Глава 24

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
  • 1. «Шел от храма»: к горе Елеонской (ст. 3). – «Показать Ему здания храма». «Когда Иисус Христос сказал: се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:38), и еще прежде cего предвозвестил бесчисленные несчастья, то ученики, услышав сие, с удивлением приступили к Нему, указывая на красоту храма и недоумевая, каким образом будет уничтожена толикая красота, драгоценное вещество и невыразимое разнообразие искусства» (Злат.). – «Здания храма»: не только самый храм, но и пристройки его, притворы, дворы и пр., – что все в совокупности носило название храма (см. прим. к Мф. 21:12).
  • 2. «Не останется здесь камня на камне»: разрушение этого места будет полное и совершенное, так что и следов этого великолепного храма, со всеми его пристройками, не будет. Так действительно и исполнилось это, лет ок. 36 спустя по произнесении этого пророчества (в 70 г. по Р.Х.), когда Иерусалим был взят римлянами, храм разрушен и превращен в развалины, а чрез несколько времени (при Траяне) уничтожены и самые следы его. Предводитель римлян Тит желал было, при взятии Иерусалима, сохранить храм, но воля человеческая не в силах нарушить определение Божие. Иудеи сами зажгли притворы храма, а один из римских солдат, вопреки приказанию военачальника, бросил пламя через окно в самый храм, и он тотчас был объят пламенем. Напрасно Тит дал приказание потушить огонь, – оно не было исполнено; солдаты бросились грабить горящее святилище, и ни приказания, ни угрозы, ни удары не могли остановить их; храм был сожжен и разграблен (Флав. Bel. Jud 6, 4, 5–7).
  • 3. «На горе Елеонской» (см. прим. к Мф. 21:1). С этой горы открывается прекрасный вид на Иерусалим и храм. – «Наедине»: вероятно Господа, по обыкновению, сопровождал народ, и ученики, по важности вопроса, не предложили Ему оного при народе, но, уличив удобное время, спросили наедине, и спрашивавшими были именно самые довереннейшие и ближайшие ученики – Петр, Иаков, Иоанн и Андрей (Мк. 13:3). – «Когда это будет и пр.»: вопрос учеников касается двух предметов: 1) когда это (разрушение храма) будет, и 2) какой будет признак пришествия Христова (второго) у соединенной с ним кончины века или мира. В тогдашних мыслях учеников Христовых эти два предмета – разрушение храма с Иерусалимом и пришествие Христово с кончиной века – соединялись вместе по времени. «Ученики думали, что с разрушением Иерусалима будет и скончание мира... А что они думали точно так, как я сказал, сие познай из их вопроса. Ибо о чем они спрашивали? – «Когда это будет, т.е.» когда будет разрушен Иерусалим, и – «какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Злат.). Сообразно с сим и Господь ответствует на эти вопросы не вполне раздельно, но соединяя то, что относится к разрушению Иерусалима, с тем, что относится ко второму Его пришествию, так что иногда затруднительно точно определить, к какому именно событию относится речь Господа. Потому эта речь одна из самых затруднительных для объяснения, и не все, даже древние толкователи, одинаково объясняют некоторые места ее, указывая иногда и сами разные объяснения и предоставляя личному чувству читателей принимать то или другое объяснение. Внутреннее основание такого соединения в речи сей предметов близких и отдаленных лежит в самом характере этой речи, как пророческой: в пророческом созерцании события близкие и отдаленные представляются иногда как бы на одной картине в перспективе, и как бы сливаются, особенно если одно событие ближайшее служит прообразом другого отдаленнейшего, так что изображение их словами и образами может принадлежать и тому и другому. Так например у Исаии (40-66) изображаются события избавления евреев из плена вавилонского и избавление всего человечества Мессией из плена царства тьмы, из коих первое служит образом второго. Так и здесь – в отношении к событиям разрушения Иерусалима и кончины мира, из коих первое служит образом последнего. Не исправляя теперь неправильной мысли учеников о том, что второе Его пришествие будет вслед за разрушением Иерусалима (как в последствии исправил, сказав по воскресении, что не их дело знать времена и лета, которые Отец положил в Своей власти: Деян. 1:7), Господь однако же очень ясно дает понять, что второе пришествие Его и кончина века последует очень не скоро после разрушения Иерусалима.
  • 4-5. «В ответ»: ответ прежде всего относится к вопросу о времени разрушения Иерусалима, и именно к признакам, которые будут предшествовать этому событию и указывать на него. Один из признаков есть появление обольстителей, коих прежде всего беречься заповедует Господь ученикам и последователям Своим, так как это одна из величайших опасностей для веры их. – «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»: прельстить здесь означает отклонить от веры во Христа и склонить к другой вере. «Под именем Моим»: т.е. под именем Мессии – Христа. Ожидание Мессии в это время было очень сильно возбуждено, и действительно много около того времени появлялось лжемессий-обольстителей. Страна, по словам о том времени Флавия, наполнена была обольстителями и чародеями, которые водили народ в пустыню, чтобы там видеть чудеса, производимые будто бы силою Божиею. Из числа таких обольстителей-лжемессий были: Досифей самарянин, называвший себя Христом, – Симон волхв, самарянин же, называвший себя сыном Божиим, – Февда (Деян. 5:36), который убедил множество иудеев идти за ним на берега Иордана, обещая там разделить воды, подобно Илии и Елисею, – какой-то египтянин, упоминаемый в книге Деяний (Деян. 21:38) и др.
