Глава 106

  • Закрыть сопоставления
  • 1.

    «Аллилуия». Не раз доказывали мы, что ветхий завет есть сень новаго, но не менее можно с удобностию дознать это и из сего псалма; потому что предвозвещает он освобождение Иудеев, и предрекает спасение всех человеков; имеет же большую связь с псалмами предпоставленными. Сто четвертый псалом содержит в себе сказание об обетованиях, какия даны Богом патриархам, и о дарах, какие ниспосланы их потомкам; следующий же за ним псалом, сверх благодеяний сих, показал и неблагодарность Иудеев, и наказания, какия были за то на них налагаемы. Сей же псалом предрекает избавление от плена, совершившееся по неизреченному Божию человеколюбию. Но, как в тех псалмах преднаписуется совершающееся с нами; так и в сем псалме усматриваем пророчество о нашем спасении; лучше же сказать, большая часть сего пророчества более относится к нам, нежели к Иудеям.

    «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его». Пророческое слово снова подает совет песнословить благодетеля Бога. Причиною же песнопения поставляет человеколюбие.

  • 2.

    «Да рекут избавленнии Господем, их же избави из руки врага». Должно было песнословить Иудеям, освободившимся от рабства вавилонскаго; надлежит всегда делать это и нам, избавившимся от мучительства диавольскаго.

  • 3.

    «И от стран собра их, оть восток, и запад, и севера, и моря». Не видим, чтобы совершилось сие над Иудеями; потому что живут они разсеянными по целой вселенной. Церковь же из язычников Господь призвал и собрал во всех частях вселенной, восточных и западных, южных и северных; и таковыя собрания можно видеть повсюду на суше и на море. А над Иудеями исполнилось сие в малой мере, когда, иные возвратились из Вавилона, а в тоже время не многие собраны были из Египта и окрестных народов.

  • 4.

    «Заблудиша в пустыни безводней». И Вавилон пустынен и безводен; потому что оставлен был Богом, и рабствовавшие в Вавилоне Иудеи лишены были духовнаго орошения. И уверовавшие из язычников жили также в пустыне, и пустыне безводной, «упования не имуще и безбожни», как говорит божественный Апостол ((Еф 2:12)).

    «Пути града обительнаго не обретоша», потому что и Иудеи не могли спастись бегством от поработивших и возвратиться в свое отечество, и уверовавшие из язычников, до вочеловечения Спасителя, не обретали пути, ведущаго в божественный град. А под «градом» разуметь должно здесь благочестивое житие.

  • 5.

    «Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе». Глад божественнаго учения угнетал тех и других. Как Иудеи, рабствуя в Вавилоне, лишены были священников, и не могли совершать служения по закону; так язычники не прияли еще Божественнаго закона, и не насладились духовным учением, чем обыкновенно препитываются души. Сим гладом угрожал Бог Иудеям. Ибо говорил: «наведу глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня» ((Ам 8:11)).

  • 6.

    «И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я». Благочестивейшие из Иудеев принесли моление Богу. Сие показывает нам и пророчество Даниилово. И сам Даниил и Анания и Азария и Мисаил, слезно молясь о всех, испрашивали милости Божией. Язычники же, борясь с бедствиями всякаго рода, хотя воздыхали, предавались безутешным сетованиям и слезам, не имея надежды воскресения, но не испрашивали у Бога всяческих освобождения от обдержавших их зол; однако же Человеколюбец увидел их воздыхания, и явил им милость.

  • 7.

    «И настави я на путь прав, внити во град обительный». Иудеям даровал возвращение чрез персидскаго Кира, а язычников наставил на путь чрез святых Апостолов; чрез них указал им вышний град, имеющий основание на горах святых, «ему же художник и содетель Бог» ((Евр 11:10)).

  • 8.

    «Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим». А Симмах перевел так: и чудеса Его на сынах человеческих. Благодарственную песнь возносят Богу не милость и не чудеса, но насладившиеся столькими благами. Чудно и достоудивительно освобождение Иудеев; гораздо чуднее и достоудивительнее спасение вселенной, изменение на лучшее, прекращение заблуждения, и ведение истины. Всего же этого снабдительница – Божия милость. «Ибо не от дел праведных, их же сотворихом», говорит божественный Апостол, «но по» многой Его «милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа святаго, Его же излия на нас обильно» ((Тит 3:5)).

