< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104

Глава 79

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «В конец» в песнях, «о изменшихся, свидение Асафу, псалом» об Ассирианине. Настоящий псалом предсказывает перемену некоторых обстоятельств, – ибо сие означает, и о сем свидетельствует, слово: «изменение»; а потому прилагается и слово: «свидение». Предвозвещает же благодать Духа пленение и рабство в Вавилоне Иудеев. А изложен псалом в виде молитвы, как бы самими Иудеями приносимой Богу всяческих. Ибо пророчественная благодать научает их, какими словами должно умилостивить Бога и преклонить Его к помилованию, предсказывает также будущее спасение всем человекам Владыкою Христом.

  • 2.

    «Пасый Израиля вонми». Тебя, Владыка, подобно пастырю, промышляющему о народе, умоляю приять прошение мое.

    «Наставляяй яко овча Иосифа». Ты Иосифа, как некиими волками, уловленнаго братьями, избавил из рук их, препроводил в Египет, и превознес над злоумышлявшими. Так Пророк, изобразив попечение Божие об Иудеях, переходит к изображению общаго Божия владычества.

    «Седяй на Херувимех явися». Поелику их одних некия изображения великий Моисей поставил во святая святых, и среди них поместил очистилище, от котораго бывало первосвященникам некое Божественное явление; то Пророк кстати упомянул здесь о Херувимах, и умолял явиться Седящаго на них.

  • 3.

    «Пред Ефремом и Вениамином и Манассием»; то есть, умоляю Тебя явиться народу Твоему. Ибо поименованными коленами Пророк означил весь народ; упомянул же о сих коленах, потому что сделал уже упоминание об Иосифе; а Ефрем и Манассия – сыновья Иосифовы, и Вениамин – единоматерний брат Иосифов.

    «Воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас». Возбуждает Бога, как долготерпеливаго и пребывающаго в покое, и говорит: «воздвигни» всю «силу Твою, промышляя о нашем спасении».

  • 4.

    «Боже» сил «обрати ны». Освободи от рабства, и даруй возвращение. Потом показывает удобность сего дела.

    «Просвети лице Твое, и спасемся». Достаточно – явиться Тебе, чтобы прекратить бедствия.

  • 5.

    «Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих?». Долго ли, Владыка, будешь отвергать мои моления, гневаясь на прегрешения мои? Рабом же Божиим именует народ; ибо другие толковники, вместо слов: на молитву «раба Твоего», поставили: на молитву народа Твоего.

  • 6.

    «Напитаеши нас хлебом слезным: и напоиши нас слезами в меру». Здесь переменено время, и другие переводчики представили сие, как уже совершившееся: напитал нас хлебом слезным, и напоил нас слезами в меру. Говорит же Пророкь: и пищу и питие нам растворил Ты слезами; потому что сетуя и воздыхая вкушаем необходимую пищу. Соделал же Ты сие, соразмеряя наказание с грехами. Так и Господь говорит: в «нюже меру мерите, возмерится вам» ((Мф 7:2)). Меру сию видел и Пророк Захария, предвозвещая гибель Вавилона, ((Зах 5:9)); ибо сказал, что видит двух жен, которыя имеют крылья вдодовы, и несут меру, и которым повелено отнести ее в вавилон. А из этого познаем правдивость Божия определения.

  • 7.

    «Положил еси нас в пререкание соседом нашим, и врази наши подражниша ны». В поношении стали мы у соседних народов, всегда бывших к нам неприязненными.

  • 8.

    «Господи Боже сил обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся». Посему явлением Твоим разсей примрачное облако бедствий, и даруй нам возвращение; потому что Ты могуществен и Господь сил. Потом перечисляет Пророк древни благодеяния, умоляя о том, чтобы и им сподобиться подобнаго промышления.

  • 9.

    Ст. 9-10 «Виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и́». «Путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения его, и исполни землю». Ты, Владыка, сокрушил неправедное владычество Египтян, Ты конечной гибели предал хананейские народы, а народ Твой, преведя его из Египта и даровав ему всякое удобство на пути, насадил в земле хананейской, как виноград.

  • 10.

    путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения его, и исполни землю.

    См. Толкование на (Пс 79:9)

  • 11.

    Ст. 11-12 «Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия». «Простре розги своя до моря, и даже до рек отрасли его». Наименовав иносказательно народ виноградом, Пророк продолжает иносказание; ибо горами называет крепость окрестных народов, сению же, покрывающею горы, простершееся на них владычество Израиля; и кедрами Божиими – превознесенных народоправителей, приявших власть от Бога; ветвями, закрывающими кедры, – царство Израильское, которое стало славнее их. А сие как знаем, совершилось при блаженном Давиде и при Соломоне; ибо великий Давид брал дань не только с Филистимлян, Идумеев, Аммонитян и Моавитян, но и с обеих Сирий; к Соломону же приходила и царица ефиопская; так пресловут был он у всех. А розгами винограда Пророк означает множество народа, и отраслями – пришельцев, присоединившихся из язычников и научившихся Богопознанию. Во всем же этом дает видеть прежнее благосостояние народа.

