Глава 25

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
  • 1. «Тогда»: в тот день, когда Господь придет на суд. – «Царство Небесное» (ср. прим. к Мф. 3:2): церковь Христова на земле; при пришествии Христовом с членами церкви Его будет нечто подобное тому, что случилось с десятью девами и пр. – «Вышли на встречу жениху»: пришествие Христово представляется под образом пришествия жениха в дом отца невесты, во время брачных пиршеств. В продолжение семидневного (когда выходила замуж девица, и трехдневного, когда – вдова) празднества, совершавшегося с большой торжественностью, по вечерам или ночам жених из дома отца своего провожал невесту в дом отца ее с возможною пышностью. Родители, родственники и друзья сопровождали их в большем числе; часть их сопровождала жениха, другая, вероятно родные и друзья невесты, выходили из дому встречать их. При этом употреблялись светильники для большей торжественности и чтобы освещать путь. Девы, имевшие встретить жениха с невестой в дом сей последней, не зная точно, когда придут ожидаемые, выходили заранее из дому и ожидали около него жениха с невестой. На востоке доселе сохранились некоторые их этих церемоний брачных пиршеств. «При одном браке индусском, где и я был, говорит один миссионер, жених посещал свою невесту. В полночь, после того как прибытия его ждали часа два или три, возвестили о прибытии его словами, почти евангельскими: вот жених идет; выходите на встречу ему. Каждый спешил зажечь свой светильник, который держал в руках, и занять свое место в процессии. Многие растеряли свои светильники, и некогда было искать их, потому что шествие приближалось к дому невесты. Все общество взошло на крыльцо, убранное и великолепно освещенное, где ожидали их другие родственники и друзья в лучших одеждах. Жених, несомый своими спутниками, помещен был на великолепном седалище посреди собрания. Через несколько времени все взошли в дом, двери которого были затворены вслед за тем, и их охраняли сипаи. Я, и другие со мной, тщетно просили этих стражей – пустить нас туда. Никогда величественная притча Спасителя не поражала меня более, как в ту минуту, когда затворились двери» (у Barnes в прим. к этому стиху). «Но почему Христос в этой притче представляет не просто какое-либо лице, а дев? Он презовнес девство, когда сказал: «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного, и: кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12). Кроме того, Ему известно было и высокое мнение многих о девстве, ибо оно по природе своей есть великое дело... И так, поскольку девство есть дело великое и многие имеют о нем высокое понятие: то, дабы кто-либо, храня оное, не предался беспечности так, как бы уже все исполнил, и дабы не стал нерадеть о прочем, Иисус Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что девство и все другие добродетели, чуждые дел милосердия, осуждаются» (Злат.).
  • 2-4. «Пять мудрых и пять неразумных»: слова – мудрый и неразумный употребляются здесь частнее в смысле предусмотрительный и непредусмотрительный, так как первые девы взяли с собой довольно масла, чтобы в случае замедления жениха не угасли светильники их, а последние, по непредусмотрительности, не взяли столько. Под мудрыми девами разумеются все истинные христиане, готовые встретить пришествие Христово, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела; под неразумными же – христиане более по имени, чем по душе, безпечные, не предусмотрительные, не имеющие добродетелей, а только вид добродетели. Что касается до числа – пять и пять, то оно не означает, что при пришествии Господнем будет равное число мудрых и неразумных, ибо не в том цель притчи, чтобы указать точно число спасающихся и отверженных, а в том, чтобы возбудить к бодрствованию всех (ст. 13). – «Взявши светильники» и пр.: «светильниками называет здесь самый дар девства, чистоту святости, а елеем – человеколюбие, милосердие и помощь бедным» (Злат.).
  • 5. «Жених замедлил»: «показывает, что время замедления составит не малый промежуток времени, и отдаляет от учеников мысль о скором пришествии Царствия Божия. Так как они ожидали этого, потому Он беспрестанно подавляет в них эту надежду» (Злат., ср. Феофил.). – «Задремали все и уснули»: это не значит, что при втором пришествии Христовом все христиане уснут, т.е. окажутся не бодрствующими, беспечными, холодными к вере и невнимательными, а указывает лишь на постоянную обязанность христиан бодрствовать, быть готовыми к сретению Господа, – или же сон означает здесь смерть (ср. Феофил.).
  • 6. «В полночь»: «это говорит Он или сообразуясь с притчей, или показывает, что воскресение случится ночью» (Злат.). – «Раздался крик»: или со стороны сопровождавших жениха, или тех, которые вышли встретить его, но не спали, подобно уснувшим девам.
