- 1.
Ст. 1-3 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть
Змей означает дьявола, который вовсе не был глуп. Называя его «хитрейшим» из всех зверей, Писание указывает на его сообразительность. Однако не сказано, что змей был в раю, но только - что змей был среди зверей, которых создал Бог. Ибо рай, как было сказано выше, означает блаженную жизнь; а змей уже не пребывал в ней, ибо уже был дьяволом. Он отпал от ее блаженства, ибо не устоял в истине. Но не следует удивляться тому, что он сумел заговорить с женщиной, хотя та была в раю, а он не был. Быть может, она была в раю не по месту, а скорее по действию блаженства? Или же это место, которое зовется раем и в котором телесно обитали Адам и Ева, таково, что мы должны считать его доступным для телесного присутствия дьявола? Ни то, ни другое. Дьявол пребывал в нем духовно: как говорит апостол, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления (Еф 2:2).
О Книге Бытия против манихеев.
- 2.
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть
См. Толкование на (Быт 3:1)
- 3.
только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть
См. Толкование на (Быт 3:1)
- 4.
Ст. 4-5 И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло
Истинно говорят те, кто усматривает здесь иной смысл: начало греха - гордость. Ибо дьявол, от которого произошел грех, из-за гордыни отпал от Бога и потом из зависти совратил человека, пребывавшего там, откуда он сам пал. Змей тот прежде всего искал лазейку гордыни, через которую и вполз, пообещав: будете, как боги. И потому сказано: начало греха - гордость. И еще: начало гордости - удаление человека от Господа.
О природе и благодати.
Итак, дьявол не смог бы обольстить человека явным грехом, состоявшим в совершении того, что Бог запретил делать, если бы человеком уже не овладело довольство собою. Потому-то и понравилось ему услышанное: будете, как боги. Гораздо вернее они были бы таковыми, если бы прилеплялись к высочайшему и истинному Началу своей покорностью, а не обратились бы своей гордыней к самим себе, к своему началу. Ведь боги сотворенные суть боги не через самих себя, а через общение с Богом истинным. Желать же большего - значит умаляться.
О граде Божием.
- 5.
но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло
См. Толкование на (Быт 3:4)
- 6.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел
Зачем ты бежишь от самого темного вопроса о душе? В раю восстание началось с души; отсюда и согласие с советом преступить заповедь. Поэтому и змей сказал: будете, как боги. Но этот грех совершил весь человек. Тогда плоть сделалась плотью греха, и ее пороки могут быть исцелены только подобием плоти греха.
Против Юлиана-пелагианина.
Через Христа нам дан пример жизни, то есть указан неложный путь, которым придем к Богу. Ибо мы можем вернуться к Нему только через смирение - мы, преданные гордыне: ведь сказано было первым из нас: вы будете, как боги. И вот Христос дал нам пример смирения, то есть обратного пути, которым надлежало пройти. Сам Искупитель наш соизволил явить нам этот путь: Он не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил 2:6), чтобы Начало путей человеческих - Слово, через Которое все начало быть (Ин 1:3) - сделалось человеком.
О вере и символе веры.
- 7.
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания
Если спросят, почему Бог попустил подвергнуть человека искушению, хотя и предвидел, что он уступит искусителю, то я, не способный проникнуть в глубину этого совета, признаюсь, что он превышает мои силы. Есть, может быть, некая сокровеннейшая тому причина, которая блюдется для людей лучших и более святых, и скорее по благодати Божией, нежели по их заслугам. Насколько, однако, мне Богом предоставлено иметь разумение или дозволено говорить, мне кажется, человек не заслуживал бы большей похвалы, если бы мог жить добродетельно потому только, что никто бы не склонял его жить порочно, раз он имел и в природе возможность, и в воле желание не следовать внушению, при помощи, впрочем, Того, Кто гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет 5:5).
Итак, почему же Богу не попустить, чтобы человек подвергся искушению (хотя Он и предвидел, что тот уступит [искусителю]), раз человеку предстояло сделать это по своей собственной вине и [из-за этого] стать предметом правосудного промышления чрез наказание, чтобы Бог и таким образом мог показать гордой душе, к назиданию будущих святых, насколько Он мудро использует даже и злую волю душ, в то время как они превратно пользуются добротой природ?
О Книге Бытия буквально.
Открылись глаза у них обоих: не для того, чтобы видеть, ибо и раньше они видели, но чтобы узреть различие между благом, которого лишились, и злом, в которое впали. Поэтому и само то дерево было названо древом познания добра и зла. Ибо когда испытана тягость болезни, яснее становится радость здоровья.
