- 1-7. - В отличие от 4 Царств 2Пар в самом начале повествования о царствовании Иссии говорит - хоть не столь подробно, как в (4Цар 23:4-20), - о предпринятом Иосией очищении культа путем удаления всех принадлежностей и остатков идолослужения. О неодинаковой последовательности рассказа об Иосии в 4Цар и 2Пар см. прииеч. к (4Цар 22:1-2); Толков. Библия, т. II.
- 8-21. - Сказанное здесь об обстоятельствах открытия "книги закона Господня, данной рукою Моисеи" (ст. 14), о впечатлении, произведенном чтением ее на царя, имеет почти дословное сходство с (4Цар 22:3-13) О значении самого события см. примеч. к последнему месту в Толков. Библии, т. II. Частные отличия рассказа 2Пар от повествования 4Цар в данном разделе характеризуют большую документальность первого. Так, во 2Пар ст. и царь посылает в храм с серебром не одного писца Шафана (4Цар 22:3), а кроме того еще градоначальника (евр. сар-гаир) Маасею и дееписателя (докладчика, евр. мазкир) Иоаха, что, видимо, требовалось важностью поручения. В ст. 12 поименно названы надзиратели за производимыми в храме работами. В ст. 14 со всей конкретной точностью сообщается, что книга закона была найдена, "когда вынимали серебро, принесенное в дом Господень" (в (4Цар 22:8) сказано общо: "книгу закона нашел (Хелкия) в доме Господнем").
- 15-17. - почти дословно сходны с 8-9 ст. 4 Царств 22 гл.; только в ст. 16 добавлено: "все, что поручено рабам твоим, они делают". (LXX, слав. неудачно: παν το δοθεν αργυριον χειπι των παιδων σου των ποιουντων; слав.: все сребро дано в руки рабов твоих, творящих дела).
- 18-21. - также почти дословно сходны с (4Цар 22:10-13); только в ст. 20 в числе посольства к Олдане назван "Авдон", в 4Цар ст. 12 - "Ахбор" (в обеих рецензиях: "сын Михея"); несомненно, - имя одного и того же лица; в ст. 21: "несоблюдали" (ло-шамеру) вместо стоящего в (4Цар 22:13): "не слушали" (ло-шамеу).
- 22-25. - равным образом совершенно соответствуют (4Цар 22:14-17); есть лишь стилистические отличия, напр., в ст. 25 (как и в 21): "излился (евр. титтах) гнев" вместо стоящего в (4Цар 22:17) - "воспылал (ниццета) гнев". Обращение почтенного посольства во главе с первосвященником к Олдане (евр. Гулда), помимо пророков, между которыми уже начали тогда деятельность пророки Иеремия (см. (Иер 1:1) и Софония (Соф 1:1), говорит о высоком авторитете этой женщины-пророчицы, действительно произнесшей замечательное пророчество о судьбе народа Божия (ст. 23-28). Пользуясь высоким уважением при жизни, Олдана и по смерти была удостоена особенной чести: по раввинскому преданию, она была погребена в сенах самого Иерусалима (см. архим. Никифора, Библейская Энциклопедия. Вып. III (М. 1892), стр. 88).
- 26-28. - Сн. (4Цар 22:18-20) Обещание пророчицы Иосии: "положен будешь в гробницу твою в мире" (ст. 28; (4Цар 22:20) нельзя считать несбывшимся ввиду насильственной - при столкновении с фараоном Нехао - смерти Иосии (2Пар 35:23-24); (4Цар 23:29), - нельзя потому, что в словах Олданы разумеется не личный мир царя, а мир и (хотя бы относительное) благоденствие всего царства Иудейского при Иосии до последних дней его жизни: политические осложнения, приведшие царство Иудейское к роковому концу, начались уже по смерти Иосии.
- 29-32. - Сн. (4Цар 23:1-3)
- 33. сжато еще раз повторяет - см. выше, ст. 3-7 - сообщение о произведенной Иосией реформе культа путем полного удаления всех принадлежностей идолослужения (сн. (3Цар 23:4-20).
Ничего нет для сопоставления.