- 1. «Пришли в Вифагию»: это было селение, вероятно в самом близком расстоянии от Вифании (Мк. 11:1. Лк. 19:29); впрочем следов его вовсе теперь нет, и в Ветхом Завете нигде о нем не упоминается, а упоминается о нем только в Талмуде. Вифагия значит – дом смокв, и называлась так вероятно от множества произраставших там фиговых деревьев. – «К горе Елеонской»: или масличной, называвшейся так по множеству произраставших на ней масличных деревьев. Она находится к востоку от Иерусалима и отделялась от него ручьем или потоком, так называемым Кедронским или Кедроном, который почти совершенно высыхал в продолжение жарких месяцев, но весьма значительно увеличивался во время периодических дождей, бывающих в Палестине. На западном (к Иерусалиму) склоне горы масличной находился сад, называемый Гефсиманией; Вифагия же и Вифания лежали на восточном склоне этой горы. Гора эта была довольно высока, так что с нее все части Иерусалима видны были совершенно. Два пути было из Вифании в Иерусалим: один огибал гору Елеонскую с юга, другой шел через самый верх горы; последний был короче, но труднее и утомительнее.
- 2. «В селение, которое прямо перед вами»: Христос с учениками был в Вифагии и селение, которое было перед ними, была без сомнения Вифания. – «Найдите ослицу и молодого осла»: В Палестине было мало коней; они употреблялись почти исключительно только ради войны и очень редко в домашнем обиходе. Осел, мул и верблюд были, как и доселе, самыми употребительными животными на востоке для домашнего обихода и путешествий. Сесть на коня было тогда эмблемою войны, сесть на мула или осла – эмблемою мира, и во время мирное цари и вожди ездили на этих последних. Так Соломон, когда венчался на царство, ехал на муле (3Цар. 1:33). Таким образом, вход Иисуса Христа в Иерусалим на осле не был знаком Его бедности или уничижения, но символом мира. Царь Сиона, Царь мира, едет в свою столицу на осле, эмблеме мира.
- 3. «И тотчас пошлет их»: «Иисус Христос сказал: «найдите ослицу», и тут же предрек, что никто ни будет препятствовать, но лишь услышат, замолчат… Сего события не должно почитать маловажным. Что заставило сих бедных людей, может быть земледельцев, без всякого противоречия отдать свою собственность? И что я говорю без противоречия? Нет, даже и не спрашивая, или спросив, замолчать и уступить? Если они ничего не сказали, когда уводили их скот, или если и сказали что-либо, но, услышав, что Господь его требует, уступили без всякого противоречия: то и другое равно удивительно, тем более, что они не видели Его Самого, а только учеников. Сим самым Иисус Христос дает разуметь, что Он мог воспрепятствовать жестоковыйным иудеям, когда они пришли схватить Его, и сделать их безгласными, но только не захотел сего. С другой стороны, Он научает сим учеников и всякого без противоречия жертвовать всем, чего бы Он ни потребовал, даже душой своей. Ибо ежели незнакомые Ему повиновались Его требованию, то тем более они должны жертвовать Ему всем» (Злат.). Объяснение сего беспрекословного повиновения одним тем, что Иисус Христос, сотворивший много чудес в сих местах и еще недавно воскресивший Лазаря (Ин. 11:43), одним именем Своим подействовал на отпустивших ослицу с осленком – недостаточно; а объяснение тем: что люди сии были известны Господу и благорасположены к Нему, не имеет подкрепления в тексте евангельском; объяснение же тем, что сие сделано по предварительному условию, совсем неосновательно. Посему нельзя не согласиться с приведенным выше объяснением св. Златоуста.