  • 6-7. «Услышите о войнах»: второй признак приближающегося времени бедствий Иерусалима. «О войнах же говорит Он тех, которые имели быть в Иерусалиме, а не вне его, во всех местах вселенной. Ибо какая нужда была ученикам до сих? Притом Он бы ничего не сказал нового, если бы говорил о бедствиях всей вселенной, которые случаются всегда. Ибо и прежде сего бывали войны, возмущения и сражения. Но здесь Он говорит о войнах иудейских, которые вскоре имели последовать» (Злат., ер. Феофил.). – «О военных слухах»: о войнах, более отдаленных, о которых только слухи долетят до Иудеи. После всеобщего мира при Августе, время до разрушения Иерусалима было действительно временем частых войн и возмущений, особенно из-за императорского римского престола, которым по произволу распоряжались преторианцы. – «Но это еще не конец»: не века или мира (ст. 3), а Иерусалима, т.е. еще не непосредственно за сими бедствиями последует разрушение Иерусалима и царства иудейского; это будет еще только начало болезней (ст. 8). – «Восстанет народ на народ и пр.»: усиление народных бедствий, изображенное в пророческом духе древних пророков (ср. Ис. 19:2). Римский историк Тацит, говоря об этой эпохе, называет ее богатой происшествиями, жестокой вследствие войн, нестройной вследствие возмущений, злобной даже в мирное время (Ann. XIV, 13. XII, 38. XV, 22). Что касается в частности иудеев, то сюда может быть отнесено происшествие, бывшее в Кесарии. Евреи и сириане вооружились друг против друга из-за обладания этим городом и двадцать тысяч иудеев были истреблены. Это так возбудило иудейский народ, что он пронес опустошение по всей Сирии. – «И будут глады»: Агав пророк предсказывал в это время голод в иудее (Деян. 11:28), на который указывают Тацит, Светоний и Евсевий; он так был силен в Иерусалиме, по словам Флавия, что множество умерло от него (Ant. 20, 4). В продолжение царствования императора Клавдия (41-54 г. по Р.Х.) был четыре раза голод в Риме, Палестине и Греции. – «Моры»: эпидемические болезни, иногда бывающие вследствие голода. О них упоминают Флавий (Ant. 18, 9, 8) и Тацит (Ann. 16, 13). – «Землетрясения»: история указывает на довольно многие землетрясения во время, предшествовавшее разрушению Иерусалима. По свидетельству Тацита, одно из таковых было в царствование Клавдия, другое в царствование Нерона. Города – Лаодикия, Иераполь и Колоссы были разрушены землетрясениями. Таковые же были в Смирне, Милете, Хиосе и Самосе.
  • 8. «Начало болезней»: начало тех бедствий, которые имеют довершиться для иудеев разорением Иерусалима и храма, а самые бедствия сии еще впереди. Бедствия сии сравниваются с болезнями рождения по их тягости и чувствительности.
  • 9. Продолжение оных болезней (ст. 9-13). – «Будут предавать вас на мучения и пр.»: это исполнилось на апостолах и верующих, особенно во времена гонений, когда их били, и убивали, и мучили, на что много примеров, рассказанных в книг Деяний Апостольских. Сюда же относится жестокое гонение, воздвигнутое на христиан при Нероне, когда мученически скончались первоверховные Апостолы Петр и Павел. – «Ненавидимы всеми народами»: история показывает, что при распространении христианства одно имя христиан делало их ненавистными язычникам; целые сонмы мучеников пострадали за одно это имя.
  • 10. «Соблазнятся многие» (см. прим. к Мф. 5:29): отступят от веры во Христа. – «И друг друга будут предавать»: отрекшиеся от веры будут выдавать оставшихся верными. Чтобы доказать пред гонителями искренность своего отречения, они будут указывать им на своих прежних братий, их жилища и убежища, дабы гонители и тех или соблазнили, или били, или убили». – «Возненавидеть друг друга»: конечно не истинные христиане будут ненавидеть друг друга, но мнимые или отрекшиеся от веры возненавидят твердо пребывающих в вере.
  • 11. «Лжепророки восстанут»: не лжемессии, о которых речь была выше (ст. 5), а лжепророки, люди, которые будут выдавать себя за чрезвычайных посланников Божиих, проповедников новых, бывших им откровений Божиих. Таковые возникали в недрах и самого общества христианского (Деян. 20:301Ин. 4:1), появлялись и в недрах общества иудейского, около времени осады Иерусалима. Флавий говорит, что «зилоты, распоряжавшиеся тогда в городе, подставили многих ложных пророков, объявлявших, что народ получит помощь с неба. Они употребляли их для того, чтобы воспрепятствовать народу убегать из города и вдохнуть в него доверие к Богу» (Bell. 6, 5, 2, 3).
  • 12. «По причине умножения беззакония и пр.»: это умножение беззакония (вследствие сказанного в ст. 10 и 11) даже и в недрах самого христианства будет причиной того, что братолюбие во многих охладеет, так как вообще безнравственность ведет за собой ослабление истинной христианской любви.
