Глава 19

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
  • 1. «Вышел из Галилеи и пришел в пределы иудейские»: см. прим. к Мф. 2:22-23. – «Заиорданскою стороною»: на восточную сторону Иордана, путем Переи или древнего Галаада. По сю, т.е. западную, сторону Иордана, между Галилеею и Иудеею, была Самария, и через нее был путь в Иудею; но в настоящий раз Христос не пошел этим путем, хотя в другие времена ходил им (Ин. 4:3-4Лк. 17:11), а избрал другой путь: перешедши из Галилеи Иордан (вероятно близ Иерихона), вступил в пределы собственно Иудеи.
  • 3. «Искушая Его, говорили» и пр.: думая поставить Его в затруднение, или даже обвинить Его за ответ. «Спрашивают: позволительно ли (по всякой причине разводиться с женою), думая, что Он забыл Свои слова (в нагорной беседе, Мф. 5:31-32), и готовясь обратить против Него собственные Его слова и сказать: для чего же Ты говорил прежде не так, если бы Он стал утверждать, что должно отпустить жену, и – противоположить Ему закон Моисеев, если бы Он стал говорить то же, что говорил прежде» (Злат., ср. Феофил.). Сверх сего, фарисеи и народ в то время держались разных мнений, относительно этого предмета (ср. прим. к Мф. 5:31-32). Одни, следуя учению раввина Гиллела, говорили, что разводиться можно по всякой причине, по которой жена не нравится мужу, какая бы то причина ни была. Другие, следуя учению раввина Шаммаи, утверждали, что развод может быть дозволен только в случае прелюбодейства со стороны жены, по всякой же другой причине развод не законен. Предлагая этот вопрос, фарисеи ожидали, какое мнение выскажет Иисус Христос, чтобы возбудить против Него приверженцев противоположного мнения, особенно при легкомыслии толпы относительно этого пункта учения. В законе Моисеевом (Втор. 24:1) позволяется дать жене разводное письмо, если она после брака «не будет иметь благоволения в глазах мужа, потому что он находит в ней что-нибудь срамное».
  • 4-6. «Он сказал им» и пр.: не делая никакого намека на различие мнений раввинов, которым следовал и народ, Господь из Писания указывает на образ творения мужа и жены и на первоначальный закон брака, и тем, раскрывая истинный смысл, премудро разрешает искусительный вопрос. «Мужчину», т.е. одного, и «женщину», т.е. одну, сотворил (Быт. 1:27). – «И сказал», т.е. Христос, продолжая речь Свою (не читали ли вы еще?): «посему оставит человек» (Быт. 2:24) и пр. Бог в начале сотворил одного мужчину и одну женщину; из этого должно уразумевать, что в намерении Творца было, чтобы мужчина имел только одну жену и не оставлял ее, «а если бы Бог хотел, чтобы жену оставляли и брали другую, то сотворил бы одного мужчину и много женщин» (Злат.). Далее, о том же говорит и первоначальный закон брака, изреченный Самим Богом через Адама: «посему оставит человек» и пр., т.е. что человек должен прилепиться к жене своей более, чем к отцу и матери, так что связь супружеская теснее даже, чем самая сильная связь между людьми, кровная связь сына с отцом и матерью, которых он оставляет ради жены. – «Прилепится к жене»: сим означается связь самая близкая и искренняя, которую ничто не может разорвать. – «Будут два одною плотью»: два человека должны быть как один по мыслям, чувствам, намерениям, действиям; они должны быть одним существом, одушевленным одной душой. Такова идея брака по Божественному первоначальному установлению. А если они так соединены законом, то не должно разлучаться; мужчина должен иметь одну только жену и не оставлять ее. По той и другой причине, и потому что изначала Бог создал одного мужчину и одну женщину, и потому что Он соединил их такими тесными узами, они не должны быть разлучены: что Бог сочетал, человек сам по себе не может разлучать. Только одно исключение из сего, основывающееся на самом существе брака, – случай прелюбодейства, коим разрушается этот Божественный закон брачного союза, – в сем случае только может быть допущен развод (ст. 9). «Итак, как образом творения, так и определением закона, Иисус Христос показал, что муж с женою должны соединиться навсегда и никогда не разлучаться: что Бог сочетал, человек да не разлучает. Если ты ссылаешься на Моисея, то я указываю на Господа Моисеева, и притом утверждаю древностью установления, ибо Бог в начале сотворил мужчину и женщину. И этот закон есть самый древний (хотя по-видимому Я теперь только ввожу его) и установлен с собственным намерением. Ибо не просто привел мужа к жене, но повелел оставить и матерь и отца, и не просто приказал придти к жене, но чтобы соединиться, самими словами показывая неразрывность. Плоть едина: следовательно, как рассекать плоть есть дело беззаконное, так противно закону и разлучаться с женою» (Злат.)