- 4-5. «Все сие было, да сбудется» (ср. прим. к Мф. 1:22); не случайно произошло все сие, но по Божественному усмотрению, во исполнение пророчества, сказанного за 400 с лишком лет Захарией пророком (Зах. 9:9). Пророчество приведено свободно, частью по подлиннику, частью по переводу Семидесяти Толковников, с присовокуплением слов («скажите дщери Сионовой») из пророка Исаии (Ис. 62:11). – «Дщери Сионовой»: т.е. Иерусалиму. Сионом назывался один из холмов, на которых построен был Иерусалим; здесь был собственно так называемый город Давидов, окруженный стенами; здесь поставлена была, по перенесении в Иерусалим, скиния и здесь же после построен храм, а потому Сион назывался святым. На образном языке восточном города нередко назывались дщерью или девою (ср. Ис. 1:8. Ис. 47:1. Ам. 5:2. Пс. 47:12. Пс. 136:8), чем хотели выразить их красоту. – «Кроткий»: мирный, не воинственный. Не на колеснице едет, как обыкновенно поступают другие цари, не требует дани, не наводит собою страха, не имеет копьеносцев; но и здесь показывает величайшую кротость» (Злат.). – «Сидя на ослице и молодом осле»: Господь воссел собственно на молодого осла (Мк. и Лк.), а ослица вероятно шла рядом; но по восточному словоупотреблению, Он ехал как бы на обоих их. «Воссев на осля, Он исполнил пророчество (Захарии), и в то же время, прообразуя Своими действиями будущее, дал другое пророчество. Каким же образом? Он предвозвестил сим призвание нечистых язычников, т.е. что Он в них почиет, что они придут к Нему и за Ним последуют… Через осленка здесь означается церковь и новый народ, который был некогда нечист, но после того, как воссел на нем Иисус Христос, соделался чистым. Заметь же, какая точность во всем прообразовании. Ученики отвязывают подъяремников; и иудеи и мы призваны в новоблагодатную церковь через апостолов, введены в оную также через апостолов. Наша блаженная и славная участь и в иудеях возбудила ревность; ослица идет позади осленка. И действительно, после того, как Иисус Христос воссядет на язычников, тогда и иудеи по своей ревности придут к Нему, что ясно показывает Апостол Павел (Рим. 11:25 и дал.). Итак из сказанного видно, что это было пророчество; в противном случае не нужно было бы говорить пророку так подробно о возрасте осла. И не только это из сказанного видно, но и то, что апостолы приведут их без труда. И действительно: как никто не препятствовал апостолам, когда они повели оных животных, так никто не мог остановить их в призвании язычников, когда они их уловляли. Далее, Христос садится не на нагого осленка, но покрытого одеждой Апостолов; это потому, что апостолы, взяв оного осленка, и свое все отдают, как говорит Апостол Павел (2Кор. 12:15). Но обрати внимание и на послушание осленка: как он, вовсе не обученный и не знавший еще узды, не помчался быстро, но шел тихо и спокойно. И это служило предзнаменованием будущего, выражая покорность язычников и скорую их перемену к благоустроенной жизни» (Злат.).
- 6-7. «Положили на них одежды свои»: это было выражением и знаком особого почтения (4Цар. 9:13). – «Он сел поверх их»: т.е. одежд, а не то, чтобы Он сел на обоих животных вместе, или садился на них попеременно, что не согласно со сказаниями о сем евангелистов Марка и Луки.
- 8. «Постилали одежды свои по дороге»: тоже выражение и знак особого почтения. – «Резали ветви» и пр.: был обычай бросать цветы, гирлянды и ветви древесные по пути торжественно въезжавших в город победителей. – Флавий говорит, что так встречены были в Иерусалиме Александр Великий и потом царь Агриппа.
- 9. «Осанна» (Пс. 117:25): собственно значит – «спаси», даруй спасение. Это слово иудеи употребляли как народное восклицание, выражавшее радость при торжественных случаях, особенно при празднествах; этим народ изъявлял свою радость и благожелания Сыну Давидову, т.е. Мессии. – «Благословен грядущий во имя Господне»: это восклицание заимствовано из псалма 117 (Пс. 117:26), который народ приложил к Мессии Иисусу. Придти во имя Господне значит быть особенным нарочитым посланником Господа, заменяющим или представляющим Самого Господа (Ин. 5:43). – «Осанна в вышних»: клик радости этот да будет слышим не только здесь, на земле, но и в «вышних», на небе, где обитает Бог и бесчисленные сонмы ангелов (ср. Лк. 2:13-15); это высшее выражение народной любви и преданности Иисусу Христу.
- 10-11. «Весь город пришел в движение»: эта торжественность, это множество народа, эти восклицания его, это праздничное шествие, привели в движение все народонаселение Иерусалима, и – вероятно пришедшие из чужих стран на праздник спрашивали: что это значит, кого так встречают? На что встречавший Христа народ отвечал, что это Иисус пророк. – «Из Назарета Галилейского»: см. прим. к Мф. 2:21.