  • 13. «До конца»: слово это понимать можно или – до конца предрекаемых бедствий, т.е. до разрушения Иерусалима, и смысл всего выражения будет такой: сохранивший веру, несмотря на все искушения от бедствий, до скончания оных бедствий, будет спасен, будет безопасен по миновании оных и получит вечное спасение; или – до конца своей жизни, и за то удостоится вечного спасения в Царстве Небесном.
  • 14. «Евангелие Царствия»: благовествование о наступлении Царства Мессии, или об открытии церкви Христовой. – «По всей вселенной»: не в Римской только империи, в каковом смысле слово вселенная употребляется иногда в Евангелии (Лк. 2:1), но вообще по всей земле. – «Во свидетельство всем народам»: проповедь евангельская, предложенная всем народам (язычникам), должна быть для них свидетельством о том, что средостение, бывшее между ними и народом иудейским избранным, разрушено. Доселе иудеи одни пользовались благами откровения, к ним только посылаемы были чрезвычайные проповедники Божественных истин: они только были народом избранным; теперь же Бог посылает проповедников Евангелия и спасения всем народам, и это есть для них свидетельство о том, что и они призываются к спасению. Слову свидетельство дают здесь и другое значение: «когда Евангелие всюду было проповедано, а некоторые не уверовали и проповедь не везде была принята, то Христос говорит – во свидетельство будет неуверовавшим, т.е. в обличение, в осуждение. Во свидетельство, ибо уверовавшие будут свидетельствовать против неуверовавших, и осудят их» (Злат., ср. Феофил.). – «И тогда придет конец»: конец «не мира, а Иерусалима. А что Христос о сем конце говорил, и что Евангелие было проповедано прежде взятия Иерусалима, послушай, что говорит Павел: «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Рим. 10:18), и еще «благовествование, которое возвещено всей твари поднебесной» (Кол. 1:23). Тебе известно как он скоро перешел из Иерусалима в Испанию. Если же один обешел столь великую часть вселенной, то размысли, сколько сделали и другие» (Злат.).
  • 15-18. «Мерзость запустения»: еврейское выражение, означающее собственно запустение, которое возбуждает чувство омерзения или отвращения, омерзительное запустение. Но здесь эта мерзость представляется – стоящею (έστος), следовательно разумеется не одно просто запустение, а нечто поставленное на опустевшем месте. Если считать параллельными сим слова, приводимые евангелистом Лукою (Лк. 21:20), то под мерзостью запустения разумеются здесь римские войска, бравшие город (ср. Злат. бесед. 76. нач.). Они могли быть названы мерзостью потому особенно, что при их легионах носились изображения императора языческого и орлы, которым римляне воздавали божеское почтение, к чему иудеи конечно чувствовали совершенное отвращение. – «Предреченную чрез пророка Даниила»: сл. Дан. 9:26-27 с Дан. 11:31 и Дан. 12:11 (в последних двух местах – мерзость опустошителя, а не – запустения). – «На месте святом»: разумеется или весь Иерусалим, называемый святым городом (сл. 4, 5), или в частности место храма, святое по преимуществу, что более согласно с указанным пророчеством Даниила (Дан. 9:26-27). Итак смысл следующий, когда увидите римские войска, осадившие и взявшие город и их языческие знамена, водруженные на месте разрушенного храма, тогда – и пр., ст. 16. Флавий повествует, что когда римляне взяли Иерусалим, то внесли своих идолов в полуразрушенный храм, поместили их в восточных вратах и приносили им жертвы (Bel. Jud. 6. 6, 1). Св. Златоуст, блж. Феофилакт и Зигабен разумеют под мерзостью запустения собственно статую завоевавшего город (Тита), «которую он, по опустошении города и храма, поставил внутри храма». – «Читающий да разумеет»: выражение, которым обращается особенное внимание читающего на таинственный смысл сказанного, не раскрываемый ясно. Если это изречение Самого Господа, то оно относится собственно к книге пророка Даниила и значит: читающий указанное место в книге пророка Даниила да разумеет. Если же это вставка писателя Евангелия, то относится и к книге пророка, и к Евангелию: читающий это место Евангелия и пророка да разумеет. – «Находящиеся в Иудее и пр»: «говорит о войне, представляя жестокость оной в словах, по-видимому маловажных» (Злат.). Речь не о христианах собственно и единственно, но и об иудеях, и кажется о последних по преимуществу, о всеобщем бегстве от беды. – «В Иудеи»: из сего видно, что по пророчеству Христову война коснется не одного только Иерусалима, но и всей Иудеи, хотя сей последней и в меньшей мере. – «Да бегут в горы»: ища себе безопасного убежища. В горах Палестины было много пещер, развалин, глухих мест, где можно было довольно безопасно укрыться, где в другие времена укрывалось много разбойников и где нередко скрывались преследуемые (ср. 1Цар. 13:61Цар. 22:12Цар. 23:13Нав. 10:16 и др). – «Кто на кровле»: кровли домов в Палестине, как и вообще на востоке, устроялись плоские, удобные для прогулок и – для уединения (см. прим. к Мф. 9:1-8). С кровли иногда были устрояемы, кроме внутренних лестниц, лестницы прямо на улицу, – ближайший путь для поспешного бегства. Во время наступающего бедствия, кто будет на кровле дома, должен предаться бегству не медля, так что даже не должен зайти к себе в дом за чем-либо, иначе его гибель неминуема. «По сей же причине присовокупляет, что находящийся на поле не должен возвращаться, дабы взять одежды свои, ибо если находящиеся в доме бегут из него, то тем более не должно возвращаться тем, которые вне его» (Злат). Евсевий (Церк. Ист. 3, 6) свидетельствует, что христиане иерусалимские и палестинские, зная сии пророчества Господа, оставили города и селения и убежали в Пеллу и другие безопасные места на восточной стороне Иордана, так что неизвестно ни одного примера, чтобы кто-либо из христиан погиб при погибели Иерусалима. – «Одежды свои»: верхние (ср. прим. к Мф. 5:40), так как работали в поле без верхних одежд, которые оставались дома.
