< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61

Глава 36

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «Псалом Давиду». «Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие». Божественный Давид, дознав опытом, что много благ доставляет кротость, конец же живущих неправдою и предающихся кичливости печален и сообразен с их жизнию (дознал же сие из жизни Саула, Авессалома и других поступавших подобно им), предлагает увещание всем людям, убеждая, встречающияся скорби переносить благодушно, благоденствие же и благоуспешность людей лукавых не признавать достойными ублажения, а паче называть бедственными. А потому в самом начале псалма говорит: «не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие». Слово: «не ревнуй», Симмах перевел: не входи в состязание, а Феодотион: не раздражайся, в смысле: не поощряй себя к подражанию живущим беззаконно, видя доставшийся им благий жребий. И, показав кратковременность сего благополучия, Пророк немедленно присовокупил:

  • 2.

    «Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут». Это сказал и блаженный Исаия: «всяка плоть сено и всяка слава человеча яко цвет травный. Изсше трава, и цвет ея отпаде, глагол же» Господень «пребывает во веки» ((Ис 40:6)). Тоже изрек и блаженный Давид.

  • 3.

    Ст. 3-4 «Уповай на Господа, и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея». «Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего». Пророк всем поучал пользе упования на Бога. Кто на Бога уповает, говорит он, и кого Бог пасет, тот насладится и подаваемым от Бога. Преимущественно же получат блага сии те, которые в услаждение себе вменяют непрестанное собеседование с Богом.

  • 4.

    Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего.

    См. Толкование на (Пс 36:3)

  • 5.

    Ст. 5-6 «Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит». «И изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне». И себя самаго, и дела свои, говорит Пророк, посвяти Богу, и от Него ожидай помощи. Он, как Судия, произнесет правдивый приговор, провозвестит о тебе, соделает тебя славным; для всех будешь виден, как полуденный свет.

  • 6.

    И изведет яко свет правду твою и судбу твою яко полудне.

    См. Толкование на (Пс 36:5)

  • 7.

    «Повинися Господеви, и умоли Его». Поэтому, зная сие, повинуйся правящему тобою Богу, и не преставай просить у Него благ.

    «Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление». Если и видишь, что иный избрал лукавое, и не остается безуспешным в намерении, но достигает цели; не огорчайся, не негодуй, предаваясь той мысли, будто бы никто не управляет тварию. Ибо сие выражает присовокупленное у Пророка:

  • 8.

    Ст. 8-11 «Престани от гнева, и остави ярость, не ревнуй, еже лукавновати». «Зане лукавнующии потребятся». Не смотри на их благоденствие, но ожидай конца, и увидишь гибель.

    «Терпящии же Господа, тии наследят землю». «И еще мало, и не будет грешника: и взыщеши место его, и не обрящеши». «Кротции же наследят землю, и насладятся о множестве мира». Ибо будь уверен, что утвердившиеся на божественном уповании, и избравшие жизнь скромную, проведут ее в спокойствии и мире, находя для себя постоянное услаждение в чистоте совести, а полагающиеся на кратковременное благоденствие испытают скорую превратность, и преданы будут конечному забвению.

  • 9.

    зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю.

    См. Толкование на (Пс 36:8)

  • 10.

    И еще мало, и не будет грешника: и взыщеши место его и не обрящеши.

    См. Толкование на (Пс 36:8)

  • 11.

    Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира.

    См. Толкование на (Пс 36:8)

  • 12.

    Ст. 12-13 «Назирает грешный праведнаго, и поскрежещет нань зубы своими». «Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его». Пророк и сим подает утешение обидимым. Ибо дает видеть, как беззаконник приходит в неистовство и ярость на возлюбивших спокойную жизнь, Праведный же Судия посмевается его предприятию; потому что провидит скорый конец беззаконных.

  • 13.

    Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его.

    См. Толкование на (Пс 36:12)

  • 14.

    Ст. 14-15 «Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем». «Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся». И сие имеет один и тот же смысл с сказанным выше. Ибо показывает, что грешник, хотя всякие способы употребляет против не сделавших ему никакой обиды, однако же запутается в собственных своих сетях. Ибо мечем и луком Пророк назвал различныя казни. Это подобно сказанному в седмом псалме: «ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела» ((Пс 7:16)).