  • 7. «Как же Моисей заповедал» и пр.: учение Господа о неразрушимости брака, по-видимому, стояло в противоречии букве закона Моисеева, по которому муж мог разводиться с женой (Втор. 24:1), и фарисеи возражают против учения Господа на основании закона Моисеева. Смысл возражения тот, что если законом Моисеевым дозволен развод, то значит он не противен и закону Божию, так как закон через Моисея дан был Самим Богом, а Бог противоречить Себе не может.
  • 8-9. «Он говорит им» и пр.: Господь соглашается, что законом Моисеевым действительно дозволен развод, но «сначала не было так». Этот закон позднейший и дан народу только по особенной временной причине, которая не может продолжаться навсегда, именно по «жестокосердию» народа (Втор. 10:16Сир. 16:10Деян. 7:51Рим. 2:5), неспособного к кротости, терпению, самоотвержению; «узаконено отпускать жен, чтобы их не убивали» (Евф. Зигаб.). Во времена Моисея обычай отпускать жену твердо стоял уже между израильтянами, народом жестокосердым и жестоковыйным, как нередко Сам Бог через пророков называл его, и Бог через Моисея указанным законом оградил только права женщины, повелевая не изгонять ее по одному лишь порыву гнева иногда, но дать ей разводное письмо, следовательно уже по миновании гнева и размышлении; вовсе же не воспретил сего, но по жестокосердию народа. – «Но сначала не было так»: этому противоречит и творение одного мужчины и одной женщины, и первоначальный закон брака. «Христос не допускает порицать и Моисея, поелику Он Сам дал этот закон ему; но освобождает его от осуждения…, обращает речь к древнему закону, говоря то же, что и прежде сказал: «а сначала не было так», т.е. в начале самим делом установлен был закон, противный сему» (Злат.). – «Я говорю»: новый законодатель восстановляет первоначальный закон брака, который и должен быть законом в Его новом Царстве, как закон Божий, вечный. Одно прелюбодеяние, как разрушение первоначального закона о браке самым делом, может быть причиной развода, и ничто более; следовательно, кто не по этой причине разведется с женой и женится на другой, тот прелюбодействует, ибо закон соединяет его с отпущенною женою; и женившийся на разведенной не по той же причине, а самовольно также прелюбодействует, ибо она законом все еще соединена с прежним мужем, хотя и отпущена им. Ср. Мф. 5:31-32.
  • 10. «Если такова обязанность» и пр.: «если муж с женой для того соединились, чтобы составлять одно; если муж так этим обязан, что он всякий раз, как скоро оставляет жену, поступает против закона, то легче сражаться с пожеланием природы и быть с самим собою, нежели со злою женою…, ибо очень, кажется, несносно иметь жену, исполненную всякого зла, и терпеть неукротимого зверя, соединившись с ним навсегда» (Злат., ср. Феофил.). Ученики держались в отношении сего иудейских понятий, смотрели как на великое преимущество мужчины, – на право отпускать жену со злым характером, и как на несчастье – быть обязанным жить с ней. Итак они говорят, что если таковы условия брака, как учит Иисус Христос, то лучше человеку вовсе не вступать в брак.