  • 9.

    Ст. 9-10 «Яко насытил еси душу тщу, и душу алчущу исполни благ»: «Седящия во тме и сени смертней, окованныя нищетою и железом». И Иудеев, которые жили в рабстве и злострадании, томились голодом, освободил от обдержавших зол; и все естество человеческое препитал Божественными учениями, и освободив от тмы неведения, озарил светом Боговедения, разсеял облегавшую их сень смерти, подав надежду воскресения, и расторг крепкия узы греха. Ибо сказано: «пленицами своих грехов кийждо затязается» (Притч.5:22); и: «горе привлагающим грехи яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония своя» (Ис.5:18).

  • 10.

    седящыя во тме и сени смертней, окованныя нищетою и железом,

    См. Толкование на (Пс 106:9)

  • 11.

    Ст. 11-12 «Яко преогорчиша словеса Божия, и завет Вышняго раздражиша». «И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помогаяй». Всех же сих горестей, и для Иудеев, а также и для всех человеков, причиною грех. И Иудеи в наказание преданы рабству вавилонскому; и все люди, по преступлении заповеди, подверглись тяжким трудам. Ибо после сего сказано Адаму: «проклята земля в делех твоих. Терния и волчцы возрастит тебе: в печалех снеси тую вся дни живота твоего. В поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от нея же взят еси: яко земля еси, и в землю отъидеши» ((Быт 3:17)). Остененные столькими бедствиями не находили себе никакой ослабы от облежащих зол, но Тот, Кто осудил их на сии бедствия, Сам даровал и избавление от них; ибо говорит:

  • 12.

    И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помагаяй.

    См. Толкование на (Пс 106:11)

  • 13.

    Ст. 13-14 «И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я»: «И изведе я из тмы, и сени смертныя, и узы их растерза». Ибо, сжалившись и над Иудеями и над человеческим родом, одних избавил от облежавших бедствий, а других освободил от тмы неведения, и расторг узы рабства.

  • 14.

    и изведе я из тмы и сени смертныя, и узы их растерза.

    См. Толкование на (Пс 106:13)

  • 15.

    Ст. 15-16 «Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим»: «Яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи.» «Вратами медными» и «вереями железными» Пророк назвал неизбежность бедствий. Как тому, для кого выход прегражден такими дверями и вереями, невозможно бежать; так невозможно было и Иудеям избежать рабства вавилонскаго, и всем людям – владычества смерти. Но единой Божией милости довлело к тому, чтобы разрушить державу и Вавилонян и смерти, и даровать освобождение от горестей.

  • 16.

    яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи.

    См. Толкование на (Пс 106:15)

  • 17.

    «Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася». И Иудеи и все человеческое естество не вопреки справедливости подверглись сим горестям, но те и другие несут наказание за то, в чем согрешили. Одно же тех и других, обуреваемых столькими бедствиями, Господь сподобил спасения.

  • 18.

    «Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных». Иудеи, одержимые множеством бедствий, отвращались и от самой пищи. Ибо сие, как бы от лица их, сказал Пророк и в другом псалме, именно: «забых снести хлеб мой» ((Пс 101:4)). Язычники же не хотели внимать учениям собственных своих философов. Потому одни осудили на смерть Сократа; другие предали необычайной казни Анаксарха; а иные преемников Пифагоровых после жестоких мучений доводили до преждевременной смерти. Однако же Бог всяческих устроил, что и им сообщена безсмертная пища, и их убедил со всем усердием придти к ней, и освободил от врат смерти.

  • 19.

    «И воззваша ко Господу внегда скорбети им, и от нужд их спасе я». Потом показывает самый образ спасения.

  • 20.

    «Посла слово Свое, и изцели я, и избави я от растлений их». Бог-Слово, вочеловечившись и быв послан как человек (а как Бог Он неописан, вездеприсущ и всеобъемлющ), уврачевал все душевныя язвы, здравыми соделал растленные помыслы. Так исцелил жену грешницу, и повелел ей дерзать ((Мф 9:22)); так даровал крепость разслабленному, сказав: «оставляюттися греси твои» ((Лк 5:20)); так отверз рай разбойнику; так соделал мытарей учителями вселенной; так приступающих ко всесвятому крещению обновляет, очищает и освобождает от греховных язв.