  • 12.

    простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его.

    См. Толкование на (Пс 79:11)

  • 13.

    «Вскую низложил еси оплот его, и обимают и́ вси мимоходящии путем». Для чего оставил его без промышления Твоего о нем, и сделал, что может обижать его всякий, кто хочет? А оплотом назвал Пророк Божие покровительство; ибо, что оплот для винограда, то промысл Божий для сподобившихся пользоваться оным. «Мимоходящии» же «путем» суть враги; потому что, как путники небоязненно обирают неогражденный и неохраняемый виноград, и расхищают плод его, так и оставленный без Божия о нем попечения бывает доступен обидам всякаго желающаго.

  • 14.

    «Озоба и́ вепрь от дубравы и уединенный дивий пояде и́». Сим означил Пророк разныя нашествия Ассириан; потому что Салманассар и Сеннахирим разорили другие города, а Навуходоносор, осадив Иерусалим, избегших смерти отвел рабами в плен. И поелику Израиля называл Пророк виноградом; то, сообразно с сим, врага его наименовал диким вепрем; потому что зверь этот особенно вредит винограду. Уединенным же дивиим называет вепря, живущаго особо, который свирепее других вепрей, как удаляющийся общения с ними. Поэтому и Навуходоносора, который был свирепее других царей, справедливо назвал уединенным дивием.

  • 15.

    Ст. 15-16 «Боже сил обратися убо, и призри с небеси и виждь, и посети виноград сей»: «И соверши и́, егоже насади десница Твоя». Посему умоляю Тебя, всесильный Владыка, призри свыше на опустошение винограда, и страждущих сподоби уврачевания; потому что Твое промышление доставляло ему прежнее благосостояние. «Десницею» же Пророк называет промысл. «И на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе». Начиная с сего, Пророк показует, что от онаго же винограда произрос Владыка Христос; ибо умоляет сподобить виноград попечения ради заимствованнаго от него храма, который ясно нарек Сыном человеческим. Так и Господь в священном Евангелии, как вместе Бог и человек, именует Себя Сыном человеческим, нарекая Себе именование от природы видимой. Посему пророческое слово научает сделавшихся пленниками умолять Бога всяческих, чтобы оказал некую пощаду винограду ради имеющаго произрасти от него спасительнаго корени. Ибо так именует Себя и Господь, говоря: «Аз есмь лоза истинная, вы же рождие, и Отец Мой делатель есть» ((Ин 15:1)). Ибо Он, как человек – виноградная лоза; а как Бог – делатель, сеющий «доброе семя на селе Своем» ((Мф 13:24)). Поелику произрос от сего винограда, который соделался ни к чему годным, и делателю приносил вместо гроздов терния; то Сам стал истинною виноградною лозою, и произрастил великия розги – множество уверовавших в Него. Их-то тень подлинно покрыла горы, а ветви собою покрыли кедры; сей-то виноград действительно «простре розги свои до моря, и даже до рек отрасли его». Ради сея виноградныя Лозы умоляют дать пощаду и оному винограду, описывая различныя его бедствия.

  • 16.

    и соверши и, егоже насади десница твоя, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе.

    См. Толкование на (Пс 79:15)

  • 17.

    Ст. 17-19 «Пожжен огнем и раскопан». Из сего особенно видно, что псалом предвозвещает о царе вавилонском, а не об Антиохе, как представлялось некоторым; ибо царь вавилонский, и храм сожег, и большую часть города предал огню. Так и здесь сказано, что враги не только ушли, собрав плоды, но раскопали и с корнем вырвали виноград, и сожгли его огнем.

    «От запрещения лица Твоего погибнут». «Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея, и на сына человеческаго, Его же укрепил еси Себе». «И не отступим от Тебе». Ибо по заятии от нас сего Начатка, весь человеческий род познает истиннаго Бога, и будет песнословить явленное ему человеколюбие.

    «Оживиши ны, и имя Твое призовем». Таким образом держава смерти будет сокрушена; и мы улучим вечную жизнь, поклоняясь Тебе, Спасителю Богу.

  • 18.

    Да будет рука твоя на мужа десницы твоея и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе,

    См. Толкование на (Пс 79:17)

  • 19.

    и не отступим от тебе: оживиши ны, и имя твое призовем.

    См. Толкование на (Пс 79:17)

  • 20.

    «Господи Боже сил обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся». Посему ради всего этого и ради будущаго чрез нас спасения всем человекам, прекрати наши горести, и даруй нам возвращение. Ибо, если только явишься, мы улучим спасение.

Ничего нет для сопоставления.