  • 19-20. «Горе беременным и пр.»: «первым потому, что они будучи отягощаемы беременностью, по причине немощи, не могут удобно бежать; а последним потому, что они связаны узами сострадания к детям, и не могут спасти вместе с собою питающихся сосцами» (Злат., ср. Феофил.). – «Молитесь и пр.»: бедствия необходимо настанут и суд Божий совершится над преступным городом и народом; тем не менее прилично просить Бога о том, чтобы тяжесть бедствия была облегчена по милости Его. «В лице Апостолов Господь говорит это иудеям, потому что Апостолы прежде сего несчастия вышли из Иерусалима» (Феофил.). – «Зимою»: по причине неудобства времени, принужденные укрываться в горных пещерах, беглецы зимой подвергались бы неблагоприятным влияниям погоды, что для них увеличило бы бедствия. – «В субботу»: по закону, субботу нужно было проводить в спокойствии и празднестве, а потому и запрещено было предпринимать путешествие далекое, даже в крайних случаях (Исх. 16:29). Лишь краткое пространство дозволялось проходить в этот день, по толкованию иудейских книжников, именно 2.000 шагов или около версты, каковое пространство известно было под названием субботнего пути (Деян. 1:12). Господь повелевает молиться, чтобы бегство их не случилось в такой день, когда они могут пройти лишь такое пространство, на котором нельзя найти безопасного убежища от бедствий, а далее бежать не могут, не оскорбляя закона о дне субботнем, с точки зрения иудеев, неправильной впрочем по учению Самого Христа (ср. Мф. 12:1 и след. Ин. 5:17Ин. 7:22).
  • 21. «Какой не было от начала мира и пр.»: Да не подумает кто-либо, что это сказано преувеличенно, но пусть прочитает сочинения Иосифа Флавия, и узнает истину слов сих. Никто не может сказать того, что Иосиф, как верующий, увеличил изображение оных бедствий для того, чтобы подтвердить сказанное; ибо он был иудей, и иудей весьма строгий, ревнитель, и из числа тех, кои были по пришествии Христовом. Что же он говорит? То, что оные бедствия превзошли вcякое описание бедствий, и подобной войны никогда не случалось с каким-нибудь народом» (Злат.). Вот несколько выписок из сочинения Флавия, показывающих всю жестокость тогдашнего бедствия. «Все насчастия, какие постигали народы от начала мира, были ничто сравнительно с теми, какие обрушились на иудеев» (Bel. Iud. 1, 4)... «Тогда, по взятии города, бросившись в город, они (солдаты римские) умерщвляли без различия всех, кого только встречали, и жгли дома с их жителями. Врываясь в домы для грабежа, они находили их полные трупами умерших от голода. И если они чувствовали некоторую жалость при виде мертвых, за то были совершенно немилосердны к живым; убивали все, что только им встречалось. Город до такой степени быть наполнен кровию, что во многих местах пламя пожара потухало от нее (ibid. 6, 8, 5. 9, 2, 3). Он свидетельствует, что в продолжение осады Иерусалима погибло в нем и в окрестностях его людей более миллиона. Из них великое множество были распяты на крестах. «Многие были сперва сечены, потом истязуемы всякими способами и наконец повешены на крестах, и римские солдаты, из ненависти или мщения, находили удовольствие пригвождать разными способами (ср. прим. к Мф. 27:35). Распятых было великое множество, так что места не доставало для поставления крестов для распятия» (ibid. 5, 2, 1. ср. 6, 9, 3). Такое невероятное на первый взгляд число погибших объясняется тем, что осада Иерусалима началась во время праздника Пасхи, когда собиралось в Иерусалим до 2.000.000 иудеев, кроме женщин и детей (ibid. 6, 9, 3. 4). Так исполнилось на них страшное слово, сказанное ими же самими: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27:25). Страшные подробности относительно голода, свирепствовавшего во время осады Иерусалима, описывает тот же Флавий. Осужденные употребляли в пищу то, к чему отказывались прикасаться животные, самые неразборчивые на пищу... Ограбленная солдатами одна женщина из высокого рода, голодом доведенная до отчаяния и исступления, убила и ела собственное свое дитя, и съела уже половину, когда открыто было это преступление (ibid. 6, 3, 3. 4). И исполнилось страшное пророчество, изреченное еще Моисеем (Втор. 28:53-57).
