныне избирающим жизнь общественную; то Пророк побуждает с сего восходить к деланию добродетели.
- 13.
Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю.
См. Толкование на (Пс 24:12)
- 14.
«Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им». Яснее перевели это Симмах и Феодотион: тайна Господня боящимся Господа, и завет Его объявит им. Слышим же, что Сам Владыка говорит чрез Пророка Исаию: таинства Мои Мне и Моим [cлов сих не читается в известных ныне изданиях, но по Concord. Gr. 70 vers. Иnterpr. AbrahamИ TrommИИ указываются оныя Исаии в гл. 24, ст. 17]. Ибо не просто всем, но боящимся открывает сие, и указует цель божественных словес Его. Да и по переводу Седмидесяти, «держава Господь боящихся Его», соделывая их непобедимыми и превозмогающими врагов.
- 15.
«Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои». Очами и здесь опять называет очи ума, которыя Пророк, по словам его, возводит ко Господу, ясно зная, что при Его попечительности избежит козней устрояемых врагами.
- 16.
«Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищь есмь аз». Слово: «единород» прочие переводчики перевели: одинок. Говорит же Пророк: я лишен всякой помощи; потому умоляю сподобить меня Твоего заступления. Весьма же трогательно выразился: «призри на мя и помилуй мя», то есть, воззри на мое одиночество и на множество осаждающих меня врагов; ибо, увидев сие, без сомнения сжалишься.
- 17.
Ст. 17-18 «Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя». «Виждь смирение мое, и труд мои, и остави вся» беззакония «моя». Отвсюду, говорит Пророк, окружают меня многия горести; поэтому, сие смирение и бедствование мое противоположив на весах беззакониям моим, даруй оставление грехов, и прости меня.
- 18.
Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя.
См. Толкование на (Пс 24:17)
- 19.
«Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя». Если, говорит Пророк, и недостойным человеколюбия представляюсь я, борясь с столькими бедствиями, то воззрев на несправедливую неприязнь врагов, удели мне Своего человеколюбия. Ибо пред Тобою прегрешил я, преступив Твои заповеди; они же враждуют против меня несправедливо, ничего не имея, в чем бы обвинить меня.
- 20.
«Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко» призвах «Тя». Если и преступил я некоторые из законов Твоих; то не отделял себя от Твоего промышления, потому и умоляю сохранить и спасти меня от враждующих.
- 21.
«Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя Господи». Добродетели свойственно и сие – ненавидеть обращение с людьми худыми, иметь же близкими к себе и друзьями уважающих безпристрастие, водящихся правотою и свободных от порока. Пророк сказал о себе, что и он делал это, думая угодить тем Владыке.
- 22.
«Избави Боже Израиля от всех скорбей его». Прилична царю сия принесенная им Богу молитва. Ибо тому, кто поставлен правителем, надлежит прилагать всякое попечение о подданных. Посему-то и блаженный Давид приносил молитву не о себе только, но и о вверенном ему народе. Сверх того спасение царствующаго правдиво и благоуспешно составляет общую пользу народа. Но слова сии имеют и иный смысл. Израиль разделялся и при Сауле, и при Мемфивосфее, и при Авессаломе. Посему Пророк говорит: если буду пользоваться Твоею помощию, и превозмогу неприязненных мне; то и самый Израиль, прекратив междуусобную войну, приобретет мир, и насладятся Твоими благами.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Феодорит Кирский > Псалтирь > Глава 24
Глава 24
Ничего нет для сопоставления.