Глава 2

  • 2.

    Ст. 2-3 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

    Утешительнее этой песни о славе благодати Христа, кровью Которого мы спасены, для града того [Божиего] не будет решительно ничего. Тогда исполнятся слова: Остановитесь и познайте, что Я Бог (Пс 45:11). Это будет поистине великая невечерняя суббота, которая восхваляется Господом при первых делах мира, там, где читаем: И почил в день седьмой от всех дел Своих, которые сделал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2:2).

    «Седьмым днем» будем и мы сами, когда будем усовершены и обновлены Его благословением и освящением. Там, остановившись, увидим, что Он есть Бог. Мы и сами хотели быть богами, когда отпали от Него, услышав слова искусителя: вы будете как боги (Быт 3:5), и отделились от истинного Бога, по творческой воле Которого мы должны были быть богами не через оставление Бога, но через причастность.

    Ибо что сделали мы без Него, как не изнемогли во гневе Его? Освободившись от этого гнева и достигнув совершенства превозмогшею гнев благодатью, мы будем свободны вовеки, видя, что Он есть Бог, Которым и мы будем полны, когда Он будет все во всем.

    О граде Божием.

  • 3.

    И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

    См. Толкование на (Быт 2:2)

  • 4.

    Ст. 4-6 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли

    Что же это означает, что здесь, упомянув небо и землю, Моисей добавляет: и всякий полевой кустарник… и всякую траву, но умалчивает о столь многом другом, что есть на небе и на земле, а также в море? Не означает ли это, что под зеленью полей он разумеет невидимое творение, то есть душу? Ибо в переносном смысле «полем» часто называется в Писании мир… Далее, когда Моисей добавляет: которого еще не было на земле, он подразумевает: пока душа еще не согрешила. Когда же душа осквернилась вожделениями, она словно родилась на земле, и будет правильным сказать, что она есть на земле. Поэтому Моисей добавляет: ибо Господь Бог не посылал дождя на землю.

    Потому и теперь Бог сотворяет зелень полей, посылая дождь на землю, то есть давая душам вновь зазеленеть от Своего слова. Орошает же Он их из туч, то есть писаниями пророков и апостолов.

    …Лицом земли, то есть достоинством земли, по праву называется Мать Господа, Дева Мария. Оросил же Ее Дух Святой, обозначаемый в Евангелиях именем источника и воды. То же, что человек был создан из праха и поселен в раю, дабы возделывать и хранить его, означает, что он должен был пребывать в воле Отца, исполняя ее и покорствуя ей.

    О Книге Бытия против манихеев.

  • 5.

    и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли

    См. Толкование на (Быт 2:4)

  • 6.

    но пар поднимался с земли и орошал все лице земли

    См. Толкование на (Быт 2:4)

  • 7.

    И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою

    Прежде чем обратиться к тому, что Бог создал человека из праха, обычно спрашивают: что это был за прах и какая материя обозначается именем праха? Ибо враги Ветхого Завета, разумеющие все по-плотски и потому всегда попадающие впросак, умудряются придраться и к тому, что Бог сотворил человека из праха. Они спрашивают: почему Бог сотворил человека из праха? Разве не было у Него лучшей, небесной материи, что Он сотворил хрупкое смертное существо из земной грязи? Неразумеющим прежде всего пусть будет сказано в ответ, что земля и вода в Писании имеют множество значений, а прах и есть смесь воды и земли.

    Мы говорим, что тело человека восприняло тленное, хрупкое и смертное бытие после грехопадения; они же только ужасаются смертности нашего тела, которую мы заслужили в наказание. Но что удивительного в том, что Бог (пусть даже Он сотворил человека из этого праха земного) сотворил его тело таким, что оно не было бы подвержено тлению, когда бы человек соблюдал заповедь Божию и не согрешил? И если даже образ этого неба мы называем сотворенным из ничего или из бесформенной материи, ибо считаем Творца всемогущим, стоит ли удивляться, что и тело, сотворенное из некоего праха, могло быть сотворено всемогущим Творцом так, что никакая болезнь, никакая немощь не мучили человека до грехопадения и никакое тление не разрушало его?

    …Мы должны так разуметь это место: из сказанного о том, что Бог вдунул в человека душу живую, и стал человек душею живою, не следует заключать, будто некоторая часть Божественной природы превратилась в душу человека; и остережемся говорить, будто Божественная природа подвержена изменениям. В этом заблуждении истина теснит манихеев более всего.

    Но так как гордыня - мать всех еретиков, они дерзают утверждать, что душа - это Божественная природа. Мы же ответим так: следовательно, природа Бога заблуждается, страждет, сквернится пороками и грешит или же, если следовать вашим словам, пятнается нечистотой противоположной природы? И прочее в том же роде, что нечестиво предполагать относительно Божественной природы. И в другом месте Писания прямо сказано, что душа сотворена всемогущим Богом и потому не является частью Бога или Божественной природы. Так, пророк говорит, что Кто сотворил душу для всего, Тот и сотворил все; и в другом месте: «Кто сотворил душу человека в нем».