  • 22. «Не сократились те дни»: дни осады, голода и войны. «Не спаслась бы никакая плоть»: никто из иудеев не избежал бы смерти (ср. Злат. и Евф. Зигаб.); все жители Иудеи погибли бы от меча, голода и язвы. – «Ради избранных»: избранными называются здесь без сомнения христиане, каковое название им усвояется потому, что из среды всех людей они избраны Богом быть членами царства Христова (ср. 1Пет. 1:1-2Рим. 1:7Еф. 1:41Фес. 1:4). Вероятно, что в Иерусалиме и окрестностях его между иудеями было не мало уверовавших во Христа. Ради них, чтобы сохранить их, сокращены дни бедствий. Флавий говорит, что Тит первоначально имел намерение принудить к сдаче город голодом, и с этой целью окружил его стеною (окопом), чтобы воспрепятствовать подвозу съестных припасов и не выпускать никого из города. Но дела империи в это время потребовали его скорейшего возвращения в Рим, и он, взял город штурмом (Bel. Iud, 1, 12, 1). Таким образом и сократилось время бедствий для осажденных.
  • 23-24. «Тогда»: св. Златоуст, блж. Феофилакт и некоторые другие полагают, что с этого стиха начинается ответ Спасителя на второй вопрос учеников, – о времени кончины мира и второго пришествия Господа на всемирный страшный суд. Но некоторые черты дальнейшего изображения не вполне удобно прилагаются к сим событиям, а удобнее к тому же событию разрушения Иерусалима, как увидим. Не следует опускать из виду того, что последнее из упомянутых событий служит образом первого, а потому и изображаются они не в строгой раздельности, и некоторые черты более приложимы к одному, другие – к другому событию. Соответственно c главной мыслью толкования дальнейшей речи, Златоустый учитель говорит: «здесь слово тогда, как я часто говорил, не означает порядка времени в событиях вышеупомянутых. Ибо когда Христос хотел показать порядок времени, то сказал: «вдруг после скорби дней тех» (ст. 29). Здесь не так; но слово тогда указывает не на то, что было тотчас после сего, а на то, что будет в то время, когда должны совершиться события, о которых Он хотел сказать. Опустивши весь промежуток времени от разрушения Иерусалима до начала кончины мира, Христос говорит о времени, имеющем быть незадолго пред кончиною мира» (Злат., ср. Феофил.). – «Если кто скажет и пр.:» предостережение от лжемессий (ср. прим. к ст. 5), которые появятся тогда вместе со лжепророками (ср. прим. к ст. 11) – «Великие знамения и чудеса»: разумеются ложные знамения и чудеса, которые однако же будут так уподобляться истинным, что довольно трудно будет распознать обман (таковы были напр. действия египетских волхвов, подражавших чудесам Моисея). «Хитростью дьявольскою (лжехристы и лжепророки) будут представлять пред очами зрителей такие явления, что некоторых обольстят, да и самые праведники, если не будут всегда трезвенны, могут обмануться» (Феофил.) – «Если возможно, и избранных» ложные чудеса и знамения будут таковы, что даже самые истинные христиане могли бы от них впасть в прелесть и признать лжемессий и лжепророков. Таковы пред кончиною мира будут антихрист и те, которые будут служить ему (Злат.), как говорит об антихристе и Ап. Павел (2Фес. 2:9-10), равно как и Ап. Иоанн в Апокалипсисе (гл. 13). Таковые лжемессии и лжепророки являлись и около времени осады Иерусалима (ср. прим. к ст. 5 и 11).
  • 25-26. «Я наперед сказал»: уверение, что предсказанное непременно сбудется (ср. Ин. 14:29), и предостережение быть бдительными и осторожными (ср. Мк. 13:23). – «В пустыне, – в потаенных комнатах»: «не выходите, говорит, в пустыню; не входите во внутренние комнаты. Не сказал: отойдите и не веруйте, но – не входите и не исходите, ибо великий будет тогда соблазн по причине обольстительных знамений» (Злат.). И около времени первого пришествия Христова иудеи ожидали, что Мессия явится совершенно неожиданно, может быть выйдет внезапно из пустыни, почему лжепророки и уводили народ в пустыню (ср. прим. к ст. 5), или – может быть скрывается в потаенном месте и неожиданно выйдет оттуда (у Barnes).
  • 27-28. «Как молния исходит и пр.»: «А как блистает молния? Она не требует вестника, не требует проповедника, но в малейшее мгновение является во всей вселенной (на всем горизонте) и тем, кои сидят в домах, и тем, кои находятся во внутренних отделениях дома. Таково будет и пришествие Христово, которое вдруг явится везде по причине сияния славы» (Злат., ср. Феофил.). Таинственное пришествие Господа на суд с Иерусалимом при его разрушении было прообразом второго будущего Его пришествия на суд мира. «Во второе пришествие будет не так, как в первое, когда Господь переходил с места на место; тогда Он явится во мгновение ока» (Феофил.). – «Где будет труп» и пр. Относящие это наречение ко второму пришествию Господа в связи с предшествующим объясняют его так: «как молния является внезапно и всем бывает видима, так и пришествие Христово (второе) будет видимо для всех живущих в мире... И как на мертвый труп скоро собираются хищные орлы, так и туда, где явится Христос, придут все святые, парящие на высоте добродетелей, и вознесутся на облака, подобно орлам. Христос иносказательно именуется трупом, потому что Он умер ха нас (Феофил., ср. Злат., Иерон., Евс. Зигаб.). Или так: труп есть образ духовно мертвых (ср. Мф. 8:22Лк. 16:24), которые подлежат суду Мессии и наказанию; и выражение – соберутся орлы означает тоже, что сказано Мф. 13:41, именно: что Ангелы, которые имеют быть посланы Мессией, соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную. Относящие это наречение ко времени разрушения Иерусалима под трупом разумеют Иерусалим и иудеев, а под орлами римлян, осадивших и взявших город, и смысл дают такой: Господь придет для суда над преступным городом и народом, и, по Его мановению таинственному, римские войска с своими победоносными знаменами ринутся как хищные орлы на мертвый труп и растерзают его.