  • 11-12. «Не все вмещают слово сие», т.е. слово о том, что лучше не жениться; не все могут осуществить слово сие, не все могут вести безбрачную жизнь, но только те, кому сие дано от Бога; это – особый дар Божий только некоторым людям. «Сим Он возвышает предмет, представляет его великим, и таким образом привлекает и побуждает к нему… Поелику прямо говорить о девстве было нельзя, так как это могло показаться им очень тяжким, то Он непременяемостью брачного закона возбудил в них желание девства. – Но если это зависит от воли, то для чего Он сказал: «кому дано»? для того, чтобы ты с одной стороны познал, как велик подвиг, а с другой – не представлял его для себя необходимым. Ибо дано тем, кои хотят. А говорил Он таким образом для того, чтобы показать, сколь великую имеет нужду в Божественной помощи тот, кто вступает на этот подвиг, – помощи, которую без сомнения получит желающий» (Злат., ср. Григ. Богосл. 3, 223 и дал. «Когда слышишь: кому дано, присовокупляй: дано призываемым и имеющим к тому расположение, дано достойным; а то, чтобы стать достойными, не только получили они от Отца, но и сами себе дали»). Таким образом способность к безбрачной жизни есть дар Божий некоторым людям, обусловливаемый впрочем их доброй волей и хотением, почему есть вместе и подвиг с их стороны. – Не все, ведущие безбрачную жизнь, совершают сие как подвиг, ибо есть люди, которые не добровольно проводят такую жизнь, почему она и не вменяется им в подвиг и заслугу. Так, «есть скопцы, которые из чрева матери родились так»: люди, от природы не могущие вести брачную жизнь; это – не подвиг и не заслуга. «Не думайте о себе высоко, скопцы по природе, потому что целомудрие ваше не подвергалось искушению и не доказано опытом. Что сделано доброго по естественному влечению, то не заслуживает одобрения, а что сделано по свободному произволению, то похвально. Какая честь огню, что жжет, или воде, что течет?» (Григ. Богосл. 3, 227). – Потом, «есть скопцы, которые оскоплены от людей, через насилие и искажение природы лишенные возможности проводить жизнь в брачном союзе; и это – не добровольный подвиг и, следовательно, не заслуга. – «Оскоплены от людей»: в древности был обычай оскоплять насильственно тех лиц, которые приставлялись служить в гаремах царей и вельмож и которые назывались евнухами. Оскопление было обычаем у язычников и в некоторых других случаях. – Наконец, «есть скопцы, которые оскопили сами себя для Царства Небесного»: здесь разумеется не телесное оскопление, «не отсечение членов, да не будет сего, – но истребление злых помыслов, ибо отсекающий член подвергается проклятью. Кроме того, пожелания наши отсечением членов не только не укрощаются, но еще более раздражаются» (Злат., ср. Григ. Богосл. там же и Феофил.). Это – духовное скопчество, решимость вести безбрачную жизнь ради более удобного служения Христу и Его делу и ради достижения через то Царствия Небесного, когда человек, не развлекаясь заботами домашними, семейными и житейскими, посвящает себя всего Христу и делу спасения (ср. 1Кор. 7:32-35). Это – подвиг, ибо тут неизбежна борьба; но за сие и обещается награда – Царствие Божие. – Впрочем, этот образ жизни не для всех доступен: «кто сможет вместить, да вместит», повторяет Спаситель, «показывая, сколь важно соблюдение девства и не заключая его в необходимых предписаниях закона… И этим самым Он показал совершенную возможность сей добродетели, чтобы тем сильнее возбудить в воле желание оной» (Злат.). «Таким образом Господь не принуждает к девству, не возбраняет и брака; но девство предпочитается» (Феофил.). «Мне кажется, говорит св. Григорий Богослов, объясняя изречение о скопцах, что слово, уклоняясь от телесного, посредством телесного изображает высшее… Одни кажутся от природы расположенными к добру. Когда говорю от природы, не унижаю тем произволения, но предполагаю то и другое, – и наклонность к добру и волю, которая приводит в действие естественную наклонность. А другие таковы, что их очищает учение, отсекая в них страсти, и их-то разумею под скопцами, оскопленными от людей, когда наставническое слово, отделяя доброе от худого и одно устраняя, а другое предписывая, созидает в них духовное целомудрие. Хвалю и сей род скопцов, даже весьма хвалю, как наставников, так и наставляемых… Иные не имели наставников, но сами для себя сделались похвальными наставниками… Приведя в действие разум, свободной волей воспламенив искру добра… приобрели такой навык в добродетели, что стало уже почти невозможным устремляться к злу. Посему хвалю и сей род скопцов, даже еще более, нежели другие роды… Избери что угодно: или последуй учителю, или сам для себя будь учителем. Одно только постыдно, если не будут отсечены страсти» (там же, стр. 230-231).