  • 15.

    Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся.

    См. Толкование на (Пс 36:14)

  • 16.

    «Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа». Иметь у себя одно необходимое и быть правдивым, говорит Пророк, лучше беззаконнаго богатства и неправеднаго изобилия. Потом, показывая плоды того и другаго, говорит:

  • 17.

    «Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь». Мышцами в переносном смысле Пророк назвал силу; потому что посредством мышц обыкновенно действуют люди. Весьма же прилично употребил выражение: «утверждает праведныя»; потому что, приводимые в колебание демонами и людьми, но поддерживаемые Божественною благодатию, они стоят и превозмогают встречающияся с ними напасти.

  • 18.

    Ст. 18-20 «Весть Господь пути непорочных, и достояние их во век будет». «Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся». Избравшие неукоризненную жизнь, воспользуются всяким о них промышлением; потому что, если и в бедствия впадут, то преодолеют оныя, и во время общей скудости, необходимо нужное приимут от Бога, а сверх того насладятся вечными благами. Думаю же, что Пророк предызображает здесь голод, угрожавший древним Иудеям: «послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня» ((Ам 8:11)).

    «Яко грешницы погибнут». «Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша». Противоположность союза «же» производит различие лиц, и подает повод представлять иных под именем грешников, и иных под именем врагов Господних. Но Акила и Симмах, вместо «же» поставив союз «и», показали чрез это, что одни и теже суть и грешники и враги Господни. Пророк же говорит, что люди, богоненавистные по своим беззакониям, после того, как цвели они несколько времени, и казались знаменитыми и славными, исчезли на подобие дыма.

  • 19.

    Не постыдятся во время лютое и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут.

    См. Толкование на (Пс 36:18)

  • 20.

    Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, изчезающе яко дым изчезоша.

    См. Толкование на (Пс 36:18)

  • 21.

    «Заемлет грешный, и не возвратит, праведный же щедрит и дает». Таков был Саул, которому всегда благодетельствовал божественный Давид, и который не хотел воздать добром благодетелю, тогда как блаженный Давид, уподобляясь своему Владыке, сияющему «солнце Свое на злыя и благия» ((Мф 5:45)), не переставал благодетельствовать. Таковы были Иудеи, о которых все возможныя попечения прилагали священные Апостолы, и которые оказывали к ним кровожадное расположение, между тем как божественные Апостолы щедро уделяли им Божественные дары.

  • 22.

    «Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся». Сие Бог всяческих обетовал патриарху Аврааму: «благословлю благословящия тя, и кленущия тя проклену» ((Быт 12:3)).

  • 23.

    Ст. 23-24 «От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело». «Егда падет, не разбиется: яко Господь подкрепляет руку его». Господь благословляет благословляющаго праведника, и кленущему его воздает равным; потому что Сам управляет путями праведных. Ибо без Его благодати никому невозможно неукоризненно шествовать, каким бы то ни было, путем добродетели. Но кто имеет сию цель, тому Он содействует; и для приобретения добродетели необходимо вместе стекаться и человеческому усердию и Божественному промышлению. Таким образом, если и поползнется когда совершающий путь сей, будет иметь Божественную помощь. Так и блаженный Давид, преткнувшись и подвергшись опасности пасть на землю, возставлен был Божественною благодатию.

  • 24.

    Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его.

    См. Толкование на (Пс 36:23)

  • 25.

    Ст. 25-26 «Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы». «Весь день милует, и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет». И быв молод, и достигнув старости, сколько знаю, не видал я праведника, лишеннаго Божия о нем промышления, потому что правдивый Судия не о них только, но и о рожденных ими, прилагает все Свое попечение. Так об Израиле, даже преступившем закон, промышлял Он за праотеческую добродетель. Так Соломона впадшаго в нечестие, терпел за отцево боголюбие. Выражение же: «весь день милует, и взаим дает праведный» означает оказываемыя праведным всякаго рода благотворения, деньгами, вещами, словом, советом. Делая сие, милует он пользующихся благотворением, и взаим дает Богу их. Ибо сказано: «милуяй нища, взаим дает Богови» ((Притч 19:17)); потому что одно и тоже есть и милость и даяние взаймы.

  • 27.