- 12. «В храм Божий»: храм иерусалимский, в котором Бог Иегова благоволил особенно являть Свое присутствие, особенно во Святом Святых на кивоте завета. Это был так называемый второй храм иерусалимский. Первый храм великолепный, выстроенный Соломоном, был разрушен вместе с Иерусалимом халдеями при Навуходоносоре (ок. 584 г. до Р.Х.), когда и иудеи отведены были в 70-летний плен вавилонский. По возвращении из плена, при Зоровавеле, храм был вновь построен, но с меньшим великолепием сравнительно с первым храмом, так что старики, помнившие первый храм, взирая на второй, проливали слезы (1Езд. 3:8-12). Но и этот второй храм, при частных войнах иудеев, перед пришествием Христовым, приходил в упадок. Ирод великий, нетерпимый народом за жестокости, чтобы хоть несколько снискать расположение народа, предпринял украсить этот храм внутри и со вне; постройка собственно храма окончена была Иродом лет через 8-9; но пристройки храмовые были окончены уже при Ироде Агриппе 2-м, около 64 г. по Р.Х. Возобновленный храм был не велик, но он окружен был множеством пристроек, так что ими занята была вся гора Мориа и даже потребовалось распространить ее искусственными насыпями с каменными и земляными постройками, основание которых находилось в окружавших гору долинах. Древнейшие сведения о храме Иродовом у Флавия и в Талмуде не вполне одинаковы. По соображении некоторых разностей, в общем его можно описать так: площадь (четвероугольная) храма с примыкающей к нему с северо-запада крепостью Антониевой была в окружности несколько более версты и обнесена была высокой стеной. Через нее вели восемь (со всех четырех сторон) ворот, к которым со вне вели высокие лестницы. Одни врата с главной (восточной) стороны были особенно великолепны и назывались красными (Деян. 3:2). По всему протяжению этой стены со внутренней стороны, от ворот до ворот, на огромных мраморных столбах, устроены были крытые ходы или галереи или так называемые притворы. Один из них, с восточной стороны, отличался особенно красотой и назывался «притвором Соломоновым» (Ин. 10:23. Деян. 3:11). Почти в середине этого пространства, окруженного стеной (несколько ближе к северной части), возвышалась другая стена двойная, окружавшая с четырех сторон сам храм в виде продолговатого (от востока к западу) четвероугольника. Пространство между первою и второю стенами со всех сторон составляло обширный, так называемый двор язычников, названный так потому, что сюда могли входить и язычники. У ворот второй стены прибиты были дощечки с надписями на еврейском, греческом и латинском языках, воспрещавшими вход далее язычникам, а равно и нечистым, под опасением смерти. Середину этого пространства, окруженного второй стеной, занимал собственно так называемый храм, разделявшийся на две части – Святое и Святое Святых. Между этой второй стеной и собственно зданием храма находились дворы жен, израильтян и священников. Двор жен, названный так потому, что в него только, но не далее, могли входить женщины, занимал почти половину всего этого пространства с востока, от притвора Соломона; в него вели трое ворот, с востока, севера и юга. Из двора жен западные ворота вели во двор израильтян, а из него – во двор священников, отделявшийся от двора израильтян невысокой стеной. Оба эти двора огибали храм с трех сторон, – восточной, северной и южной. Середину этого двора священников, возвышенную сравнительно со всей площадью, занимал собственно храм. Восточную часть составлял жертвенник, на котором обыкновенно приносились жертвы. Отделяясь от него высоким фронтом и стеной, стояло небольшое по пространству, но высокое и великолепное здания Святого и Святого Святых, которые разделялись великолепной завесой. Общий вид храма, со всеми его пристройками, был великолепен и восхитителен, особенно с вершины близлежащей горы Елеонской (Мк. 13:1). Издали чужестранец мог принять его за снежную гору, ибо все здание было необычайной белизны, кроме частей позлащенных. Флавий говорит, что при свете солнечном блеск зданий был таков, что трудно было глазу выносить его. Храм этот разрушен был римлянами при Веспасиане, по пророчеству Господа (см. прим. к Мф. 24:2). Юлиан отступник сделал попытку восстановить оный: но, по свидетельству его историка Аммиана Маркеллина, попытка чудесным образом была уничтожена. На месте этого храма ныне мечеть, так называемая Омарова. – «Выгнал всех продающих и покупающих в храме»: не собственно в храме, но во дворе язычников происходила торговля эта. Тут устроено было нечто вроде лавок (tabernae), в которых продавалось и покупалось все, нужное для жертвоприношения в храме, как то: жертвенные животные, ладан, масло, мука, вино и пр. Нет ничего невероятного, что при этом допускаема была торговля и предметами не необходимыми для храма, так что обширный двор язычников обратился в базарную площадь со всем шумом, гамом, толкотней, спорами, обманами, что все так неуместно было в стенах зданий, причислявшихся ко храму. – «Опрокинул столы меновщиков»: в Палестине, подвластной тогда римлянам, была в употреблении римская монета, но оставалась в употреблении и прежняя греческая, а равно и народная еврейская. Закон иудейский требовал, чтобы каждый иудей храмовую подать платил своей монетой, еврейской (Исх. 30:11-16). С целью обмена монет греческих и римских на еврейские, и размена вообще, и устроены были в том же дворе язычников особые места или столы, и меновщики получали большую выгоду, когда сотни тысяч путешествующих на праздник иудеев из разных стран обменивали у них деньги за известные, конечно, проценты, может быть и свыше дозволенных законом и справедливостью. – «Продающих голубей»: голубь был один из обычных жертвенных животных (Лев. 14:22. Лк. 2:24). Конечно, трудно было иудеям, приходившим из дальних особенно стран, нести с собой и голубей или что-либо подобное, нужное для жертвы; удобнее было купить их в самом Иерусалиме. Отсюда произошла торговля голубями. Все это, конечно допущено было ради удобства богомольцев, но – не у места; осквернилась святость храма.
