- 1-2. - Сн. (4Цар 15:32-34) Толков. Библия II. В характеристике благочестия Иоафама во 2Пар ст. 2 имеется замечание: "только он не входил в храм Господень", т.е. не подражал отцу своему Озии (сн. (2Пар 26:16) и д.) в его преступной попытке совершать священнодействие в храме. Совершенно превратно некоторые раввины (Кимхи и др.) понимали эта выражение в смысле указания на то, будто Иоафам, испуганный постигшим в храме отца его страшным наказанием, вовсе не решался входить в храм и совершал жертвоприношения на высотах; между тем в тексте ст. 2 грех служения на высотах приписывается только народу, а не царю.
- 3-4. - Строительная деятельность Иоафама коснулась сначала Иерусалима и прежде всего храма: он построил (ст. 3) так называемые "верхние" (евр. елийон LXX την υψηλην, Vulg. excelsam, слав. высокая) ворота дома Господня, лежавшие, по господствующему в науке представлению, на северной стороне и тожественные с воротами Вениаминовыми (Иер 20:2) См. у проф. Олесницкого. Ветхозаветный храм, с. 669) [Во втором Иерусалимском храме были ворота "верхние" на западной стене во дворе женщин (Мишна, Сукка V, 5), у Иосифа Флавия эти врата названы Коринфскими (т.е. сделанными из коринфской меди - сплава золота, серебра и меди). , см. у проф. А.А. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 470-471]. Кроме того, Иоафам обстроил Офел (ст. 2, ср. (2Пар 33:14); (Неем 3:20); (Неем 11:21); (Ис 32:14). Именем Офел (собственно: холм, см. (4Цар 5:24); (Мих 4:8), как полагают исследователи библейских древностей, называлась восточная или юго-восточная часть стены, окружавшей храм, и башня, стоявшая при ней. Название это могло произойти от предместья Иерусалима, расположенного на восточном склоне горы Мориа. См. А.С. Норова. Путешествие к св. мест. изд. 3,1854, ч. III, c. 310; проф. Гуляева, Историч. книги, с. 561; проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 572, 642 и др. Ср. И. Флавий, . Кроме Иерусалима, Иоафам, подобно Иасафату (выше гл. (2Пар 17:12), укрепил прежние и воздвигал новые города и по всей стране (ст. 4).
- 5-6. - Подобно же Иоасафату (2Пар 20:1) гл.), Иоафам имел благоприятную для Иудеи войну с аммонитянами, которые и теперь, как при Озии (2Пар 26:8) вынуждены были платить иудейскому царю. Размер дани приблизительный: около 150 000 рублей и около 14 000 четвертей пшеницы и ячменя (Гуляев, с. 561). Впрочем, этот приток богатой дани в страну гибельно отразился на нравственности жителей, как виде из относящихся к этому времени пророческих речей Исайи (Ис I-III гл. и др.).
- 7-9. - О войне Иоафама с царями сирийским и израильским, упоминаемой в (4Цар 15:37), 2Пар не говорит прямо, сообщая лишь о войне с аммонитянами (ст. 5), неизвестной из 4 Царств: очевидно, обе книги в данном случае, как и во многих других, взаимно восполняют друг друга. Что, впрочем, и свящ. писателю 2Пар известны были войны Иоафама и кроме аммонитской, можно видеть из выражения (ст. 7): "все войны его... описаны в книге царей Израильских и Иудейских". Хотя оба здесь упомянутые источника после разрушения Израильского царства, во время плена или вскоре после него, могли объединиться и составить как бы один исторический документ, но упоминание о деятельности и войнах Иоафама, царя иудейского, в летописях царей израильских возможно было только в том случае, когда Иоафам вел войну с царем израильским; след., известность свящ. писателю 2Пар войны сиро-израильской с иудеями - вне сомнения.
Ничего нет для сопоставления.