  • 29. «Вдруг после скорби и пр.»: если предшествующее относить только к разрушению Иерусалима, а последующие стихи ко второму пришествию, то слово «вдруг» нужно принимать в смысле древлепророческого «абие», под которым иногда сокрываются целые века. Если же и предшествующее относить ко второму пришествию, то выражение: «вдруг после скорби дней тех», т.е. «дней антихриста и лжепророков» – значит, что эти дни продолжатся краткое время; ибо если иудейская война сокращена была для избранных, то тем более сократится сие искушение для них же. Посему-то Христос не сказал: после скорби, но вдруг после скорби дне тех, ибо все сие случится почти вдруг» (Злат.). – «Солнце померкнет и пр.»: эти и подобные выражения на языке священных ветхозаветных писателей означают иногда разрушение царств и городов, низвержение царей и князей и вообще великие политические бедствия. В таких образных выражениях предсказано было например о разрушении Вавилона (Ис. 13:10), Тира (Ис. 24:23), о бедствиях Боцры и Едома (Ис. 34:4; ср. Ис. 50:3Ис. 60:19-20Иез. 32:7Иоил. 3:15). В отношении ко второму пришествию эти выражения означают вообще изменение законов природы, новое устроение мира, соответственно имеющему настать новому порядку в Царстве Христовом. – «Солнце померкнет», будучи не уничтожаемо, но побеждаемо светом пришествия Христова. – «И звезды спадут с неба»: ибо какая уже будет нужда, когда не будет ночи? – «И силы небесные (Ангелы) подвигнутся», и очень справедливо, видя толикую перемену. Ибо, если они столько ужаснулись и удивились, когда сотворены были звезды (Иов. 38:7); то как им не ужаснуться и не поколебаться гораздо более, когда увидят, что все преобразуется, сослужители их испытываются, вся вселенная предстоит страшному судилищу, и все, от Адама до пришествия Христова существовавшие, должны дать отчет во всех своих действиях» (Злат., ср. Феофил. и Зигаб.).
  • 30. «Знамение Сына Человеческого», «т.е. крест, который светлее солнца; поелику солнце помрачается и скрывается, а крест является... Но для чего является сие знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бестыдство иудеев. Ибо Христос придет на суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть» (Злат., ср. Вас. Вел. 2, 355). – «Восплачутся»: от страха славного пришествия Господня, видя этот мировой переворот, новый порядок вещей, разрыв и преобразование всех отношений предшествующей жизни и пр., – или частнее, «восплачутся все колена земли иудейской, оплакивая свое непослушание, восплачутся и все, которые земное мудрствуют, хотя бы то были и христиане» (Феофил.). – «Грядущего на облаках небесных»: Господь вознесся на облаках (Деян. 1:9). – «С силою и славою великою»: сила Его проявится особенно тогда в потреблении огнем земли (2Пет. 3:7, 10, 12), в воскресении мертвых (Ин. 5:29-301Кор. 15:52), в изменении живых в образ воскресших (1Фес. 4:171Кор. 15:52) и в суд над живыми и мертвыми (Мф. 25:24-46). Слава Господа явится тогда в величии всего Его пришествия, окруженного тьмами Ангелов (Мф. 25:31).
  • 31. «С трубою громогласною»: не то, чтобы каждый Ангел был с трубою громогласною, но будет греметь одна последняя труба (1Кор. 15:52), труба Божия (1Фес. 4:16), и при звуке этой трубы посланы будут Мессией Ангелы. По гласу этой трубы последует и воскресение мертвых (1 Кор. 1 Фес. в указ. местах). Иудеи обыкновенно созывали в собрания посредством труб (Лев. 25:9Чис. 10:2Суд. 3:27). Спаситель пользуется сим знакомым иудеям образом для обозначения некоего таинственного действия Божия, по мановению которого Ангелы соберут избранных при втором пришествии Христовом. – «Избранных»: истинных христиан, призванных к наследию в Царстве Христовом. Ангелы соберут также и творящих беззаконие (ср. Мф. 13:41). Первые будут собраны для вечной славы, последние – для вечного мучения. – «От четырех ветров»: с востока, запада, севера и юга. Иудеи четыре эти стороны называли четырьмя ветрами (Иез. 37:9Ис. 43:5-6). – «От края до края неба», со всей земли, со всего видимого пространства земного шара (ср. Втор. 4:32Пс. 18:1-7).