- 13. «Написано: дом Мой» и пр. Выражения взяты (не буквально) первое из книги пророка Исаии (Ис. 56:7), второе из книги пророка Иеремии (Иер. 7:11). Устроитель первого храма Соломон, по освящении его, молил Господа, чтобы Он внимал молящимся в храме сем не только иудеям, но и язычникам, и Господь обещал исполнить молитву его и соделать храм сей храмом молитвы для всех народов (3Цар. гл. 8-9). Таково же было назначение и второго храма, заменившего первый. – «Вертепом разбойников»: разбойники, которых в нагорной особенно части Иудеи было довольно, жили обыкновенно в горных лесных пещерах и землянках (вертеп). Торгующих в храме Господь уподобляет разбойникам потому, что «страсть любостяжания есть страсть разбойническая» (Феофил.); продавцы, продававшие из корысти, делали то же в некотором роде, что и разбойники. Впрочем, это – конечно усиленное выражение, имеющее целью показать всю неуместность такого мирского торжища во дворе святого храма Божия.
- 15-16. «Первосвященники и книжники»: см. прим. к Мф. 2:4. – «Чудеса»: дела, совершаемые силой сверхъестественной, каково исцеление слепых и хромых (ст. 14) и самое очищение храма (ст. 12-13). – «Детей восклицающих»: что это за дети, не довольно ясно. Что это был дети – питомцы и питомицы, воспитывавшиеся при храме, едва ли вероятно, ибо таковые состояли под руководством и надзором заведовавших храмом, враждебно расположенных ко Христу. Вероятнее, что это были дети обывателей и богомольцев, в неудержимом детском восторге от всего видимого ими повторявшие те приветствия Христу, которыми народ встретил и сопровождал Его и которые они слышали и запомнили, хотя вероятно и не понимали вполне их смысла. – «Вознегодовали»: первосвященники и книжники видели народную любовь к Иисусу, видели, что народ принимает Его за Мессию, и, ослепленные неверием и ненавистью к Нему, вознегодовали, завидуя славе Его. Так сильна страсть в людях. – «Слышишь ли, что они говорят»: это род насмешки над тем, что Господа прославляют дети неразумные, и что Он от неразумных принимает хвалу. Завистники хотели этим сказать Господу перед народом, что не велика честь, когда дети (о народе не упоминают) не понимающие хвалят и славят. Господь словом пророческим обращает эту укоризну на них самих. – «Из уст младенцев» и пр.: слова взяты из псалма 8-го, в котором Давид изображает славу имени Божия по всей земле, славу столь ощутительную во всем, что даже грудные младенцы бессознательно чувствуют оную и славословят Господа. «И хорошо сказано: «из уст», ибо слова их происходили не от разума их, но Его же сила двигала еще несовершенным их языком. Это изображало также и язычников, которые прежде немотствовали, но потом вдруг начинали вещать великие истины, убедительно и с верой, – и вместе немало утешало Апостолов. Именно, чтобы Апостолы не сомневались, как они, будучи людьми простыми и необразованными, могут проповедовать народам; отроки наперед истребили в них всякое беспокойство и внушили им твердую надежду, что Тот, Кто научил отроков прославить Господа, сделает и их красноречивыми. Это чудо показывало также, что Он есть Господь природы. Дети, еще не достигшие зрелого возраста, вещали великое и достойное неба; а мужи говорили слова, исполненные всякого безумия. Такова-то злоба!» (Злат., ср. Феофил.).
- 17. «В Вифанию»: селение, находящееся недалеко (верст около двух с половиною; ср. Ин. 11:18) от Иерусалима, на восточном склоне горы Елеонской. Здесь жил друг Господа, Лазарь, которого Он воскресил из мертвых, с сестрами своими Марфой и Марией (Ин. гл. 11). Вероятно у них и провел Господь следующую ночь.
