- 1-19. - O нашествии Сеннахирима 2Пар сообщает лишь краткие известия, всецело предполагающие известным своим читателям подробное повествование об этом предмете (4Цар 18:13-19) (см. Толков. Библию т. II, с. 522-526). Однако некоторые черты рассказа 2Пар заключают в себе нечто новое в сравнении с рассказом 4Цар и, очевидно, взяты свищ. писателем из бывшего под его руками летописного источника, как показывает архивно-документальный характер этих дополнительных сведений. Поводом к нашествию Саннахирима на Иудею и Иерусалим (ст. 1) послужил, вероятно, отказ Езекии от дани ассирийскому царю (4Цар 18:7). О хронологии события см. примеч. к (4Цар 18:13) - Толков. Библия т. II. Предметом завоевательных стремлений Сеннахирима были вообще "укрепленные города Иудеи", по LXX επι τας πολεις τας τειχηρεις, т.е. окруженных стенами (ср. Лев 25.29), в которых обычно устроились башни. Книга 4 Царств, упомянув, согласно со 2 Пар, об осаде крепостей Сеннахиримом, далее говорит (ст. 14), что Езекия послал послов к Сеннахириму с выражением покорности, что Сеннахирим наложил на Езекию тяжкую дань, которую тот и уплатил (ст. 14-16), но что Сеннахирим, тем не менее, отправил большое войско против Иерусалима, которое нашло город запертым и укрепленным. 2Пар не упоминает о посольстве Езекии и дани его ассирийскому царю, но, - восполняя рассказ 4 Цар, сообщает, что Езекия, очевидно, убедившись в бесполезности мирных сношений с Сеннахиримом, решил на случай вероятной атаки с его стороны Иерусалима возможно больше укрепить эту столицу царства Иудейского (ст. 5), а вместе сделать осаду Иерусалима затруднительной для ассириян - посредством известного в древности стратегического приема уничтожения питьевой воды на территории расположения осаждающих неприятельских войск (в свою очередь обычно пытавшихся лишить осажденных воды, как сделал, напр., Александр Великий при осаде Вавилона). С этой целью были засыпаны все источники вне Иерусалима (каких в древнем Иерусалиме было немало, (Пс 45:5); по письму Аристея, вода из них через подземные трубы поступала в храм), в том числе "поток (евр. нахал), протекавший по стране" (ст. 4), поток Кедрон с близкими к нему источниками: Гионом (ст. 30), Силоамом и др. (О положении Гиона - Силоама см. примеч. к (3Цар 1:33); Толков. Библия II). Об этой мере Езекии и вообще о работах его по искусственному орошению Иерусалима говорят, кроме (2Пар 32:3-4,30), и другие библейские свидетельства: (4Цар 20:20); (Ис 22:9-11); (Сир 48:19) С этими работами могло иметь связь также прорытие Силоамского туннеля, которое, на основании библейсю-археологических данных, заключающихся в открытой в 1880 году Силоамской надписи, относят обыкновенно ко времени Езекии (см. Толков. Библию II, с. 528). Другим важным предприятием Езекии - в оборонительных же целях - было (ст. 5) восстановление древней или, по терминологии Иосифа Флавия, "первой" стены (сн. (3Цар 3:1); (3Цар 9:15) и начало постройки "второй" внешней стены Иерусалима, законченной уже Манассией (2Пар 33:14), эта "вторая" стена, по И. Флавию (), начиналась у ворот Гиннаф, принадлежавших еще первой Сионской стене, обнимала северную часть Иерусалима, так называемую Акру, и доходила на севере до Рыбных ворот и на северо-востоке до башен Анамеила и Меа и Овечьих ворот (Неем 3:1); (Неем 12:39); (Зах 14:10); (Иер 31:37); см. "Богословская Энциклопедия". Спб. 1906, т. VI, с. 450 и д. Об укрепленном Езекиею Милло (ст. 5), см. примеч. к (3Цар 9:15); Толков. Библия II. Вместе с тем Езекия сделал большой запас вооружения в Иерусалиме. Но, как царь благочестивый, Езекия не возлагает надежды на все эти человеческие средства защиты, напротив, обращает мысль свою и своих подданных к Богу, в надежде на благодатную помощь свыше, высказывая (ст. 7), подобно пророку Елисею (4Цар 6:16), убеждение в превосходстве силы небесных защитников народа Божьего над земными врагами его, и выражая (ст. 8), подобно пророку Исайи (Ис 31:3), твердую уверенность в несравнимом преимуществе духовной силы Иеговы перед плотской силой даже могущественнейшего врага (ср. (Иер 17:5). В обращении ассирийского царя к жителям Иерусалима (ст. 9-19) различается с одной стороны устная беседа посланцев Сеннахирима с иудеями (ст. 10-16) и с другой стороны - письма ассирийского царя в Иерусалим (ст. 17-19). Но и то и другое, в существенном, совпадает с изложенной в (4Цар 18:19-25,27-35) речью Рабсака (см. Толков. Библию т. II, стр 522-524), с немалочисленными, однако, отличиями в стиле и изложении. О молитве Езекии (ст. 20) подробнее говорится в (4Цар 19:1,14); молитва же пророка Исайи, по крайней мере, предполагается общим смыслом рассказа (4Цар 19:3-8) и кн. пророка Исайи (Ис 37:3-7).
