- 1-12. - Повествование 2Пар о посещении Соломона царицей Савской почти дословно сходно с параллельным рассказом (3Цар 10:1-13) См. Толков. Библию II. В евр. тексте неодинаково в обеих книгах названо устроенное Соломоном сооружение для храма и для дворца: по (2Пар ст. 11) месиллот - лестницы, LXX αναβασεις, Vulg. Gradus, сл. степени, по ЗЦар (ст. 12) - мисад, перила. Археология ветхозаветного храма решает этот вопрос в пользу терминологии 2Пaр (Олесницкий, с. 646; Толков. Библия II, с. 453).
- 13-20. - Сн. (3Цар 10:14-21) Об устройстве престола или царского трона Соломона по иудейской традиции см. замечания к (3Цар 7:7) в Толков. Библии II, с. 458.
- 21. Сн. (3Цар 10:22) Во 2Пар здесь, как и в XX, 37-36, представляется, будто флот Соломона совершал плавание в Фарсис; на самом же деле он ходил в Офир, и название "Фарсисский" имеет другой смысл. См. Толков. Библию т. II, с. 467.
- 25-28. - Здесь только ст. 26 дает новую мысль (ср. (3Цар 4:21), стихи же 25, 27-28 представляют повторение сказанного в 1 гл. 14-17 ст. 2 Пар. Сн. также (3Цар 10:26-27) и (3Цар 4:26) Число имевшихся у Соломона стойл или колесниц в разных местах и по разным текстам неодинаково: по данному месту 2Пар и по (3Цар 4:26) - 40 000 стойл (по некоторым кодд. LXX и Vulg также слав. - 40 000 коней); по (2Пар 1:14) и (3Цар 10:26) -1400 колесниц. Но для 1 400 колесниц не было нужды в 40 000 конях; вероятно, следует читать: 4000 коней (проф. Гуляев, с. 514; проф. Олесницкий, с. 646; Толков. Библия II, с. 453).
- 29-31. - Сн. (3Цар 11:41-43) Падение Соломона и суд Божий над ним и домом Божиим, о чем рассказывает 3-я книга Царств (3Цар 11:1-40), не входят в повествования 2 Паралипоменон: летописный характер книг Паралипоменон и особая цель этих книг, по-видимому, не допускали включения в повествование упомянутого материала (подобно как политические придворные происшествия, рассказанные в 1-11 главах 3 Цар, не вошли в кн. Паралипоменон) [Именно особый характер и цель повествования кн. Паралипоменон, а не произвольное тенденциозное искажение древних записей послепленным писателем, как полагает, напр., I. Wellhausen, послужили причиной отмеченных разностей в повествовании З Цар и 2Цар о царствовании Соломона. По Велльгаузену (Prologomena zur Geschichte Israels. 3 - te A. Berlin 1886. S. S. 192-193), напротив, - во 2Цар "древний образ (царствования Соломона) так затушеван, что уничтожены все темные и неприятные черты и взамен того вставлены новые и блестящие краски не в духе оригинала, но во вкусе времени: священники левиты, огонь с неба, исполнение всей правды закона и много музыки, кроме того, всякие легендарные анахронизмы и преувеличения. Материал "предания является преломленным о чуждую среду, - дух послепленного Иудейства".]. Летописный и документальный характер книг Паралипоменон отмечается здесь (ст. 29) подробным указанием трудов известных пророков - историографов; Нафана, Ахии, Иеддо, тогда как в параллельном стихе 3Цар 11: 41 названа лишь вообще "книга дел Соломоновых". "Пророк Нафан принадлежит к числу тех лиц, о которых в кн. Паралипоменон не раз упоминается, но писания которых не дошли до нас. О пророке Нафане упоминается вр (2Цар 7:2) след.; (3Цар 1:8) сл.; (Пс 50:2); (1Пар 17:1) сл.; (1Пар 29:29); (2Пар 9:29); (2Пар 29:25) Из этих мест видно, что он имел значительное влияние как на политические, так и на церковные" (проф. Гуляев, с. 514-515). Ахия Силомлянин известен только по предсказаниям: о разделении еврейского царства на два (3Цар 11:29) сл.) и о гибели дома Иеровоама (3Цар 14:4) сл.; (2Пар 10:15); кроме того, по данному месту, составлял летописи последнее известно и о Иеддо, упоминаемом еще во (2Пар 12:15); (2Пар 13:22) Главы XI-XXXVI, образующие вторую и большую часть второй книги Паралипоменон, содержат повествование о всех царях Иудейского царства с момента отделения от него Израильского и до падения первого с вавилонским пленом.
Ничего нет для сопоставления.