- 18-19. «Поутру взалкал»: «почему же Он алчет утром? Уступая требованиям плоти, Он этим показывал немощь ее» (Злат.). – «При дороге смоковницу» и пр.: так как эта смоковница (фиговое дерево) стояла при общественной дороге, то всякий имел право пользоваться плодами ее (ср. Втор. 23:24). Господь подошел к ней в надежде найти плоды для утоления голода (не потому, чтобы Он не знал, что на ней нет плодов, но – как человек поступает по-человечески). Дерево было покрыто листьями; на смоковницах же сперва зарождаются плоды, потом развиваются листья; следовательно на смоковнице, покрытой листьями, могли уже быть плоды ранние (боккоры, фиги-скороспелки), но плодов на ней не оказалось. – «Да не будет впредь» и пр.: эти слова выражали проклятье (Мк. 11:21), что тотчас и обнаружилось в иссушении смоковницы. «Для чего смоковница проклята? Для учеников, именно, чтобы ободрить их. Поелику Он всегда благодействовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать и опыт Своего правосудия и отмщения, дабы и ученики и иудеи знали, что Он хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, Своих распинателей, однако же добровольно предает Себя на распятие: то Он и не хотел показать этого над человеками, но явил опыт Своего правосудия над растением… И явил знамение Своей власти не над каким-либо деревом, но над смоковницей, деревом, которое сочнее всех, так что чудо показалось от этого еще более необыкновенным» (Злат., ср. Феофил.). Эта смоковница была образом народа иудейского и проклятье ее – образом отторжения иудеев. Смоковница имела листья и вид, как будто на ней были плоды, и народ иудейский имел вид религиозности, держался обрядов и преданий религиозных; но плодов на смоковнице не было; и та и другой подверглись проклятью: смоковница иссохла, народ иудейский отвергнут Богом.
- 21-22. «Сказал им в ответ» и пр.: не отвечая прямо на вопрос учеников о том, как это засохла смоковница, т.е. как Он сделал, что засохло дерево (Он сделал сие своей Божественной силой, как Сын Божий), Господь указывает ученикам Своим, как и они сами могут творить не только такие чудеса, но еще и большие (ср. Ин. 14:12), – именно силой несомнительной веры в Него (ср. Мф. 17:20), каковая вера дарует им все, чего бы они ни попросили в молитвах своих. – «Если горе сей скажете» и пр.: в примере горы представляется, что несомнительная вера может делать все, преодолевать самые великие, невероятные препятствия. Конечно нет нужды, чтобы гора подвиглась и вверглась в море; но это также возможно для них, как возможно исцелять неизлечимо больных, изгонять бесов и пр. (см. прим. к Мф. 17:20). – «В молитве с верою»: необходимое условие получения просимого. – «Все»: конечно все то, что сообразно с волей Божией (ср. Феофил.).
- 23. «В храм»: в один из дворов храма, где всегда, особенно же в праздники, собиралось много народа. – «Какою властью» и пр.: первый из вопросов относится к свойству власти, второй – к лицу, давшему власть сию. Господь не был из священнического рода, имевшего власть распоряжения в храме, и первосвященники со старейшинами народными спрашивают Его: «получил ли ты кафедру учительскую, или рукоположен во священника, что выказываешь такую власть» (Злат)? Он имел власть Сына Божия, власть пророка и чудотворца; но иудейские начальники Сыном Божиим и пророком Его не признавали, а чудотворения Его производили от веельзевула, и – потому лукаво спрашивают Его, какой властью Он делает это, т.е. изгнание из храма торжников (ср. Злат.); «какою властью»: от Бога или от человеков (ср. прим. к ст. 25)? Вероятно, они хотели уловить Его в слове, чтобы, если Он скажет, что властью от Бога данною, – обвинять Его в богохульстве, в присвоении власти, не принадлежащей Ему; а «если скажет, что властью Своею, – оклеветать Его как возмутителя и человека, самовольно действующего» (Феофил.).
- 24-27. «Спрошу и Я вас об одном»: Господь не отвечает прямо на вопрос их лукавый, и премудро Сам уловляет в слове желавших уловить Его. Они могли знать, какою властью Он действует, но – не хотели, и Господь доводит их вопросом об Иоанне Крестителе до того, что они должны были сознаться в своем лукавстве. Дело Господа было продолжение дела Иоаннова, следовательно, оба они происходили из одного источника, и Господь дает им вопрос: «крещение Иоанново откуда было?» Крещением – выражается здесь сущность всего служения, всего дела Иоанна, как посланника Божия, пророка, учителя и предтечи Господня. Все это служение Иоанна «откуда было, с небес или от человек»: т.е. Богом ли послан Иоанн на служение свое, или он простой человек и только сам себя выдавал за посланника Божия, т.е. обольщал народ? Совопросники поставлены были в очевидное затруднение. – «Скажет: почему же вы не поверили ему», когда он неоднократно и ясно свидетельствовал об Иисусе, как Мессии? – «Боимся народа» и пр.: «видишь ли развращенное сердце? Богом всюду пренебрегают, а для людей все делают. Ибо и Иоанна боялись для людей, уважая святого мужа не для него самого, но для народа; для народа они не хотели веровать и в Иисуса Христа, – и вот где источник всех зол для них» (Злат.). – «И сказали в ответ: не знаем»: очевидное лукавство и ложь; они знали, но не хотели признаться. Потому и Господь не отвечает им на прежний вопрос их: «какою властью Он делает это», ибо и для вопрошавших и для всех ясно было из самого вопроса Иисусуова, какой властью Он действует. «И Я вам не скажу»: Господь не говорит – и Я не знаю, но не скажу, «ибо истина говорить неправды не может» (Иерон.).