  • 13. «Чтобы Он возложил на них руки»: у евреев был обычай, когда испрашивали благословение Божие особенное кому-либо, возлагать на голову того руки (Быт. 48:14Мф. 9:18). Они придавали великую важность молитвам людей благочестивых, угодных Богу, зная из примеров своей истории действенность таковых молитв и будучи убеждены, что приемлющие благословение от святых, или удостоившиеся молитв их за себя, будут счастливы (Чис. 22:6Лк. 2:28). – «Ученики же возбраняли им»: «из уважения к Иисусу Христу» (Злат.), может быть полагая, что Он, занятый другими важными делами и возвышенными беседами, отяготится детьми; может быть думали не развлекать Его сим.
  • 14-15. «Таковых есть Царство Небесное»: см. прим. к Мф. 18:3-6, 10, 14. Таковых и им подобных по нравственным качествам: по невинности, простоте, искренности и пр. – «Возложив на них руки»: т.е. благословив их и помолившись за них.
  • 16. «Учитель благий», т.е. добрый; это был вероятно обычный привет раввинам иудейским со стороны тех, кто хотел просить совета и наставления. – «Что сделать мне доброго»: особенно доброго, как стяжать особенные добродетели? Он старался соблюдать все заповеди и предписания закона (ст. 20); книжники и фарисеи, конечно, научили его думать, что человек спасется собственными законными делами; однако же он не был спокоен, не удовлетворялся исполнением законных предписаний, желал большего и спрашивает Иисуса Христа, что бы еще ему сделать особенно доброго. – «Чтобы иметь жизнь вечную»: быть спасенным, войти в Царство Небесное. Блаженство на небе называется жизнью вечной в противоположность мукам ада, называемым смертью вечной (Откр. 2:2Откр. 20:14). Та – действительная истинная жизнь, в единении с первоисточником жизни – Богом; другая есть действительная духовная смерть, в отчуждении от первоисточника жизни – Бога.
  • 17. «Что ты называешь Меня благим» и пр.: для чего величаешь Меня титлом, которое приличествует одному только Богу? «Юноша почитал Его (Христа) человеком простым, незнатным и просто иудейским учителем; Иисус и беседует с ним, как человек… И часто Он говорит приспособительно к мнениям народа (Ин. 4:22Ин. 5:31). Итак, когда Иисус сказал: «никто не благ», то сим не исключил Себя из числа благих. Да не будет сего! Ибо Он не сказал: почему ты называешь Меня благим? Я не благ; но – «никто не благ», т.е. никто из людей. Впрочем Он сими словами не лишает благости и людей, но только отличает сию последнюю от благости Божией; а посему и присовокупил: «только один Бог…» Но говорят: что заставило Иисуса Христа и какую Он имел цель так отвечать юноше? Без сомнения ту, чтобы постепенно вести юношу к совершенству, отдалить от пристрастия к земному и приблизить к Богу, отучить его от лести, возбудить в нем желание благ будущих и, наконец, научить его познанию Того, Кто и Сам в Себе благ, и есть вместе источник и корень всех благ, и Которого одного должно чествовать» (Злат.). – «Соблюди заповеди»: закона, которые даны грешному человеку для того, чтобы по ним он устроял жизнь свою и возводил себя к большему и большему нравственному совершенству, «ибо кто исполняет закон, тот жив будет им» (Гал. 3:12; ср. Рим. 2:13).
  • 18-19. «Какие»: юноша, по смыслу своего вопроса, ожидал, что ему будут указаны какие-либо особенные заповеди, предписывающие особенные какие-либо добродетели. Он «думал, что кроме заповедей закона есть еще другие, которые будут его путеводителями в жизнь вечную. Так сильно было его желание спастись» (Злат.). Но Иисус Христос указывает ему на заповеди десятословия (некоторые для примера, указывая ими и на другие заповеди десятословия) и существенную заповедь общую о любви к ближнему. – «Не убивай»: 6-я заповедь; см. прим. к Мф. 5:21 и дал. – «Не прелюбодействуй»: 7-я заповедь; см. прим. к Мф. 5:27 и дал. – «Не укради»: 8-я заповедь. Красть – присваивать себе что-либо, принадлежащее ближнему без его ведома, против его воли. – «Не лжесвидетельствуй»: 9-я заповедь. Лжесвидетельствовать значит говорить заведомо против совести что-либо ложное, напрасное о ближнем своем, на суде ли то, или в простом разговоре, или в частных доносах. – «Почитай отца и мать»: 5-я заповедь. Воздавай им всякое почтение и уважение на словах и на деле, наедине и перед другими, покоряйся их воле, помогай им и покой их и пр. – «Люби ближнего» и пр.: Исх. 20:13-16Лев. 19:18; см. прим. к Мф. 5:43 и дал.