  • 7-8. «Поправили светильники»: светильники, горевшие до полуночи, конечно должны были от нагару издавать слабый свет. Нужно было поправить их, и для того, чтобы свет был светлее, подлить в них масла. В это-то время у юродивых дев и оказался недостаток в масле, что свидетельствует о их непредусмотрительности, по которой они оказались неготовыми встретить жениха.
  • 9-10. «Готовые вошли» и пр.: вошли в дом невесты, где продолжалось брачное пиршество и куда, по пришествии, никого уже не впускали. Эти девы изображают тех христиан, которые приготовились войти в Царство Небесное верой во Христа, покаянием в своих грехах и делами благотворения. – «Двери затворились»: никто уже не мог войти туда. Так, когда праведные после суда Христова войдут в Царство Небесное, оно заключится для всех других, и грешники не будут иметь входа туда.
  • 11-12. «Не знаю вас» (ср. прим. к Мф. 7:23): не признаю вас истинными христианами; вы не принадлежите к числу тех, кои оказались готовыми войти на брачный пир Царства Небесного, и Я не признаю вас Своими. Выражением «знать кого» на языке библейском не редко означает любить, одобрять, считать своим другом или учеником (1Фес. 5:122Тим. 2:19Пс. 1:6 и др.). Не знать значит осуждать, отвергать. «Когда Сам Христос сказал это, то остается ожидать не иного чего, как геенны и несносного мучения; даже эти слова страшнее самой геенны: они сказаны и делающим беззаконие» (Злат.).
  • 13. «Итак бодрствуйте»: вот цель притчи – научить бодрствовать, быть готовыми встретить Господа, так как пришествие Его будет внезапное. Пришествие Господне для тех, кто не доживет до него в теле, есть час смертный (Злат.), в след за коим настанет для души суд – готова ли она войти в Царство Христово. По неизвестности сего часа и дня, христианину должно быть крайне внимательным и осторожным, чтобы не настал этот час в то время, когда елей его веры и добрых дел истощится, и чтобы вследствие сего не лишиться ему Царствия Небесного.
  • 14. Притча от талантах (14-30) имеет целью показать, как будет Господь судить людей при втором пришествии Своем. Конечно и на частном суде по смерти каждого люди будут судимы по тому же закону правды Божией; но здесь продолжается речь собственно о последнем суде. Притча сия научает, что те, которые употребляют свои, Богом данные им дарования, а равно и внешние блага, в пользу себе и другим, во славу Божию, получают соответственно их усердию мздовоздаяние; а нерадивые будут наказаны. Бог поступит в сем случае подобно тому, как поступил в притче человек со своими рабами. – «Отправляясь в чужую страну»: выражение образно означает отшествие Иисуса Христа от земли на небо и пребывание там (ср. Мф. 21:33), или – то, что Он долготерпит, не вдруг требуя от нас, но ожидая отчета (Феофил.). – «Поручил им имение»: Бог-Господь дал каждому человеку известные душевные способности и духовные дарования, а равно и внешние блага, употребляя которые должным образом, можно делать добро и себе и ближним, во славу Божию.
  • 15. «Пять талантов» (ср. Мф. 18:24): количество, образно означающее обилие душевных и духовных дарований, способностей и других благ, и следовательно высшую возможность делать много добра и себе и другим, во славу Божию. – «Каждому по его силе»: Бог-Господь дарует блага человеку, зная по предведению, сколько кому нужно, сколько кто может употребить в пользу. Потому установил разные должности и состояния в церкви, как и в мире вообще, и соответственно сему сообщает разные дарования и блага (ср. 1Кор. 4:7). «Под талантами здесь разумеется то, что (по милости Божией) находится во власти каждого, например покровительство или имение, или научение, или другое что-нибудь» (Злат., ср. Вас. Вел. 5, 336).