- 28-32. «А как вам кажется?» Сим вопросом Господь хочет привлечь их особенное внимание на то, что намеревается сказать им, чтобы они сами над собой произнесли приговор. «Христос заставляет иудеев осудить самих себя в другом лице: Поелику они не хотели прямо сознаться в вине своей, то Христос притчей доводит их до Своей цели. Когда же они, не понимая цели притчи, произнесли приговор, тогда Он уже открывает им самый смысл притчи» (Злат.). – «У одного человека было два сына»: под человеком разумеется здесь, – как видно из смысла притчи, Бог; под первым сыном – мытари и блудницы, т.е. вообще люди грешные; под вторым сыном – фарисеи, книжники и вообще считавшие себя праведными (ст. 32-33). – «Пойди, работай в винограднике моем»: под виноградником разумеется церковь Божия (ср. прим. к Мф. 20:1); работа в винограднике означает труды благочестия в церкви Божией, исполнение воли Божией, заповедей, добродетелей, – вообще жизнь добрую, благочестивую. – «Не хочу»: на требования Божии, выраженные в законе и у пророков, грешники самой жизнью своей как бы отвечали: «не хочу», ибо не исполняли сих требований, не жили сообразно с заповедями Божиими. – «После, раскаявшись, пошел»: после проповеди Крестителя (ст. 32) мытари и блудницы, т.е. грешники вообще (конечно не все, берется общее место частного) стали исполнять волю Божью. – «Иду и не пошел»: фарисеи и книжники и вообще мнимые праведники, по-видимому, подчинялись Божественным постановлениям, заповедям и законам, как бы говорили – «иду»; но не шли на самом деле, ибо не имели покаяния, без которого нельзя оправдаться (ст. 32), и даже явились противниками Царства Божия. – «Который из двух исполнил волю Отца?» Совопросники, не понимая смысла притчи, отвечали справедливо: «первый», и Господь раскрыл им смысл притчи, направленной к осуждению их, так что они сами над собой произнесли приговор, сказав – «первый». – «Вперед вас идут»: оказались более готовыми и достойными войти в Царство Христово или церковь христианскую. «Если бы Он просто сказал: блудницы прежде вас войдут в Царствие Божие, то слова Его показались бы им тяжкими. Но теперь, когда сами они объявили свое мнение, то слова Его кажутся для них не так тяжкими. Для сего Он приводит и причину; какую же? Иоанн, говорит Он, пришел к вам, а не к ним, и притом путем праведности, ибо вы не можете обвинить его, как человека нерадивого и бесполезного; он вел и жизнь не укоризненную, и имел большую попечительность. Однако же вы и тогда не послушали его. После этого следует другое осуждение, т.е. что мытари уверовали. За сим еще обвинения: вы, и видев сие, не одумались после, чтобы поверить ему, тогда как надлежало вам сделать это прежде. А это не заслуживает никакого прощения. Почему мытарям – большая похвала, а вам – осуждение. Ибо Иоанн к вам пришел, и вы не приняли его; он не приходил к мытарям, и они приняли его, и вы не вразумились их примером… Слова: «вперед вас идут» не потому сказаны, что иудеи последуют мытарям, но что и они, если захотят, могут войти в Царствие Божие. Ибо ничто так не возбуждает грубых людей, как ревность» (Злат.). – Под двумя сынами некоторые из древнейших (в числе их и св. Златоуст) разумеют также – под первым язычников, под вторым иудеев: «первые, не давая обещания в послушании и не слышав закона, самим делом оказывали повиновение, а последние хотя говорили «вся, елика рече Бог, сотворим и послушаем»; но на самом деле не оказывали покорности закону» (Злат.). Смысл притчи, истолкованный Самим Господом, конечно не содержит сей мысли, но тем не менее она не противоречит общему воззрению Ветхого и Нового Завета, и приноровление сие заключает в себе назидание.