  • 21.

    Ст. 21-22 «Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим»: «И да пожрут Ему жертву хвалы, и да возвестят дела Его в радости». За все это, говорит Пророк, справедливость требует песнословить человеколюбца Бога, показавшаго столько милости и даровавшаго нам чудесное спасение. Не одним же нам надлежит знать чудеса Божии, но должно научить и неведущих и всех возбудить к песнопению. Но заметить надобно и то, что Пророк повелел здесь принести Богу «жертву хвалы», а не жертву безсловесную. Следовательно и здесь отвергает Он служение по закону. А «жертву хвалы» Акила наименовал жертвою благодарения (εὐχαριστίας).

  • 22.

    и да пожрут ему жертву хвалы и да возвестят дела его в радости.

    См. Толкование на (Пс 106:21)

  • 23.

    Ст. 23-24 «Сходящии в море в кораблях, творящии делания в водах многих»: «Тии видеша дела Господня, и чудеса Его во глубине». Пророк сказал сие приточно. Разумеет же следущее: как плавающие на кораблях, переходя обширныя моря, преимущественно видят великия дела Божии, когда, подвергшись сильным волнениям, сверх всякой человеческой надежды, получают спасение: так и Иудеи впав в оныя бедствия, и получив освобождение, дознали Божию силу; а равно и все человеки, видя необычайное изменение дел, прекращение прежняго обольщения, душевную тишину и пристань воскресения, удивляются Подателю сего.

  • 24.

    тии видеша дела Господня и чудеса его во глубине.

    См. Толкование на (Пс 106:23)

  • 25.

    Ст. 25-27 «Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его»: «Восходят до небес, и нисходят до бездн». И сим Пророк научает, что по мановению Божию, как постигает нас скорбное, так и наступает благоприятное.

    «Душа их в злых таяше:» «Смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть». Пророк держится переноснаго образа речи, и повидимому, говорит о мореплавателях, дает же сим разуметь всякаго рода естественныя бедствия, которых никто не в состоянии отвратить, водясь человеческою мудростию; потому что и кормчие, подобно упившимся, влаясь туда и сюда, когда наступит волнение, употребив все искусство, не могут преодолеть бедствий.

  • 26.

    восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше

    См. Толкование на (Пс 106:25)

  • 27.

    восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше:

    См. Толкование на (Пс 106:25)

  • 28.

    Ст. 28-30 «И воззваша ко Господу, внегда корбети им, и от нужд их изведе я». «И повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его». «И возвеселишася, яко умолкоша». И оным пловцам, как скоро призывают Господа, подает помошь Свою; и по Его мановению немедленно буря пременяется в тихое веяние и море освобождается от волнения; и боримые какими-либо скорбями, по Его благодати, обретают пременение в бедах. Так Иудеи освободились от горькаго онаго рабства.

    «И настави я в пристанище хотения Своего». Как скоро восхотел, последовало прекращение бед, и вместо бури явилась пристань. И сие более применимо к нам, нежели к Иудеям; потому что нас ввел «в пристанище хотения Своего», даровав Божественное Свое ведение.

  • 29.

    и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его.

    См. Толкование на (Пс 106:28)

  • 30.

    И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего.

    См. Толкование на (Пс 106:28)

  • 31.

    Ст. 31-32 «Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим». «Да вознесут Его в церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его». И сие, как можно видеть, непрестанно совершается уверовавшими язычниками; потому что во всех церквах по вселенной, по предначатии священным сонмом, весь народ песнословит Благодетеля, описуя чудеса Божия человеколюбия.

  • 32.

    да вознесут его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят его.

    См. Толкование на (Пс 106:31)

  • 33.