  • 32-33. «От смоковницы»: Господь изрекал это пророчество на горе Елеонской, на которой росли не только оливковые (масличные), но и смоковничные (фиговые) деревья, так что предмет подобия может быть находился у них пред глазами. – «Возьмите подобие», или пример.., «Он привел в пример смоковницу не столько для означения времени, ибо мог бы означить оное и другим образом, сколько для подтверждения того, что Его предсказание непременно сбудется. Ибо как необходимо быть первому, так равно и последнему» (Злат.). – «Когда увидите все сие»: все те предзнаменования пришествия Его на суд с Иерусалимом и второго пришествия на суд мира всего, о коих выше говорил Спаситель. – «Близко, при дверях»: первые из указанных предзнаменований будут непосредственно предшествовать разрушению Иерусалима; за последними скоро будет, не замедлит, второе пришествие Господа.
  • 34-35. «Не прейдет род сей и пр.»: не умрет поколение настоящее. Разрушение Иерусалима действительно было на глазах еще того поколения, коему проповедовал Господь (лет около 36 спустя после произнесения сего пророчества, в 70 г. по Р.Х.). Относя же слова сии ко второму пришествию, св. Златоуст так толкует их: «что Он разумеет под словами сие? То, что случилось с Иерусалимом: войны, голод, мор, землетрясения, лжехристов, лжепророков, повсеместное распространение Евангелия, мятежи, раздоры и все, что как мы сказали, должно случиться до Его пришествия (второго). Как же Он сказал – не прейдет род сей? Здесь говорится не о роде, тогда жившем, но о роде верных, ибо род означает не только время, но и образ религии и жизни. Так сказано: «сей род ищущих Господа» (Пс. 23:6)… Все сие непременно сбудется, а род верных пребудет и не прервется ни от одного из вышеозначенных бедствий. Разрушится Иерусалим и погибнет большая часть иудеев; но ничто не преодолеет рода, ни голод, ни мор, ни землетрясения... ни другие подобные сим искушения» (Зат., ср. Феофил.). – «Небо и земля прейдут» и пр.: утверждение непреложности изреченного пророчества (ср. прим. к Мф. 5:18). Видя из истории, как точно исполнилось пророчество Христово о разрушении Иерусалима и бедствиях, сопутствовавших ему, никто не может сомневаться и в том, что также точно исполнится пророчество и о втором пришествии Его.
  • 36. «О дне том и часе»: о дне и часе особенно второго пришествия Спасителя, а также, может быть о дне и часе разрушения Иерусалима. Общие признаки, предвозвещающие наступление сих событий, указаны Спасителем. Точно же дня и часа не благоволил открыть ученикам «для их же пользы» (Злат.), чтобы поддерживать в них постоянную бдительность духа и готовность встретить достойно учеников Христовых сии события. – «Ни Ангелы небесные»: Ангелы проникают в тайны Божии, но не знают того, что им не открыто. Если же Ангелы не знают, то тем более не должны испытывать люди, как испытывали ученики, желая знать, когда именно это будет. – «Отец Мой один»: Который положил времена и сроки в Своей власти (Деян. 1:7). Из сего конечно не следует заключать, что и Сам Сын, Господь Иисус, не знает о сем. Говоря так, Он только «возбраняет ученикам не только знать, но и спрашивать об оном... Если бы это было не так, если бы в самом деле Сын Божий не знал о времени кончины, то когда же бы Он узнал оное? Вместе с нами? Но кто станет утверждать это? Он знал Отца так, как и Отец Сына, и ужели не знал о последнем дне? Сверх сего, «Дух прорицает и глубины Божии» (1Кор. 3:10). А Сын будто бы не знал и времени суда? Он знал, каким образом должно судить, знал тайны каждого, – возможно ли же, чтобы Он не знал того, что менее важно? Если все Им стало и без Него ничего не было, то может ли быть, чтобы Он не знал оного дня? Если Он сотворил веки, то сотворил и времена; если сотворил времена, то без сомнения сотворил и день. Как же Ему не знать сего дня? Который Он сотворил?… Нет, Он очень его знает» (Злат. , ср. Феофил.). «Итак умолчал Он о времени суда потому только, что не полезно было людям слышать о сем; ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись, покаявшись в последствии. Да и возможно и, чтобы ведавший все, что будет до оного часа (ибо все сие сказал), не знал этого часа»? (Вас. Вел. 3, 166).
  • 37-39. «Как было во дни Ноя»: пришествие Христово сравнивается со временами Ноя, во-первых потому, что оно будет внезапно и неожиданно, также как тогда потоп, ибо время пришествия Христова определено только общими чертами; во-вторых потому, что нравственное состояние людей около времени второго пришествия будет подобно состоянию людей во времена того патриарха. – «Ели, пили, женились» и пр.: вели обыкновенный образ жизни, как будто ничего особенного не должно случиться, что свидетельствует о беспечности и неверии, потому что потоп был предсказан, как предсказано и пришествие Христово. – «И не думали» и пр.: по неверию и беспечности, ибо должны были думать о сем те, которые знали о предсказанном потопе. «Как тогда некоторые смеялись над приготовлением ковчега, пока не пришла вода и не погубила всех: так и ныне некоторые смеются над словами о кончине; но внезапно, говорит Господь, придет день погибели» (Феофил.).