- 33-39. «Другую притчу»: направленную так же, как и предшествующая, к изобличению недостоинства народа, или вождей и учителей народа недостойных. Притча эта имеет много сходства с песнью пророка Исаии (Ис. 5:1 и дал.). – «Некоторый хозяин»: под хозяином разумеется Бог, устрояющий спасение рода человеческого, под каковым образом Он нередко представляется в священных книгах. – «Насадил виноградник»: устроил церковь ветхозаветную (см. прим. к Мф. 20:1). – «Обнес его оградой»: обносили сады оградой в предохранение от животных и воров. Можно разуметь здесь под оградой закон, данный народу избранному, как некую ограду, отделявшую его от иноплеменных (ср. Феофил.). – «Выкопал в нем точило»: более и менее вместительный бассейн или яма, в которой выжимался сок винограда или вино; такой бассейн обыкновенно выдалбливался в скале, или же вырывался в земле, но выстилался снизу и с боков камнем; в нем, посредством пресса, и выжимался виноградный сок. – «Построил башню»: такие башни назначались для жительства стражей, которые должны были оберегать виноградник от воров и животных, в особенности от лисиц (Песн. 1:6. Песн. 2:15). Под точилом и башней можно разуметь «алтарь и храм» (Злат., ср. Феофил.). – «Отдав его виноградарям»: внаймы за известную плату имели обычай хозяева отдавать виноградные сады с тем, чтобы уродившиеся плоды доставлялись или сполна, или известная часть хозяину. Под виноградарями разумеются все приставники и представители религиозной и политической жизни народа, обязанные в особенности возделывать виноградник церкви Божией. – «Отлучился»: образное выражение предоставления власти самим приставникам. «Отлучился», т.е. долготерпел (Бог), не всегда и не тотчас по преступлении наказывал. Ибо под отшествием разумеется великое Божие долготерпение» (Злат.), «так как Бог представляется и спящим и далеко отстоящим и неслушающим, когда долготерпит, не обнаруживая гнева всякий день, и не тотчас повергая нас истязанию за неправды наши» (Феофил.). – «Послал своих слуг»: т.е. «пророков, взять свои плоды, т.е. повиновение, доказываемое делами. Но они в этом показали свою злобу, – не только после таких попечений не дали плода, что обнаруживало их недеятельность, но даже вознегодовали на пришедших. Если нечего было отдать, хотя к тому были обязаны, то им надлежало не досадовать и негодовать, а умолять. Они же не только вознегодовали, но еще обагрили руки свои кровью, сами заслуживая казнь, предали казни посланных» (Злат.). – «Иного прибили»: оскорбили посланника Божия побоями и ранами; «иного убили» до смерти, а «иного побили камнями»: каковая казнь была в частом употреблении у иудеев (Втор. 13:10. Втор. 17:7. Ин. 8:59. Ин. 10:31. Деян. 7:58. Деян. 14:19). Что все сие претерпевали от иудеев посланники Божии, пророки, об этом ясно свидетельствует святой Апостол Павел (Евр. 11:34), и это видно из самих ветхозаветных книг (Иер. 44:4-6. 2Пар. 24:20-21. 2Пар. 36:16. Неем. 9:26 и др.). – «Наконец послал сына своего»: Господа Иисуса Христа. «Почему Бог не тотчас послал Сына? Для того, чтобы они почувствовали, как несправедливо поступили с посланными рабами и, отложивши гнев, устыдились Его пришествия. – Что значат слова: «устыдятся сына моего» (точнее не устыдятся ли, или – может быть устыдятся)? Ими показывается не неведение в Боге, а только намерение обнаружить великость греха и совершенную невнимательность иудеев. Ибо Бог знал, что убьют и Сына, однако же послал. Словами же: «усрамятся сына моего» указывает, что должны они были сделать, потому что им должно было устыдиться» (Злат., ср. Феофил.). – «Это наследник»: будущий обладатель виноградника. Сын Божий, Господь Иисус Христос, называется наследником Божиим (Евр. 1:2) вообще в том смысле, что все передано Ему Отцом Его (Мф. 11:27), что Он есть Господь всего, и, следовательно, Господь церкви, виноградника духовного. – «И завладел наследством Его»: т.е. виноградником или церковью Его, чтобы не Он, а мы были обладателями ее. Может быть эта черта притчи и не указывает точно мысли и намерения иудеев, а допущена только, как подробность, для красоты приточной речи, так как в притчах не всякая частная черта имеет таинственное значение; тем не менее однако же справедливо, что умерщвлением Иисуса Христа иудейские начальники народа думали воспрепятствовать основанию Им церкви Своей и удержать за собой господство над ветхозаветным духовным виноградником Его. – «Вывели вон из виноградника»: если под виноградником, означающим вообще ветхозаветную церковь, разуметь в частности Иерусалим, как видимое священное средоточие ее, то в сих словах Господа можно видеть точное указание на самое место смерти Его, вне Иерусалима (ср. Евр. 12:13). И св. Златоуст говорит в объяснение сих слов: «видишь, как Иисус Христос предсказывает о самом месте, где будет убит». «Впрочем, замечает блж. Феофилакт, как виноградником называется народ, то выражение – «вон из виноградника» означает и то, что фарисеи, злые делатели, убили Господа, не имея на то воли простосердечного народа».