- 21. -22. Сн. (4Цар 19:35-37) См. Толков. Библию т. II. Убийцы Сеннахирима во (2Пар ст. 21) названы общим термином: "исшедшие из чресл его", тогда как в (4Цар 19:37) они определенно названы сыновьями его и указаны сами имена их. LXX, Vulg. слав, и во 2Пар добавляют "сыновья".
- 24. Здесь в кратком замечании обнято рассказанное подробно в (4Цар 20:1-11) о болезни Езекии, чудесном исцелении и бывшем при этом небесном знамении (см. Толков. Библию т. II, с. 526-527).
- 25-31. - Рассказ 2Пар здесь чрезвычайно сжат и делается понятным лишь при снесении с (4Цар 20:12-20) (см. Толков. Библию т. II, с. 531-532). Сказанное в ст. 25-26 о тщеславии Езекии, гневе Божием на него, его смирении и помиловании Богом относится к истории посещения его послами Меродах - Валадана Вавилонского (4Цар 20:12-13) и след.; (Ис 39:1-2) д.). К тому же историческому событию приурочивается и речь ст. 27-29 о славе и богатствах Езекии. О работах Езекии по усилению водоснабжения Иерусалима ст. 30, см. выше ст. 4; (4Цар 20:20) (см. Толков. Библию II, 528); ср. (Сир 48:19) Из ст. 30 данной главы, как и из ст. 14 следующей (2Пар 33:14) главы, с правом заключают, что Гион протекал на восточной (а не на западной, как думали прежние исследователи Палестины и Иерусалима) стороне Иерусалима, откуда и возникло сближение Гиона с нынешним источником Пресвятой Девы (см. Толков. Библию II, с. 446). Блаж. Феодорит отожествлял Гион с Силоамом (Quaest. in II Paral Migne Patrol. LXXX, col. 854-856).
- 31. В этом стихе 2Пар указывает иную причину посольства к Езекии от вавилонского царя, чем какая названа в (4Цар 20:12) и (Ис 39:1), (слух о бывшей болезни Езекии и последовавшем исцелении его), именно: "спросить о знамении бывшее на земле", т.е. о совершившемся при исцелении Езекии астрономическом чуде (4Цар 20:11); (Ис 28:8), или, по другому объяснению (Grotius. Philippson), о совершившемся факте чудесного поражения войска Сеннахирима (ст. 26). Последний мотив наиболее отвечал политическим видам вавилонского царя, в то время недавно отложившегося от Ассирии, сделавшегося самостоятельным и враждебным Ассирии и, естественно, интересовавшегося поражением царя ассирийского в Иудее, с которою он желал вступить в политический союз против Ассирии (cp. Phillipson. Die Israelische Bibel. Bd. II. S. S. 680, 757). Ho в сущности все три мотива могли объединяться в отправлении Вавилонского посольства.
- 32-33. - Подробное описание царствования Езекии (как и прадеда его Озии (2Пар 26:22) дано было в особом произведении пророка Исайи, откуда извлечения сохранились в его пророческой книге (Ис XXXVI-XXXIX), в 4 Царств (гл. XVIII-XX) и (2Пар XXIX -XXXII гл.). Погребен был Езекия с великою честью "над гробницами сыновей Давидовых" (ст. 33), LXX: εν αναβασει ταφων υιων Δαυιδ, сл. на выходе из гробов сынов Давидовых, т.е. в верхнем ярусе погребальных ниш фамильного склепа иудейских царей династии Давида (см. Толков. Библию т. II, стр. 449).
Ничего нет для сопоставления.