    …Написано: И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Если до тех пор он был только телом, то теперь, надо разуметь, с телом соединилась душа. Либо душа была уже сотворена ранее, но пребывала в устах Божиих, то есть в Его истине и мудрости. Однако нельзя сказать, что, когда Бог вдунул ее, она отделилась от него по месту: ведь Бог не содержится ни в каком месте, но пребывает всюду. Либо душа была сотворена только тогда, когда Бог вдунул в Свое создание душу живую, так что это дуновение означает само действие Бога, которым Он сотворил в человеке душу духом силы Своей.

    О Книге Бытия против манихеев.


    После Своего воскресения, когда Иисус явился ученикам, Он сказал им: Примите Духа Святого (Ин 20:22). Об этом было сказано: дух еще не был дан, поскольку Иисус еще не был прославлен. Он же, сказав это, дунул. Тем самым Он показал, что Тот, Кто Своим дуновением оживил первого человека, и создал его из праха, и дуновением своим оживотворил его члены, - это и был Он, дунувший в лицо ученикам, дабы они восстали из скверны и отреклись от скверных дел.

    Трактат на Евангелие от Иоанна.

  • 8.

    Ст. 8-9 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла

    Некоторые вещи рассказываются так, словно следуют порядку времени или последовательности событий, поскольку повествование скрыто соотносится с более ранними событиями, о которых не говорится. Если не извлечь отсюда правила, можно ошибиться. Так, в Книге Бытия сказано: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Создается впечатление, что это случилось после того, как Бог создал человека и поместил его в рай, потому что после краткого упоминания обоих событий (что Бог насадил рай и что поместил там человека, которого создал) повествование возвращается назад, подводя итог, и сообщает о том, что было опущено, то есть о том, как был насажен рай. Для этого Бог произрастил из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи.

    Об учении христианском.

  • 9.

    И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла

    См. Толкование на (Быт 2:8)

  • 15.

    И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его

    Хотя человек был поселен в райском саду, чтобы возделывать и хранить его, этот достохвальный труд не был утомительным. Ведь одно дело - возделывание райского сада, и Другое - труд на земле, которым после грехопадения был наказан человек. Добавлением же слова хранить показано, какого рода был этот труд в раю. Ибо в безмятежности блаженной жизни, где нет смерти, всякий труд есть хранение того, что имеешь.

    О Книге Бытия против манихеев.

  • 16.

    Ст. 16-17 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь

    Между тем некоторые напрасно пускаются в тонкие исследования вопроса, каким образом дерево могло называться древом познания добра и зла прежде, чем человек преступил в нем заповедь и путем этого опыта узнал, какое существует различие между благом, которое он потерял, и злом, которое снискал. Такое имя дано этому дереву с тою целью, чтобы согласно запрещению остерегались касаться того, ощущение чего должно было явиться от прикосновения к нему вопреки запрещению. Ибо древом познания добра и зла оно стало отнюдь не потому, что с него вкусили вопреки запрещению. Напротив, если бы [прародители] оказались даже и послушными и с древа познания добра и зла согласно запрещению не вкусили, то и в таком случае его название, конечно, правильно бы говорило о том, что с ними приключилось бы, если бы вкусили от него.

    О Книге Бытия буквально.


    Поэтому, когда Бог сказал относительно запрещенной пищи тому человеку, которого Он поместил в раю: В день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь, эта угроза обнимала не только первую часть первой смерти, при которой душа лишается Бога; и не только вторую ее часть, при которой тело лишается души; и не только всецелую первую смерть, при которой душа карается отделением и от Бога, и от тела; но все смерти, вплоть до самой последней, которая называется второй и после которой нет никакой другой… Ибо первая смерть состоит из двух: одна есть смерть души, другая - тела, так что первая смерть всего человека наступает тогда, когда душа, лишившись и Бога, и тела, терпит временные наказания. Вторая же смерть наступает тогда, когда душа, отделившись от Бога, претерпевает вечные кары вместе с телом.

    О граде Божием.

  • 17.

    а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь

    См. Толкование на (Быт 2:16)

  • 19.

    Ст. 19-20 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему

    И привел их к Адаму, чтобы видеть, как он назовет их. Чтобы не мыслить плотским образом о том, как Бог привел зверей и птиц к Адаму, должно в этом случае помочь нам рассуждение о двояком действии Божественного промышления… Не следует, в самом деле, думать, будто это происходило так, как охотники или птицеловы выслеживают и подгоняют к тенетам животных, которых они ловят; не следует думать и так, будто дан был какой-нибудь повелевающий голос в словах, слыша который разумные души поднимаются и повинуются. Звери и птицы такой способности не получили; впрочем, и они в своем роде повинуются Богу не разумным произволением воли, а так, как Бог, не двигаясь Сам во времени, в благопотребное время двигает всем чрез ангельские служения, которые в Его слове получают ведение, что и в какое время должно быть, и Им, во времени не движущимся, движутся во времени, исполняя Его повеления в кругу подчиненных им созданий.

