< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Глава 31

  • Закрыть сопоставления
  • 1. Религиозная ревность Езекии по истреблению принадлежности языческого культа и не только в пределах Иудейского царства (4Цар 18:4), но и на территории царства Израильского (доживавшего тогда последние дни самостоятельного политического существования), могла находить, как было уже упомянуто, сочувственный отклик со стороны последнего израильского царя Осии. Оба царя могли с одинаковой ревностью исполнять соответствующее предписание закона (Втор 7:5).
  • 2. Распределение священников и левитов по чередам священнослужения произведено было в свое время Давидом (1Пар 24:19), но при нечестивых преемниках его иудейском престоле, но, как и все отправление культа Иеговы, не могло остаться в неприкосновенности, особенно же при Ахазе, когда был заперт сам храм. Езекия, в цепях правильного течения богослужения повседневного и праздничного, восстановил священнические и левитские череды для служения "к воротам стана Господня" (евр. бишааре махинот Иегова, Vulg. en portis castrorum Domini), т.е. храма (LXX εν ταις [εν ταις αυλαις] οικου Κυριου).
  • 3. Обычай доставления царями материалов для жертвоприношения храма, вероятно, вел начало от Давида. О Соломоне это прямо утверждается во (2Пар 8:13), равно предполагается в рассказе о посещении Соломона царицей Савской (3Цар 10:5). У пророка Иезекииля о доставлении жертвенных материалов храму говорится, как об обязанности князя (Иез 45:16,17). После плена, за отсутствием национального царя или князя, иудейская община установила ежегодный подушный налоге 1/ 3 сикля на поддержание ежедневного богослужения (Неем 10:32-33).
  • 4. Обеспечивая нормальное и непрестанное совершение жертвоприношений (ст. 3), Езекия заботится и об обеспечении содержанием клира (ср. (Неем 13:10), в согласии с требованиями на этот счет закона (Чис 18:20) и след. Толков. Библия I).
  • 5-9. - В числе обильных теократических приношений народа, с великою готовностью отозвавшегося на призыв царя, называется мед - вероятно, фруктовый, - запрещенный в законе (Лев 2.11) лишь в качестве материала для жертвы, но не как своего рода теократическая подать (Толков. Библия I, с. 187). Сбор приношений начался в третьем месяце - после плена называвшемся сиван (Есф 8:9), - около праздника Пятидесятницы - праздника жатвы (Исх 23:16), и продолжался до седьмого месяца - тисри, когда между прочим праздновался праздник Кущей, праздник собирания плодов (Исх 23:16), см. Толков. Библию I, с. 213-215).
  • 10-11. - "Из дома Садокова"... (ст. 10) - известного из начальной истории (3Цар I-II гл.) первосвященника Садока, из линии Елеазара, сына Ааронова (1Пар 24:3). Соломоном были построены при храме многочисленные боковые пристройки, в которых помещались разные кладовые (3Цар 6:5-6); Толков. Библия II). Ко времени Езекии некоторые из них могли обветшать или вовсе быть разрушены, и Езекия должен был построить новые для помещения обильных приношений от народа в пользу клира.
  • 12-19. - О подобном же собирании теократических приношений в кладовые храма читаем в книге Неемии (Неем 9:35-40) о времени послепленном. "Начальник при доме Божием" (ст. 13, см. (1Пар 9:11) - первосвященник (Vulg. pontifex domus Dei) или же специальное должностное лицо, заведывавшее приемом и распределением приношений.
  • 17. Начальный возраст левитской спужбы здесь и в (1Пар 23:3,24-28) определяется в 20 лет; в законодательстве же Моисеевом он доказывается то в 30 (Чис 4:3,23,30), то в 25 лет (Чис 8:24). По-видимому, Давид нашел нужным призывать левитов на службу в более раннем возрасте (20-ти лет), и такая практика соблюдалась впоследствии - не только при Езекии, но и после плена(Езд 3:8). Впрочем, самостоятельное ответственное служение левитов при храме могло начинаться согласно с предписанием Моисея, не ранее 30 лет, до этого же возраста они могли служить лишь в качестве помощников старших левитов (см. Толков. Библию т. I, с. 231).
  • 18-19. - Все заботы Езекии в отношении теократических приношений были направлены к тому, чтобы они распределяемы были между священниками и левитами по принадлежности "со всею верностью" - в предупреждение возможных обид и обманов низших членов клира высшими. В последующей истории такие прискорбные явления иногда бывали. Так при прокураторе Феликсе (см. Деян XXIII-XXIV гл.), рассказывает И. Флавий, "первосвященники настолько потеряли всякий стыд и дошли до такой дерзости, что решались отправлять слуг своих к гумнам, чтобы забирать там десятину, предназначавшуюся для простых священнослужителей. Таким образом случилось, что несколько бедных священников умерло от голода" (). Весь раздел о введенных Езекией чередах священнических и левитских и источниках их содержания, отличающийся пунктуально точными деталями и содержащий в себе целый ряд имен (ст. 12-15), имеет все признаки документальности и исторической достоверности.
  • 20-21. - Здесь - высшая похвала всей теократическо-богослужебной деятельности Езекии, по существу тожественная с данною в (4Цар 18:3,5)
Ничего нет для сопоставления.