  • 16-18. «Употребил их в дело»: пустил в оборот и чрез то приобрел на них столько же. Так поступил и получивший два таланта. Эти два раба служат образом тех людей, которые употребляют дарованные им Богом блага на пользу себе и другим. «Удвояет данный ему дар тот, кто получив или дар слова, или богатство, или власть, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других» (Феофил.). – «Закопал его в землю» и пр.: образ людей, нерадящих о дарованных им благах. Они часто делают это под тем предлогом, что не занимают видного места в обществе, что у них мало дарований и благ, что они не могут ничего сделать и пр. Но Господь не требует от мало-одаренных того, чтобы они делали столько же, сколько богато-одаренные (ср. 2Кор. 8:12); притом всякое положение в обществе само по себе почтенно, и всякий в самом уничиженном положении может делать много добра (2Кор. 12:11-31). Не должно думать, что только мало-одаренные пренебрегают своими дарами и благами: нет, так поступают и богато-одаренные, и наоборот, мало-одаренные иногда употребляют свои блага в пользу себе и другим, во славу Божию (ср. Феофил.).
  • 19. «По долгом времени»: указание на то, что пришествие Христово будет не так скоро, как предполагали сначала ученики (Мф. 24:3). – «Требует отчета»: в употреблении данного рабам, чтобы сообразно с их деятельностью наградить их, или наказать.
  • 20-22. «Другие пять талантов – другие два таланта»: в притче указано количество приобретенного, равное количеству данному, для наглядности и круглоты чисел. В жизни не всегда так бывает; можно приобрести и более и менее, лишь бы приобретать, и награда не минует последовать за приобретенное. Худо, если вовсе не приобретать, а закопать талант, не употреблять на пользу себе и другим. – «Над многим тебя поставлю»: для верного прислужника в доме – награда, когда хозяин доверяет его заведыванию и распоряжению большую часть хозяйства своего, чем какая была прежде в его распоряжении; вместе с тем ему оказывается более почестей, и благосостояние или счастье его – образ будущего блаженства – увеличивается. Так и в наградах за доброе употребление богодарованных благ. – «Войди в радость господина твоего»: радость господина о том, что его имение употреблено верными рабами хорошо, и благосостояние хозяйства тем улучшено. В приложении к христианам слова сии означают, что сделавшие доброе употребление из даров и благ, Богом данных, приимут по пришествии Христовом великие почести, сообразно с их добродетелями, будут на небе блаженствовать со Христом, соцарствовать Ему, как наследники славы Его (ср. ст. 34, 1Ин. 2:28Рим. 8:17). «Сими словами показывается полное блаженство» (Злат.).
  • 24-25. «Ты человек жестокий»: так ленивые и грешные обыкновенно Бога представляют жестоким и несправедливым, не имея, по греховности своей, чувства сыновства своего пред Богом. – «Жнешь, где не сеял» и пр.: образное (взятое от земледельца) подтверждение грешником того, будто Бог не только жесток, но и несправедлив, берет то и там, что и где не принадлежит Ему. – «Убоясь», чтобы пустив талант в оборот, не потерять вовсе его и не потерпеть за то наказания от тебя, «скрыл», и вследствие сего ничего не приобрел на него. Это очевидно только предлог, что, убоявшись, скрыл; истинная же причина – беспечность и леность (ст. 26). «Называя господина жестоким, раб осуждает самого себя. Ибо, если господин жесток, как говорит раб, то рабу надлежало более стараться и страшиться, как имеющему жестокого и немилостивого господина, потому что если он требует чужого, то тем более потребует своего» (Феофил.).
  • 26-27. «Лукавый»: лукавство свое раб обнаружил тем, что хотел обмануть своего господина, указав не на ту причину, по которой действительно он скрыл талант свой. В этом лукавстве обнаружилась вместе и злость раба, ибо он приписывает господину своему, чтобы только оправдать себя, такие дурные качества, которых в нем вовсе нет, жестокость и любостяжательность, соединенную с насилием и алчностью. – «Ленивый»: леность раб обнаружил тем, что не хотел употребить в дело вверенный ему талант. – «Ты знал» и пр.: господин сими словами не подтверждает того, что он действительно таков, как сказал раб, а только собственными же словами раба хочет осудить его. Смысл таков: если ты думаешь, что я действительно жесток, жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, то и в таком случае надлежало тебе – и пр., ст. 27; т.е. если не из любви ко мне, владыке твоему, то по крайней мере из страха, что я жестоко взыщу с тебя, ты должен был не скрывать данное тебе, а приумножить. – «Отдать торгующим»: если самому, своей собственной деятельностью, лень было приумножать данное, то отдал бы оное по крайней мере за известные проценты торгующим, и капитал умножился бы сам собою, без твоего участия, хотя и не столько, сколько мог увеличиться при твоей деятельности, рачительной и благоразумной.