  • 40-41. «Двое на поле»: на работе, при обычных занятиях. – «Один берется». Слово это можно толковать в нескольких значениях: или изъемлется от опасности бедствия, как Лот (ср. Лк. 17:28-29); или – изъемлется из среды живых, похищается смертью; или – поемлется Ангелами, которых пошлет Мессия собрать избранных (ст. 31). Во всяком случае, выражение означает внезапность, неожиданность события. – «Другой оставляется»: выражается понятие, противоположное понятию – берется. – «Две мелющие»: на востоке мололи семена на ручных мельницах или жерновах, как и ныне еще есть обычай. Жернова устроялись из двух камней, из коих нижний – неподвижный, а верхний приводился посредством особенной рукояти в движение, при чем удобнее было молоть двоим (ср. прим. к Мф. 18:6). Эта работа производилась по преимуществу женщинами или низшими рабами (Исх. 11:5Иов. 21:10Ис. 11:7Суд. 16:21). Смысл изречения тот же, что и предшествующего.
  • 42-44. «Бодрствуйте»: не спите духовно, не будьте беспечны, но будьте внимательны к признакам времени и всегда готовы к сретению Господа; а чтобы быть готовым нужно вести добродетельную жизнь. Не зная точно времени пришествия Господа, а равно и смерти своей (ср. Феофил), должно быть готовыми на всякий час. – «В какую стражу»: ср. прим. Мф. 14:25. – «Придет вор»: пришествие Господне нередко сравнивается с пришествием вора по неожиданности и внезапности (ср. 2Пет. 3:101Фес. 5:2Откр. 3:3Откр. 16:15). – «Будьте готовы»: к сретению Господа во всякое время, хотя и не знаете, или именно потому что не знаете точно, когда именно, в какой день и час Он придет; Он может придти в такое время, когда вы и не думаете.
  • 45-47. «Притча о верном и нерадивом приставниках или рабах (45-51) имеет целью еще более напечатлеть в душе учеников мысль о необходимости бодрствования в ожидании пришествия Христова, указывая наглядно на следствия бдительности одного и нерадивости другого – «Верный и благоразумный»: «от раба требуется две вещи – благоразумие и верность (ибо грех бывает также и от неразумия); он называется верным за то, что из достояния господина своего ничего не утаил себе и ничего не расточил напрасно и без цели, а благоразумным потому, что умел употребить вверенное ему достояние надлежащим образом. И нам нужны также верность и благоразумие, как для того, чтобы не присвоить себе, что принадлежит Господу, так и для того, чтобы сделать приличное употребление из дарованного. Если одного качества нет в нас, то и другое не совершенно» (Злат., ср. Феофил.). – «Господин поставил над слугами»: из сих слов видно, что наставление Господа ближайшим образом относится к предстоятелям церкви Его, которые суть по преимуществу служители Его, приставленные к дому Его для раздаяния членам сего дома потребных им даров духовных (1Фес. 5:12-131Кор. 3:51Кор. 4:1-21Кор. 12:28Ин. 21:15-17Деян. 20:28). «Впрочем сие относится не к одним учителям, но сказано о всех обязанностях, на каждого возлагаемых. Сия притча может относиться и к гражданским начальникам, ибо каждый должен употреблять дары свои на пользу общую. Одарен ли ты премудростью, или вручена тебе власть, богат ли ты, или имеешь что-либо другое, ты не должен употреблять даров своих во вред собратий своих, или для собственной погибели» (Злат., ср. Феофил.). – «Над всем имением поставит его»: не только над слугами своими, но и над всем имением. Сим выражается понятие о чести и славе, какой будут удостоены верные исполнители закона Христова, имеющие соцарствовать Ему в царстве Его (ср. Мф. 25:21 и дал. Лк. 19:17 и д.).
  • 48-51. «Раб тот», которого господин на время отсутствия своего поставил над слугами своими (ст. 45). – «Скажет: не скоро придет» и пр.: причина дурных поступков этого раба – не столько неизвестность дня, в который воротится господин его, сколько та, что он «худой раб. Ибо почему такая же мысль не пришла на ум рабу благоразумному и верному»? (Злат.). – «Бить товарищей» и пр.: поступки, показывающие злость души и развратность, а равно и нерадивость, забвение, что он непременно должен отдать отчет в поступках своих господину своему, который рано ли поздно ли, но непременно придет и узнает поведение его. – «Рассечет его»: казнь употреблявшаяся на востоке, как у евреев (1Цар. 15:332Цар. 12:313Цар. 3:25Евр. 11:37), так и у халдеев (Дан. 2:5Дан. 3:29), у египтян и отчасти у римлян. Рассекали тело пополам сверху до низу или мечем или пилой. Выражение это означает вообще, что нерадивый и злой раб подвергнут будет господином своим тяжким мучениям. – «Одной участи с лицемерами» (ср. прим. к Мф. 6:2), которые представляются таким образом людьми самыми дурными, подлежащими тяжким наказаниям. – «Плач и скрежет»: ср. прим. к Мф. 8:12-13. «Если человек, которому вверено распоряжение каким-либо даром, пренебрегает им, не боится будущего суда и говорит в сердце своем: господин мой медлителен, т.е. не тотчас вознаграждает и не скоро наказывает, – и долготерпением Божиим пользуется на зло, бьет сослужителей своих, т.е. соблазняет их (ибо подчиненные, замечая за начальниками дурное употребление данных им от Бога прав, соблазняются и портятся), то Господь рассечет его, т.е. лишит полученного им дара, и оставит его таким, каким он был, и будет он ввержен во тьму кромешную» (Феофил.).