  • 20. «Все сие сохранил я» и пр.: ответ этот показывает, что юноша понимал исполнение заповедей закона совершенно внешне, не понимая духа заповедей и бесконечной задачи заповеди о любви, ибо иначе он не мог сказать, что исполнил все это от самой юности, так как человек не может исполнить сего во всей полноте и глубине, по духу и истине; это – задача бесконечно великая и высокая. Впрочем «немаловажно уже и то, что он почитал себя не докончившим дело своего спасения, а думал, что высказанное им Иисусу не достаточно к получению желаемого» (Злат.). Не так конечно думали фарисеи его времени, эти всенародные учители, гордившиеся собственной праведностью и думавшие, что они все уже сделали и не остается у них уже ничего неоконченного (Лк. 18:11-12).
  • 21. «Если хочешь быть совершенным»: таким, который для получения жизни вечной не имеет уже ничего недоконченного, недостающего, для которого нет никаких препятствий к достижению жизни вечной. – «Иди, продай имение» и пр.: юноша хвалился, что он исполнил заповеди закона. Закон же требовал, чтобы он любил ближнего своего, как себя самого, и любил Господа Бога своего более всего. Господь и говорит юноше, что если он в самом деле стяжал такую любовь, или даже если только хочет стяжать ее, если любит или хочет любить Бога и ближнего, как требует закон, то он должен посвятить Богу и ближним и себя самого и все, что имеет, следовательно и богатства свои: «продай имение, раздай его нищим и – следуй за Мною». – «Следуй за Мною»: будь Моим учеником (ср. прим. к Мф. 4:19). – «Будешь иметь сокровище на небесах»: вот награда за этот подвиг (см. прим. к Мф. 6:20). «Иисус повелевает юноше оставить оное (богатство), показывая впрочем, что Он не только не отнимает у него богатства, но еще и присовокупляет к оному новое, превышающее то, которое повелевает раздать, – столько превышающее, сколько небо превышает землю и еще более. Притом сокровище сие называет Он обильной наградой, единственным и таким, которое никто похитить не может, представляя оное юноше сколько возможно по-человечески. Итак не довольно презирать богатство; надобно еще употреблять оное в пользу нищих и особенно – последовать за Христом, т.е. делать все то, что ни повелит Он, быть готовым на страдания и даже на смерть» (Злат.). Заповедь сия о раздаче имущества бедным дана условно: «если хочешь быть совершенным». О ней тоже можно сказать, что выше сказано о безбрачии: «не все вмещают слово сие. Кто может вместить, да вместит» (ст. 11, 12).
  • 22. «Отошел с печалью» и пр.: оказалось, что богатство было его идолом; он был невольником богатства до такой степени, что ради сохранения его оставил даже Христа и предпочел его жизни вечной, к которой искренно стремился.
  • 23-24. «Трудно богатому» и пр.: «Христос сими словами не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему» (Злат.). Опасность богатства в деле спасения или нравственного совершенствования лежит не в нем самом, а в том, что грешной природе человека оно представляет множество соблазнов и препятствий к исполнению требований закона и воли Божией, когда человек пристращается к нему. «Удобнее верблюду» и пр.: это было народное присловье у иудеев, доселе еще употребительное между арабами. Чтобы показать, что известное дело невозможно или чрезвычайно трудно исполнимо, говорили, что скорее верблюд или слон пролезет в игольные уши, чем то дело сбудется. Впрочем, «некоторые под верблюдом разумеют не животное, а толстый канат, употребляемый корабельщиками при бросании якорей для укрепления корабля» (Феофил.). В том и другом случае не должно, конечно, принимать этих слов в буквальном смысле, ими только показывается невозможность, или необычайная трудность. «Но для чего же сказал Иисус Христос ученикам Своим, что трудно богачу войти в Царство Небесное, когда они были бедны и даже ничего не имели? Конечно для того, чтобы научить их не стыдиться бедности, и как бы оправдаться перед ними в том, почему Он прежде советовал им ничего не иметь» (Злат.).