  • 28-30. «Всякому имеющему дастся» и пр. (ср. прим. к Мф. 13:12): кто делает доброе употребление из своих благ, тот приумножает их, а беспечный и нерадивый теряет и то, что имеет; то малое, что есть у него, переходит в руки рачительных и деятельных. Например «кто получил дар слова и учения для пользы других и не пользуется им, тот погубляет самый дар. Напротив, тот усугубляет его, кто радит о нем, между тем как тот теряет и то, что получил; поелику не упражняясь и не заботясь умножать дарование, теряет его, хотя по-видимому и имеет его, ибо погубил его своей ленностью и небрежением» (Феофил.). «Итак никто не должен говорить: я имею одним быть благотворителем. Ты не беднее той вдовицы, не ниже по званию Петра и Иоанна, которые были из простого народа и необразованные... Потому-то Бог дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, дабы все это употребляли мы для собственного нашего спасения, для пользы ближнего» (Злат.). – «А негодного раба» и пр.: см. прим. к Мф. 8:12. Итак, по смыслу притчи: 1) все рабы Божии, все христиане получают от Бога разные дары и блага, и не в одинаковой мере; 2) их обязанность употреблять сии дары и блага во благо себе и другим, во славу Божию; 3) потому, что кто как употреблял их, так и будет судим в пришествии Христовом: употребившие во благо будут награждены, не употребившие – наказаны.
  • 31. «Когда же приидет Сын Человеческий»: речь о втором славном и страшном пришествии Господа на всемирный суд при конце мира. – «Во славе Своей»: в своем прославленном теле, с величием и славою, каковая подобает Ему, как Царю всей вселенной (Деян. 1:11Еф. 1:20-221Фес. 4:161Кор. 15:24-52). – «Все святые Ангелы с Ним»: и все Ангелы, и все народы – какое великолепное зрелище, какой страх для грешников, имеющих быть осужденными, и какая слава для оправданных пред лицем всего мира, Ангелов и человеков! – «Сядет на престоле славы»: на славном престоле. Выражение означает, что Господь явится, как царь и судья вселенной. Образ взят с обыкновения царей восседать на особенном троне в особенно важных и чрезвычайных случаях. «Ныне Он явился в бесславии, поношении и поругании, а тогда сядет на престоле славы своей. И часто упоминает о славе. Так как приближалось тогда время крестной смерти Его, которая считалась поносной казнью, то по сей причине Он возводит ум слушателя к высшему, представляя взору его судилище и всю вселенную пред ним» (Злат.).
  • 32-33. «Все народы»: христиане из всех народов, ибо «об одних только христианах здесь речь» (Евф. Зигаб.), что видно как из слов Иисуса Христа осуждаемым и оправдываемым, так и из их ответов. Следовательно здесь изображается только одна часть всемирного суда – над христианами; другая часть – суд над нехристианами кратко изображается св. Апостолом Павлом (1Кор. 15:231Кор. 6:2. ср. прим. к Мф. 19:28). Пред пришествием Христовым будет всеобщее воскресение; оставшиеся же в живых мгновенно изменятся, в сообразность состоянию воскресших (1Фес. 4:16-171Кор. 15:25-54). – «Овец от козлов»: овцы здесь представляют праведников, так как они служат образом невинности и простоты (Ин. 10:7-14Ин. 15:16-27Пс. 99:3Пс. 73:1), а козлы – осуждаемых, так как они служат образом недобрых нравственных качеств (ср. Иез. 34:17). «Наименованиями показывает их внутренние расположения, называя одних козлищами, а других овцами, и показывая сим, что первые не приносят никакого плода (ибо от козлов не может быть ни малого плода), а последние приносили обильный плод, ибо овцы приносят большую пользу тем, что дают волну, молоко, ягнят, чего вовсе не доставляет козел. Впрочем бессловесные животные не приносят плода, или приносят оный по своей природе, а люди – по произволу» (Злат., ср. Феофил.). – «По правую сторону, по левую»: правая сторона – место почетное, назначаемое людям особенно близким (Еккл. 10:2Пс. 109:1Еф. 1:20Деян. 2:25-33); левая сторона – место менее почетное, здесь – место осуждаемых (ср. Иез. 10:2).