    Ст. 33-34 «Положил еси реки в пустыню, и исходища водная в жажду», «Землю плодоносную в сланость, от злобы, живущих на ней». Песнословят же Его улучившие спасение, примечая необычайное пременение. Ибо те, которые древле орошаемы были многими пророческими реками, и приносили благовременный плод Богу, ныне не пользуются и малою влагою, но за лукавство свое совершенно лишены прежняго орошения.

  • 34.

    землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней.

    См. Толкование на (Пс 106:33)

  • 35.

    «Положил еси пустыню во езера водная, и землю безводную во исходища водная». Древния пустыни – язычники, не имевшие и малой капли, преисполняются водами учения, даже сверх потребности приемля словесные токи.

  • 36.

    «И насели тамо алчущия, и составиша грады обителни». Истаевавших прежде от глада, и не имевших у себя духовной пищи, поселил при оных реках, и устроил благочестивое жительство.

  • 37.

    «И насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен». Все это Пророк изрек в смысле переносном. И Господь употреблял подобныя притчи; иногда Апостолов называл жателями; иногда Себя именовал Сеятелем и Земледелателем, а благопокорно приемлющих семена слова – землею доброю. И Апостол говорит: «аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти» ((1Кор 3:6)); и еще: «Божие тяжание» (γεώργιον), «Божие здание есте» ((1Кор 3:9)). Посему и Апостолы посеяли спасительную проповедь, насадили Богу словесные сады, принесли Ему зрелый плод; и все, кому после них вверяется учение, продолжают делать тоже самое.

  • 38.

    «И благослови» я, «и умножишася зело, и скоты их не умали». Ибо «сеяй о благословении, о благословении и пожнет», по слову божественнаго Апостола ((2Кор 9:6)). «Скотами» же Пророк называет пасомых ими, которых Сам Господь умножил, даровав силу чудотворения. И свидетель сему блаженный Лука, который в Деяниях говорит: «Господь же прилагаше по вся дни церкви спасающияся» ((Деян 2:47)). Да и Сам Господь верующих называет овцами. Ибо говорит: «овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их: и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им» ((Ин 10:27)). После сего Пророк снова предсказывает бедствия, какия постигнут Иудеев.

  • 39.

    «И умалишася и озлобишася от спорби зол и болезни». А сие значит: населявшие древле пустыню и безводную, уверовав, насладились столь великим благословением и обилием; а пользовавшиеся древле орошением пророческих рек, а потом лишившиеся онаго за лукавство сердца, и оставшиеся совершенно пустыми и безплодными, подпали всякаго рода бедствиям, и разсеяны по целой вселенной, так что в многолюдной столице их живут не многие.

  • 40.

    «Излияся уничижение на князи их». Предречение сие подтверждают самыя дела. Ибо мнимые их начальники и учители не заслуживают никакого уважения; древле быв знаменитыми и славными, совершено стали неизвестными и пренебрегаемыми у самих Иудеев.

    «И облазни я по непроходней, а не по пути». Симмах перевел: так сделает, что будут блуждать в суете ума. Бог не вводит в заблуждение, даже запрещает заблуждение; но непокорным попускает оставаться без кормчаго; а не умеющие установить себя твердо, носясь туда и сюда, блуждают. Это произошло и с Иудеми; потому что, оставив Божественный путь, следуют собственным своим помыслам.

  • 41.

    «И поможе убогу от нищеты»; потому что обнищавшие древле язычники сподобились Божией помощи, и стяжали духовное богатство.

    «И положи яко овцы отечествия». Акила же перевел так: и превознесет нищаго из убожества, и поставит как родственное стадо; потому что приложит попечение, как о собственных Своих овцах, будет промышлять и заботиться, как о родных по плоти.

  • 42.

    «Узрят правии, и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста своя». Ибо, видя сие, водящиеся правотою помыслов исполнятся радости, а решившиеся жить в злочестии и беззаконии, обуздываемые праведным судом, принуждены поникнуть в землю и молчать.

  • 43.

    «Кто премудр и сохранит сия? и уразумеют милости Господни»; потому что не всякой способен уразуметь и познать человеколюбивое домостроительство Спасителя, и сохранить Божественныя законоположения, но только водящийся мудростию и разумением и взывающий к Владыке: «открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» ((Пс 118:18)).

Ничего нет для сопоставления.