- 40-41. «Когда придет хозяин» и пр.: цель вопроса сего та, чтобы иудеи опять сами произнесли приговор над собой, сами себя осудили и тем признали справедливость суда Божия, имеющего совершиться над ними (ст. 43). Под пришествием хозяина здесь нельзя разуметь второго пришествия Христова и последнего страшного суда, так как имеющим прийти хозяином виноградника называется здесь не Христос, но Бог Отец, и так как другие виноградари будут отдавать ему плоды «во времена свои», что указывает еще на время делания и плодов в настоящей временной жизни, а не после последнего суда. Можно полагать, что под пришествием хозяина прикровенно указывается здесь разрушение Иерусалима, в котором совершился суд Божий над приставниками виноградника, церкви ветхозаветной (ср. Феофил.). – «Виноградник отдаст другим»: ответ иудеев справедливый; так должен поступать хозяин виноградника, и иудеи, не понимая цели притчи, этим ответом опять осудили сами себя. Господь хотел показать им, что справедливо и законно отнять у них преимущества народа избранного, так как они оказались недостойны их. Если бы Он прямо высказал им это, они не стали бы слушать; теперь же, посредством притчи, Он, незаметно для них самих, довел их до сознания сей истины, и их самих заставил высказать справедливость суда над ними грядущего.
- 42-43. Прилагая к приставникам еврейского народа смысл притчи, указанный и ими самими, Господь приводит слова Писания о Себе и о них из псалма (Пс. 117:22-23), чтобы показать им, что образ их поведения в отношении к Нему предсказан был в Писаниях их. – «Камень, который отвергли» и пр.: образ заимствован от постройки дома; обыкновенно большие и твердые камни клались в основание углов здания. Иисус Христос есть основание церкви, почему нередко и называется краеугольным камнем ее (Деян. 4:11. Рим. 9:33. Еф. 2:20. 1Пет. 2:7). – «Отвергли строители»: «камнем называет Себя, а зиждущими – учителей иудейских; то же сказано и Иезекиилем: зиждущие стену и помазующие ее неискусно (Иез. 13:10). Как же отвергли? Когда говорили: «не от Бога этот человек, Он обольщает народ; также: «самарянин Ты, и бес в Тебе» (Ин. 7:12) (Злат., ср. Феофил.). – «Это от Господа»: чудеса и исполнившиеся пророчества доказывают, что Сам Бог Отец послал Иисуса Христа быть краеугольным камнем или основанием церкви. – «Дивно в очах наших»: для всех искупленных предметом удивления и благоговения служит то, что Бог послал в мир для них Сына Своего Единородного, что сей Сын Божий уничижил Себя до смерти крестной, со славой воскрес и стал краеугольным камнем церкви искупленных. – «Потому»: что иудеи отвергли Иисуса Христа, как основателя церкви, не признали Его Сыном Божиим и Мессиею, тогда как Он действительно истинный Мессия. – «Отнимется от вас»: т.е. от тех иудеев, которые отвергли Христа. «Царство Божие»: церковь и все духовные блага ее. Они должны бы быть первыми членами сего царства, наследниками церкви Христовой, ибо они были народ избранный Богом и нарочито воспитываемый Им и приготовляемый к принятию Мессии, а они оказались недостойными и неспособными. «И дано будет народу» и пр.: именем народа обозначаются здесь все будущие члены царства Божия или церкви Христовой. Они представляются как один народ, в соответствие с одним народом, древле избранным Богом (тот – Израиль по плоти, этот – Израиль по духу) и в ознаменование единства в сем народе и духа закона любви. – «Приносящему плоды его»: плоды истинной веры и добродетели, свойственные новому царству (ср. прим. к Мф. 3:8).
- 44. Употребляя опять образ камня, Господь показывает, что будет с противящимися Ему. – «Кто упадет – разобьется»: Господь представляет Себя под образом камня претыкания (ср. Ис. 8:14-15). Кто преткнется и упадет на него, кто соблазниться о Нем, как о Мессии, и не признает Его таковым, тот разобьется, погибнет духовно. – «А на кого он упадет – раздавит»: кто останется нераскаянным, того Он осудит на духовную погибель. Речь идет как о суде в настоящей жизни, так и о будущем всеобщем суде.
- 45-46. «Поняли, что Он об них говорит»: теперь только совопросники поняли весь глубокий смысл речи Иисусовой, направленной против них, как представителей неверия в Мессию Иисуса. – «Боялись народа»: который почитал Господа пророком, а потому в чувстве недовольства, если бы что первосвященники и фарисеи сделали Господу, мог произвести восстание, к которому вообще склонен был народ иудейский.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > Толкование на Четвероевангелие и книгу Деяний святых апостолов > От Матфея святое благовествование > Глава 21