  • 25. «Кто же может спастись»: ежели так трудно спастись богатым, которые имеют столько возможности и способов делать добро ближним и тем угодить Богу, то кто же после сего может спастись? Или же: если так трудно спастись богатым, то спасется ли кто из них, – кто из них спасется?
  • 26. «Воззрев»: это замечено и у ев. Марка (Мк. 10:27), как особенность при этом ответе Господа, что Он «воззрел». Кротким и тихим взором Он успокоил волнующиеся их мысли и разрушил недоумение, ибо это самое замечает и Евангелист, сказав: воззрев (Злат., ср. Евф. Зигаб.). – «Человекам это невозможно» и пр.: т.е. чтобы богач спасся, это самим людям, по человеческим их средствам, невозможно, люди бессильны сделать это; но Бог всесилен и для Него нет ничего невозможного (Лк. 1:37). Его милующая и спасающая благодать сильна сделать то, чего человек никак не может сделать своими силами и средствами. Но «каким же образом невозможное сделается возможным? Если ты откажешься от своего имения, раздашь оное нищим и оставишь злые вожделения; ибо слова Иисуса Христа не приписывают дела спасения исключительно одному Богу, но вместе выражают и трудность сего подвига для нас, что видно из следующего» (Злат.).
  • 27. «Петр, отвечая, сказал»: вопрос Петра вызван был требованием, предложенным от Господа юноше, и поступком этого юноши, предпочетшего свои сокровища последованию за Господом и оставившего Его (посему – отвечая). Вот, говорит Петр, мы сделали то, чего Ты требовал от юноши, «оставили все», что имели, «и последовали за Тобою: что же будет нам?» – «Оставили все»: вероятно не многое, ибо они были люди бедные, – сети, уды, лодки, бедные жилища; но это немногое было их все, что они имели, и, оставив это немногое, они явили величайшее самоотвержение – такое же, какое бы оказал богач, отказавшись от своего богатства. – «Что нам будет»: какая нам будет награда, какое воздаяние? – Но «получив еще на земле ключи Царства Небесного, Петр тем более мог быть уверен в наследии благ оного»; – для чего же он спрашивает еще об ожидающей его и других Апостолов награде?» «Поелику Господь сказал: «если хочешь быть совершенным» и пр. (ст. 21), то дабы кто из бедных не спросил: что же, если у меня нет имения, значит я не могу быть совершенным? Для того Петр и предлагает вопрос Иисусу, дабы ты бедный знал, что бедность твоя ни мало не вредит тебе… он предложил Иисусу вопрос сей вместо всей вселенной» (Злат.). Сообразно сему и ответ Господа (ст. 28-30) относится не к одним только Апостолам.