…Как только произошло нарушение заповеди, тотчас же они, лишившись Божественной благодати, устыдились наготы своих тел. Поэтому листьями смоковницы, может быть, первыми, попавшимися им при их смущении, они покрыли срамные члены, которые хотя и прежде были такими же членами, но не были срамными. Они почувствовали новое движение в своей неповинующейся плоти, как бы прямое возмездие за свое неповиновение. Ибо, найдя превратное удовольствие в собственной свободе и отвергнув служение Богу, душа лишилась прежнего повиновения со стороны тела. Так как она по собственной воле оставила высочайшего Господа, то не смогла удержать под своей волей низшего слугу и никоим образом не могла уже иметь плоть в подчинении себе, как всегда могла бы иметь ее, если бы сама осталась в подчинении Богу. Ибо тогда плоть начала противоборствовать духу. С этой борьбой мы рождаемся, имея в себе начало смерти и нося в своих членах и в испорченной природе противоборство ее или победу как следствие первого преступления.
О граде Божием.
И дала жена мужу [плодов древа познания добра и зла], и они ели, и открылись глаза их, о чем уже было сказано. И тогда увидели они, что наги; но их извращенному взгляду эта простота, означаемая именем наготы, предстала как нечто постыдное. И вот, чтобы не пребывать более в простоте, они сделали себе опоясания из листьев смоковницы и прикрыли срам свой, то есть ту простоту, которой отныне стала стыдиться хитроумная гордыня. Листья же смоковницы означают некий зуд, если можно так сказать о бестелесных вещах, - зуд, из-за которого удивительным образом дух язвится вожделением ко лжи и получает от нее наслаждение.
О Книге Бытия против манихеев.
- 8.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая
Итак, Бог ходил в раю под вечер - иначе говоря, когда Он приблизился к ним, уже достойным осуждения, но еще до того, как покарал их, Он еще ходил в раю, то есть присутствие Бога еще сохранялось в них, хотя сами они уже не пребывали прочно в Его заповеди. И было это под вечер - когда солнце уже скрылось от них, то есть уже был отнят у них внутренний свет истины. Они услышали голос Бога и скрылись от лица Его. Но кто скрывается от лица Бога, если не тот, кто уже бежал от Бога и начал любить свое? Ибо они уже погрязли во лжи, а кто лжет, тот говорит о своем. И потому сказано, что они скрылись за деревьями, растущими посреди рая, то есть за самими собой, поставленными ниже Бога, но выше телесных вещей.
Итак, они спрятались за самими собой, смущенные ничтожными заблуждениями, ибо оставил их свет истины, и они больше не имели его в себе. Ведь душа человеческая может быть причастницей истины, сама же истина есть недоступный причастности Бог, стоящий над нею. Кто отвращается от этой истины, и поворачивается к самому себе, и превозносится не Богом, его направляющим и просвещающим, но своими якобы свободными делами, тот ослеплен ложью. И потому кто говорит ложь, тот говорит о своем и этим приводится в смятение, как явствует из слов пророка, ибо сказано: Душа моя сильно потрясена (Пс 6:4).
О Книге Бытия против манихеев.
- 9.
И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты
В восстании плоти против неповинующейся [Богу] души, из-за которого они прикрыли свои гениталии, дала о себе знать смерть, означающая оставление души Богом. На нее было сделано указание в Его словах, когда Он сказал человеку, скрывшемуся из-за безумного страха: где ты? Ибо Он спрашивал не по неведению, но в обличение человеку, побуждая его обратить внимание на то, где он оказался, когда в нем не стало Бога.
О граде Божием.
- 10.
Ст. 10-12 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел
Адам ответил, что скрылся, услышав голос Бога, потому, что был наг. Ответил он так в силу жалкого заблуждения - словно он мог быть неугодным Богу нагим, каковым Бог Сам сотворил его: ведь заблуждающемуся свойственно считать, будто неугодное ему неугодно также и Богу. Но следует понять возвышенным образом изреченное Господом: Кто сказал тебе, то ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Ранее Адам был обнажен от притворства, но облекался божественным светом. Отвратившись же от него и обратившись к самому себе (это и значит есть от запретного дерева), он увидел свою наготу и устыдился того, что не имел ничего своего.
