- 1. Тогда как 3 книга Царств не упоминает о жертвеннике всесожжении между сосудами, сделанном художником Хирамом, 2 Паралипоменон не только упоминает о нем, но и ставит его во главе внешних принадлежностей храма. Размерами своими - 20 локтей длины и ширины и 10 л. вышины - жертвенник Соломонов был почти вчетверо больше Моисеева (5*5*3 л., (Исх 27:1) Толков. Библия I, 446), и если последний был из дерева, то Соломонов жертвенник выразительно называется медным, т.е. имел, по крайней мере, стенки медные, внутренность же его, по требованию закона Моисеева, была заполнена дикими камнями, а верхняя площадка для возжения огня была покрыта землей {проф. А.А. Олесницкий. Ветхоз. храм, с. 321-322. Сн.Толков. Библии т. I, с. 435).
- 2-5. - Описание медного или литого моря во 2Пар почти всецело даже дословно сходно с параллельным описанием этого бассейна в (3Цар 7:23-26) См. Толков. Библию II, с. 459-460. Разности - две: 1) по 3Цар вместимость медного моря - в 2000 батов, по 2Пар - 3000 батов; 2) 3Цар под краями медного моря в два ряда шли шары наподобие колокинтов (диких огурцов), но 1 Пар, эти барельефы имели вид волов. См. сейчас названное место Толков. Библии, т. II; см. у проф. Олесницкого, Ветхоз. храм, с. 329.
- 6. "Медное море" служило для омовений священников перед священнодействиями; для смываний же жертвенных частей предварительно сожжения их служили 10 сосудов - омывальниц, евр. кийорот, LXX λουτηρες, Vulg. conchae. Устройство этих сосудов и особенно их подстав описано с большей подробностью в (3Цар 7:27-39) Толков. Библия II, 458-460.
- 7-8. - Вместо одного светильника во святой скинии Моисеевой (Исх 25:31-37) Толков. Библия I, 443-444) в храме Соломоновом, вследствие больших размеров его и необходимости большого освещения, число светильников было увеличено до десяти, и все они были вылиты Хирамом из золота - "как им быть надлежало", евр. кемишпатим - по закону, т.е. согласно сейчас упомянутому (Исх 25:31-37); LXX κατα το κριμα αυτων, слав, по мере их; Vulg. secundum speciem, qua jussa erant fieri, - следовательно, напр., каждый светильник имел 7 лампад, так что общее число лампад было 70 (ср. у проф. А.А. Опесницкого, Ветхозаветный храм, с. 317-318). И число столов в святом храме было 10 (ст. З), хотя собственно столом для хлебов предложения мог служить лишь один из них (названный в (3Цар 7:48), а прочие могли служить для не богослужебных принадлежностей и второстепенных сосудов храма, напр., здесь же упоминаемых 100 золотых чаш (Олесницкий, там же, с. 319).
- 9. В отличие от скинии Моисеевой, имевшей один двор, Соломонов храм имел два двора: один был местом совершения богослужения или двором священников, другой назначался для собиравшегося в храм народа (ср. (Иез 40:17). Предположение некоторых ученых, будто Соломонов храм имел еще и третий двор язычников (как храм Ирода, в котором был также двор женщин), лишено основания.
- 11. Сн. (3Цар 7:45)
- 12-13. - Сн. (3Цар 7:15); (2Пар 3:16)
- 14-15. - Сн. ст. 4-5. В еврейском тексте ст. 14 дважды ошибочно стоит глагол ???, аса, сделал, вместо стоящего в параллельном месте (3Цар 7:43) числительного ???, асар (есер), десять; ошибка эта повторена в Вульгате (fecit, superposuit) и русском синод, (сделал - сделал), но справедливо устранена у LXX (εποιησε δεκα) и в славннск. т. (сотвори десять).
- 17. Место, где Соломон отливал украшения храма (баавигаадама, in argillosa terra, в глинистой земле; LXX: εν τω πακει της γης, слав. в толщи земной) указано между Сокхофом и Царедою. Сакхоф (Пс 57:8) Onomast. 884) - город в колене Гадовым (Нав 13:27), в Заиорданье. Цареда - в (3Цар 7:46) Цартан (сн. Суд 7.22; (3Цар 4:12), слав. Саридаф или (3 Цар) Сирам, LXX Σαρηδαθα. Vulg. Saredatha - на западной стороне Иордана, недалеко от Иерихона; отожествляют с нынешней Каран-Сартабе (Onomast. 832). Цареда, по (3Цар 9:26) (слав. Сарира) была родиной Иеровоама I.
- 18-22. - Сн. (3Цар 12:46-50) Толков. Библия II.
Ничего нет для сопоставления.