  • 34-36. «Благословенные Отца Моего»: благословенные Богом или удостоившиеся благословения Бога Отца. – «Наследуйте Царство»: «Он не сказал примите, но «наследуйте», как свое собственное, как отеческое, как ваше, как от века вам принадлежащее» (Злат., ср. Феофил.). Христиане часто в Новом Завете называются наследниками обещанных благ, как истинные дети Божие, которым принадлежат блага, уготованные Богом людям (Рим. 8:17Гал. 4:6-7Евр. 1:141Ин. 3:2; ср. прим. к Мф. 5:5). – «Уготованное вам от создания мира»: Бог от вечности предвидел действия людей, и соответственно им от вечности же определил им и воздаяние за них, за добрые – царство, за злые – мучения, что приведется в исполнение окончательно на последнем суде (ср. Рим. 8:29-30Еф. 1:4-112Фес. 2:131Пет. 1:2Ин. 6:37). – «Создание мира» берется здесь в смысле понятия вечности, как начало бытия всех существ. – «Ибо алкал Я» и пр.: Царство Небесное наследуют праведники за добрые дела, именно дела любви и милосердия к ближним (Я: ср. прим, к ст. 40). О вере не упоминается, ибо она уже предполагается самыми делами любви, которые суть плоды веры (Ин. 13:351Кор. 13:1 и д.), и без которых вера одна не оправдывает человека, так как без них она мертва (Иак. 2:17Гал. 5:6). «Алкал Я»: когда у Меня не было хлеба, вы подали Мне милостыню, и Я напитался ею. – «Был странником»: на востоке, где гостиницы были очень редки, а путешествие было особенно утомительно по жаркому климату, гостеприимство считалось особенно высокою добродетелью (ср. Быт. 18:1-8Евр. 13:2). – «Был наг»: дурно одет, бедно, недостаточно для прикрытия тела от жары или холода; таковые у евреев назывались нагими (ср. Деян. 19:16Иак. 2:5Иов. 22:6Ис. 58:7).
  • 37-39. «Праведники скажут» и пр.: вопросы, обращенные праведниками к Господу, свидетельствуют о их смирении и сознании своего недостоинства. Они исповедуют смиренно, что недостойны тех похвал и наград, которые им даруются, что они мало сделали сравнительно с тем, что они должны были сделать по их собственному сознанию. Таков вообще закон нравственного усовершенствования, что чем более человек усовершается, тем более сознает ничтожность своих совершенств, и стремится все к большему и большему.
  • 40. «Сих братьев Моих меньших»: Господь удостоивал истинных последователей Своих называть Своими братьями, как близких Ему по духу, по расположениям, по страданиям (ср. прим. к Мф. 12:50Евр. 2:11). – «Меньших»: бедных, несчастных, угнетенных, смиренных. «Потому они меньшие братья, что уничижены, что нищи, что отвержены; таковых Он в особенности призывает в Свое братство, т.е. незнаемых, презираемых» (Злат., ср. Феофил.). «Сделали Мне»: единение Господа с истинными Его последователями есть самое тесное (ср. Ин. 15:4-6Еф. 5:23-321Кор. 6:15). Единение веры и любви, духа и действий. Потому сделанное ближним или Его последователям Он относит к Себе, и награждает как бы за сделанное Ему Самому (ср. Мф. 10:40-42).
  • 41-43. «Проклятые»: понятие проклятия противоположно понятию благословения; проклятые – лишенные даров благословения и осужденные на бедствия и мучения (Быт. 3:14, 17). – «Огонь вечный»: огонь изображает высшую степень мучения, так как казнь огнем (сожжение) есть самая жестокая казнь. Этот образ заимствован, без сомнения, от огня долины Генномской (см. прим. к Мф. 5:22). – «Уготованный диаволу и ангелам его»: не для людей назначено было сие мучение, но для возмутившихся против Бога духов злых с их князем (Иуд. 1:6Откр. 12:8-9), которые сеют всяческое зло в роде человеческом. Но поелику грешники по своим грехам делаются как бы участниками того же зла, которым одержимы злые духи, то они осуждаются и на те же мучения, как и злые духи. «Осуждаемым говорит: «идите от Меня, проклятые», не говорит – идите от Отца, ибо не Он проклял их, но собственные их дела... «Уготованное диаволу и ангелам его»: ибо Я царство готовил вам, огонь же не вам, но диаволу и ангелам его. Но так как вы сами себя ввергли в огонь, то и вините в том сами себя» (Злат., ср. Феофил.).
  • 46. «В муку вечную»: мучения осужденных будет вечное, нескончаемое, точно так же, как будет вечно, нескончаемо блаженство праведников (ср. Мк. 16:16Лк. 16:26Ин. 3:362Фес. 1:7-9Откр. 14:11Пс. 9:17Ис. 33:14).