    О Книге Бытия буквально.


    Итак, прежде всего Бог показал человеку, насколько он лучше травоядных животных и всех неразумных живых существ. Таков смысл сказанного о том, что Бог привел к человеку всех животных, чтобы видеть, как он наречет их, и какое имя им пристанет. Отсюда явствует, что человек потому лучше животных, что различает их по именам; а это возможно лишь потому, что он может судить о них. Таков ближайший смысл, ибо человек быстро понимает, что он лучше животных. Труднее понять тот смысл сказанного, что человек и в себе постигает присутствие как разумного начала, которое правит, так и неразумного начала, которое управляется.

    О Книге Бытия против манихеев.

  • 20.

    И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему

    См. Толкование на (Быт 2:19)

  • 21.

    Ст. 21-24 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть

    …Экстаз, который был наведен Богом на Адама, чтобы он, приведенный в усыпление, заснул, правильно будет разуметь как сон, наведенный с тою целью, чтобы при помощи этого экстаза ум Адама сделался как бы участником ангельского воздействия и, вступив в святилище Бога, получил разумение будущего. Поэтому, проснувшись и как бы исполненный пророчества, он, лишь только увидел приведенную к нему кость, то есть жену свою, тотчас провозгласил великую тайну, о которой учит апостол: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт 2:23). Хотя, по свидетельству Писания, эти слова были словами первого человека, однако Господь в Евангелии объявил, что их изрек Бог. Не читали ли вы, говорит Он, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Мф 19:4). Отсюда мы можем думать, что вследствие экстаза, который наведен был на Адама, он мог сказать эти слова по вдохновению свыше, как пророк.

    …А если не для вспомоществования при рождении детей сотворена жена, то для чего же она сотворена? Если для того, чтобы вместе обрабатывать землю, то обрабатывание земли не было еще таким трудом, чтобы нуждалось в работнике, а если бы это было нужно, то помощником скорее бы дан был мужчина; то же можно сказать и об утешении, если допустить, что муж скучал от одиночества. Ибо в интересах сожительства и собеседования гораздо сообразнее было жить вместе двум друзьям, чем мужчине и женщине. А если им надобно было жить вместе так, чтобы один приказывал, а другой повиновался, дабы враждебные воли не нарушали мира сожителей, то для поддержания этого мира достаточно было бы такого порядка, чтобы один был сотворен раньше, а другой позже, в особенности если бы младший был сотворен от старшего, как сотворена женщина.

    Разве только кто-нибудь скажет, что из ребра мужчины Бог мог сотворить только женщину, а не мужчину, если бы даже и хотел того? Поэтому я не нахожу, для какой помощи жена сотворена мужу, если устранить причину деторождения.

    О Книге Бытия буквально.


    Свою заповедь Бог обращает не к одному Адаму, ибо говорит: Не ешьте их (плодов дерева добра и зла)… чтобы вам не умереть (Быт 3:3). Поэтому повествование начинается с того, как была сотворена женщина. Сказано, что она создана, чтобы быть помощницей мужу и в духовном совокуплении рождать духовные плоды - добрые дела, достойные Божией хвалы. Муж призван править, она - подчиняться; им правит мудрость, а ею - муж. Ибо глава мужу - Христос, а глава жене - муж.

    О Книге Бытия против манихеев.


    А что в начале человеческого рода женщина была сотворена из кости, взятой из ребер спящего мужа, то это событие должно было служить пророчеством о Христе и Церкви. Ибо тот сон мужа означал смерть Христа, ребра Которого, когда Он висел бездыханным на кресте, были пронзены копьем, и из них излились кровь и вода. Это мы и считаем таинствами, которыми созидается Церковь. Писание употребляет именно это выражение: в нем мы читаем не - «образовал» (formavit) или «сотворил» (finxit), но - создал из него жену (aedificavit eam in mulierem). Поэтому и апостол говорит о созидании тела Христова, которое есть Церковь.

    Таким образом, женщина представляет собою такое же творение Божие, что и мужчина. То, что она произошла от мужа, указывало на их единство, а что произошла именно таким образом, это, как сказано, было образом Христа и Церкви.

    О граде Божием.

  • 22.

    И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку

    См. Толкование на (Быт 2:21)

  • 23.

    И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа

    См. Толкование на (Быт 2:21)

  • 24.

    Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть

    По моему разумению, сказанное вдобавок: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть, имеет тот исторический смысл, что так и происходит во всем роде человеческом. Но здесь заключено и пророчество, о котором вспоминает апостол, говоря: Посему оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф 5:31).

    О Книге Бытия против манихеев.

    См. также Толкование на (Быт 2:21)

  • 25.

    И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились

    Не потому написано: И оба были наги и не стыдились, что им не была известна их нагота, но потому, что нагота еще не была гнусной, ибо вожделение еще не приводило в движение известные члены вопреки воле и плоть еще не явила свидетельства неповиновения человека.

    О граде Божием.