    «Уклонися от зла, и сотвори благо, и вселися в век века». Поэтому всякий человек, зная сие, известившись, какая награда и добродетели и пороку, пусть избегает всех видов порока, идет же путем противоположным, чтобы насладиться вечными благами.

  • 28.

    Ст. 28-29 «Яко Господь любит суд, и не оставит преподобных Своих: во век сохранятся: беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится». «Праведницы же наследят землю, и вселятся в век века на ней». Соблюдая суд правый и правдивый, Господь всяческих сотворит воздаяния, сообразныя с начинаниями, и любителей праведности сподобит всякаго о них попечения, а избравших противное исторгнет с корнем. Так, показав плоды того и другаго, Пророк учит потом, как можно преуспевать в богоугодной праведности.

  • 29.

    Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней.

    См. Толкование на (Пс 36:28)

  • 30.

    Ст. 30-31 «Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд». «Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его». И на языке и в мысли, говорит Пророк, надлежит иметь словеса Божии, и непрестанно поучаться оным. Ибо таким образом любитель добродетели, дознавая, что ему должно делать, пребывает безтрепетным, непоколебимым, препобеждая предприемлющих низложить его. Это сказал Давид и в первом псалме: «но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь» ((Пс 1:2)), и так далее.

  • 31.

    Закон Бога его сердцы его, и не запнутся стопы его.

    См. Толкование на (Пс 36:30)

  • 32.

    Ст. 32-33 «Смотряет грешный праведнаго, и ищет, еже умертвити его»: «Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему». Одно и тоже выражает Пророк различно, чтобы более утвердилось в памяти то, над чем долее утруждалось внимание. Говорит же, что Владыка не оставляет без надзора праведника, когда злоумышляют против него люди лукавые, и не дает Своего согласия, когда отваживаются на это, но устрояет так, что праведник прескочит сети. Сим пользовался Авраам в двукратное похищение Сарры. Пользовался сим и Исаак, потерпев то же самое; пользовался Иаков, когда позавидовали ему брат и тесть; пользовался Иосиф, когда нападали на него зависть и клевета. И должно ли перечислять все? Любоведущим не трудно и собрать древнее, и усмотреть новое.

  • 33.

    Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему.

    См. Толкование на (Пс 36:32)

  • 34.

    «Потерпи Господа, и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю: внегда потреблятися грешником узриши». Посему, дознав это, ожидай Божественнаго определения, и сохраняй постановленные законы. В таком случае, и в настоящей жизни будешь славен, и в будущей насладишься постоянными благами, и увидишь злосчастный конец грешных. Потом, поелику многих огорчает то, что не видят теперь наказания неправедным, и ждут сего долгое время, Пророк весьма кстати в будущем уверяет тем, что уже было.

  • 35.

    Ст. 35-36 «Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския»: «И мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его». Ибо великий Давид видел и конец царствования Саулова, и падения самовластия Авессаломова, а также и гордыню и гибель Амманитянина Нааса, и при кичливости смерть иноплеменника Голиафа, кроме же сих высокомерие, гордыню и конечную гибель многих других. Посему благоденствие их справедливо уподобил безплодным деревам, и заметил, что не только сами они, но и места их изчезли. Под словом же: «место» дал разуметь память о них. Потом опять предлагает увещание и совет.

  • 36.

    и мимо идох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его.

    См. Толкование на (Пс 36:35)

  • 37.

    «Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну». Симмах же выразил это так: храни простоту, и взирай на правое; потому что для человека мирнаго есть будущее, то есть, не обращай взора на скорби настоящия, но ожидай будущаго; настанет время, в которое водящимся простотою и правотою воздана будет надлежащая награда.

  • 38.

    «Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся». Сие Симмах выразил опять так: уничижающие будут вкупе изглаждены, и последнее беззаконных будет истреблено, то есть, в оное время они приимут воздаяние, и потерпят общую гибель.

  • 39.

    Ст. 39-40 «Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби»: «И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него». Делатели же правды воспользуются Божественным вспоможением, улучат спасение, восторжествуют над покушающимися делать обиды, как приобретшие единственную для себя надежду.

  • 40.

    и поможет им Господь и избавит их, и измет их от грешник и спасет их, яко уповаша на него.

    См. Толкование на (Пс 36:39)

Ничего нет для сопоставления.