  • 28. В ответе на вопрос о награде, Господь говорит сперва о награде ближайшим Своим ученикам – 12 Апостолам (28), потом о награде всем Своим истинным последователям (29), и присовокупляет к сему наконец изречение (30), отстраняющее лживые притязания на награду недостойных и имеющее тесную связь с излагаемой далее притчей (Мф. 20:1 дал.). Награда обещается в будущем, «в пакибытии». Слово это (παλιγγενεσια) употребляется в Новом Завете, кроме настоящего изречения, еще только один раз (Тит. 3:5) в соединении λουτρόν, и означает купель возрождения, или крещение, которое называется новым рождением, рождением свыше (Ин. 3:3). Но здесь очевидно оно не может иметь этого значения, ибо дальнейшими словами («когда сядет» и пр.) указывает на отдаленное будущее. Само по себе слово это означает новое бытие, лучшее бытие, или восстановление прежнего лучшего бытия, и в этом общем смысле оно без сомнения употреблено здесь. По сравнению с другими местами новозаветных книг (Мф. 25:31 и дал. 2Пет. 3:10-13Рим. 8:19 и дал. 1Фес. 4:131Фес. 5:3) надобно полагать, что здесь разумеется будущее преобразование мира, восстановление первоначального, до грехопадения Адамова бывшего совершенства мира, при втором славном пришествии Господа, для суда живых и мертвых. – «На престоле славы Своей»: престоле славном, великолепном. Это образное представление величия Мессии, как царя и судии (ср. Мф. 24:30Мф. 26:64Деян. 1:11Деян. 17:31 и др.). «На двенадцати престолах»: собственно 12-ти Апостолам. «Престолы сии не означают седалища, но оными означается неизреченная слава и честь…, что и они вместе с Ним будут царствовать и участвовать в славе оной» (Злат., ср. Феофил.), что Апостолы будут прославлены более, чем другие, более почтены, более вознаграждены. – «Судить двенадцать колен»: судить живых и мертвых будет Сам Мессия, Которому Бог Отец дал весь суд (Ин. 5:22); но Господь говорит, что и Апостолы будут судить – в том смысле, в каком и все верующие – участники славы и господства Мессии (Рим. 8:172Тим. 2:12) и соучастники в суде над миром (1Кор. 6:2), и – особенно ближайшие к Судии лица, ученики Его, Апостолы будут судьями. Образ взят от царя судии, окруженного советниками-сановниками, помогающими ему в деле суда, как бы со-судьями. – «Двенадцать колен Израилевых»: это – имя народа Божия, народа избранного некогда и возлюбленного Богом, дается в настоящем изречении вообще всему народу, искупленному Христом, всем христианам, подлежащим суду. Народ еврейский, состоявший из двенадцати колен, – народ избранный, христиане все также народ избранный (2Пет. 2:9); последние символически и называются священным названием первых. Общая мысль всего изречения такова: Апостолы, ближайшие ученики Христовы, при втором пришествии Господа и всеобщем суде, будут в особенности превознесены над всеми, как ближайшие к царю-Судии лица, будут по преимуществу разделять с Ним славу суда и царства. Св. Златоуст суд Апостолов над 12 коленами Израилевыми понимает в более точном и тесном смысле: «в каком смысле сказал Господь о царице южской, что она осудит род оный, и о ниневитянах, что они осудят их, в том же говорит и об Апостолах… Иудеи воспитаны были в тех же самых законах и по тем же обыкновениям, и вели такой же образ жизни, как и Апостолы. Посему, когда они в свое оправдание скажут, что мы не могли уверовать во Христа, потому что закон воспрещал нам принимать заповеди Его, то Господь, указав им на Апостолов, имевших один с ними закон и однако уверовавших, всех их осудит, как уже и сказал: «посему они будут вам судьями» (Мф. 12:27).
  • 29. От обетования 12-ти Апостолам Господь обращается к обетованиям всем последователям Его: «всякий кто оставит дом» и пр. Это – виды самоотвержения или отречения от всего ради Христа. Общая мысль та, что Христа должно предпочитать всему, самому близкому, самому дорогому, а не та, что действительно должно удаляться всего, чтобы быть христианином. Удаление от всего действительное, это – высший род совершенства, о котором можно сказать то же, что выше сказано о безбрачии: «не все вмещают слово сие; могущий вместить, да вместит». «Словами: «кто оставит жену» Господь не внушает того, чтобы без причины были расторгаемы браки. Мне кажется также, что Он говорит еще здесь и о гонениях. В то время многие отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию. Итак, когда они от вас сего требуют, говорит Господь, оставьте и жену, и отца» (Злат.). – «Получит во сто крат»: взамен оставленного; разумеется воздаяние, конечно, не чувственное или вещественное, но духовное, наследие жизни вечной в Небесном Царстве Христовом.
  • 30. «Многие же будут» и пр.: раздаяние сих наград и воздаяний не зависит от более раннего или более позднего обращения ко Христу, ни от знатности или незнатности обратившихся, ни от суда людского о первых и последних, ни от личных желаний большей или меньшей степени блаженства, но единственно от воли Божией, соответственно вере и добрым делам, так что на том суде иные считающие себя первыми здесь, будут последними там, и наоборот. Может быть в частности Господь здесь «намекает на иудеев и язычников… Иудеи, бывши некогда первыми, соделались последними, а язычники, прежде последние, стали теперь первыми» (Феофил.)