- 25.
и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.
Иудеи верующие и иудеи неверующие: когда впервые осуждены? В первом из них, в отце всех их, в самом Иакове, который также именуется Израилем. Иаков означает «подставляющий ножку» или «пята»; Израиль означает «видящий Бога». Когда Иаков вернулся из Месопотамии с детьми, ангел боролся с ним; ангел представлял Иисуса Христа. И когда ангел боролся, то, хотя он и превосходил Иакова силой, казалось, что он поддался ему, так что Иаков выглядел победителем. Подобным образом Иисус Христос также поддался иудеям: они взяли верх, когда убили Его. Он был побежден превосходящей силой, но именно тогда, когда Он был побежден, Он победил для нас. Что значит - когда Он был побежден, Он победил для нас? Когда Он страдал, Он пролил за нас кровь, которой нас искупил… И все же боровшийся Иаков признал, что в этом есть тайна. Человек, борющийся с ангелом, одолел его, и когда тот сказал: отпусти Меня, то одерживающий верх сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. О великая тайна! Будучи побежденным, Он благословляет; претерпев - освобождает.
Проповеди.
- 26.
И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
Под зарею мы понимаем свет истины и мудрости, в которой все сотворено. Ты насладишься светом, когда пройдет эта ночь, то есть зло века сего. Ибо тогда наступит утро, когда придет Бог, чтобы стать настолько же видным для нас, как для ангелов. Потому что теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу… Но что, собственно, он сказал? Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. Господь изначально благословляет по плоти. Верные знают, что они получают, что они благословлены по плоти. И они знают, что не были бы благословлены, когда бы не плоть, которую Он отдал за жизнь мира. Но каким образом благословлен Иаков? Тем, что переборол Бога, держался крепко и устоял, и не упустил из рук того, что упустил Адам. Так давайте же мы, верные, держать крепко то, что получаем, с тем чтобы заслужить благословение.
Что означает борьба Иакова и его нежелание отпустить? Господь говорит в Евангелии: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Вот о чем мы говорили выше: бороться, держаться за Христа, любить врага своего. Держишь Христа здесь и сейчас, если возлюбил врага своего. И что Сам Господь говорит, то есть ангел от лица Господа, когда Иаков одолел и держал Его крепко? …Он говорит Иакову: отпусти Меня, ибо взошла заря. Тот ответил: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И Он благословил Иакова.
Проповеди.
- 28.
И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
Иакова также звали Израилем, то есть именем, которое в основном сохранил произошедший от него народ. Это имя было дано ему ангелом, который боролся с ним, когда Иаков был на пути из Месопотамии. Этот ангел, очевидно, представляет образ Христа. Что до того, что Иаков одолел Его (по воле самого ангела и в целях символизируемого таинства), то это выражает страсти Христа, посредством которых иудеи, казалось, одолели Его. И при этом Иаков получил благословение того самого ангела, которого одолел, ведь новое имя и было благословением. Однако Израиль означает «видящий Бога», и видение Бога будет наградой для всех святых в конце времен. Кроме того, ангел коснулся состава бедра и сделал Иакова хромым на бедро. Итак, Иаков одновременно поучил благословение и охромел - получил благословение в тех из народа Израилева, кто уверовал во Христа, был изуродован в тех, кто среди того же народа не верит. Ибо широкая часть бедра означает множество членов рода. Большинство же в семье как раз и составляют те, о которых пророчески сказано: и захромали с путей своих.
О граде Божием.
Возложение столь великого имени есть великое благословение. Израиль, как я сказал, означает «видящий Бога». Имя одного человека, награда - всех, каждого, но из верных и благословенных, иудеев и эллинов. Эллинами же апостол называет всех неиудеев, поскольку греческий язык возносится во всех народах. Слава и честь, - говорит апостол. Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом, и Еллину. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающей злое, во-первых, Иудея, потом, и Еллина. То есть для добрых иудеев добро, для злых зло. И для добрых неиудеев добро, а для злых зло.
Проповеди.
- 31.
И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое.
Поврежденное бедро Иакова означает дурных христиан, как это присутствует в нем, благословленном и охромевшем. Благословлен в том, что касается ведущих добрую жизнь, хромает в том, что касается ведущих дурную жизнь. Оба рода присутствуют в одном человеке - они будут разделены и разлучены позже. Вот к чему стремится Церковь, как сказано в следующем псалме: Суди меня, Боже, и вступись в мою тяжбу с народом недобрым. Это так, поскольку Евангелие гласит: Если же рука или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный. Поэтому эти дурные люди должны быть отсечены в конце. Хромает Церковь: на одну ногу ступает твердо, другая же шатается. Посмотрите на язычников, братья. Иногда встречают они добрых христиан, служащих Богу, и, восхищенные и привлеченные, сами обращаются. Иногда же замечают ведущих дурной образ жизни и говорят: «Вот они, христиане». Но эти дурно живущие принадлежат затронутому пустому составу бедра Иакова, которое засохло. Прикосновение же Господне есть рука Господа, очищающая и животворящая.
Проповеди.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Августин > Бытие > Глава 32