…Следуя обыкновению гордыни, Адам не себя обвинил за то, что послушался жены, но переложил на жену свою вину и так хитро уничижил себя, что попытался обвинить в своем прегрешении самого Бога. Ибо он не просто сказал: «Жена дала мне», но: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне. Ничто так не свойственно грешникам, как желание переложить на Бога вину за любые свои прегрешения. При этом гордыня проявилась в том, что Адам согрешил из желания стать равным Богу, то есть свободным от Его господства, как и Он свободен от всякого господства над Собою, ибо Сам есть Господь всего. Но и не сумев сравняться с Богом в величии, уже поверженный и простертый в грехе, Адам вздумал выставлять себя равным Богу.
О Книге Бытия против манихеев.
Не испытав Божественной суровости, Адам мог обмануться, сочтя это преступление извинительным. Поэтому, хотя он и не прельстился тем, чем прельстилась жена, он обманулся относительного того, как будут приняты слова, сказанные им впоследствии: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. Но чего же более? Пусть не оба они были обольщены, но оба были уловлены грехом и запутались в дьявольских тенетах.
О граде Божием.
- 11.
И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть
См. Толкование на (Быт 3:10)
- 12.
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел
См. Толкование на (Быт 3:10)
- 14.
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей
Змей не подвергался допросу, но сразу принял наказание, ибо не мог ни признаться в грехе, ни оправдаться в нем. Но здесь имеется в виду не то наказание, которое уготовано дьяволу на страшном суде и о котором говорит Господь: Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф 25:41). Здесь речь идет о том наказании, которого следует остерегаться и нам: ибо наказание дьявола в том, чтобы властвовать над презирающими заповеди Божии. Вот каков смысл тех слов, в которых вынесен ему приговор; и кара эта тем сильнее, что столь несчастная власть дана тому, кто прежде своего падения услаждался высшей истиной, в коей не устоял. И потому даже звери полевые будут выше него - не властью, но сохранностью собственной природы. Ибо звери полевые не теряли небесного блаженства, которым никогда не обладали, но живут всю жизнь в той природе, какую приняли изначально.
И потому сказано дьяволу: Ты будешь ползать на груди твоей и на чреве твоем. Это, как видим, и произошло со змеем, и слова эти в образе видимого гада являют нам невидимого врага. Именем груди означается гордыня, ибо именно в груди господствуют порывы души; именем же чрева - телесное вожделение, ибо эта часть тела ощущается как наиболее податливая. Поскольку же именно через грудь и чрево вползает дьявол в тех, кого хочет соблазнить, сказано: Ты будешь ползать на груди своей и на чреве своем.
О Книге Бытия против манихеев.
- 15.
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту
Вражда полагается не между змеем и мужем, но между змеем и женою. Может быть, потому, что он не обманывает и не соблазняет мужей? Но ведь очевидно, что обманывает. Или потому, что он искусил не Адама, но его жену? Но разве из-за этого он не стал врагом Адама, которого обман достиг через жену, тем более что о будущем уже сказано: вражду положу между тобою и между женою? Если причина в том, что змей не сразу соблазнил Адама, так он и Еву соблазнил не сразу. Почему же так сказано? Не потому ли, что тем самым нам дается понять: дьявол может соблазнить нас лишь через посредство животной части, являющей в едином и цельном человеке женский образ, о чем мы уже немало говорили выше?
О Книге Бытия против манихеев.
- 16.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою
Относительно наказания женщины все ясно: умножились страдания ее и воздыхания в скорбях сей жизни, и в болезни рождает она детей. Но хотя все это явлено и в этой видимой женщине, надлежит обратить наше рассмотрение к женщине в более сокровенном смысле. Ибо и у зверей полевых самки в болезни рождают потомство, и у них в этом проявляется подвластность смерти, а не кара за грех. Значит, и у людей, возможно, женщины претерпевают все это по причине телесной смертности; но великая скорбь заключена в том, что к этой телесной смертности они перешли от прежнего бессмертия. Однако в этом изречении также скрыта великая тайна, а именно: всякое воздержание от телесного влечения начинается со страдания, пока не перейдет в привычку к лучшему. Когда же это произойдет, словно рождается плод, то есть добрым навыком стремления души приуготовляются к добрым делам. Чтобы родился такой плод, нужно с болью отказаться от дурного обыкновения.
Сказано также после слов о рождении: к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою… Так что же это означает, что после слов: в болезни будешь рождать детей, добавлено: и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою? Не то ли, что часть души, преданная плотским радостям, если захочет преодолеть некое дурное обыкновение, претерпевает болезнь и скорбь и так стяжает благую привычку, подчиняясь более осторожному и осмотрительному разумению, словно мужу? Наученная скорбями, она обращается к разуму и охотно служит его велениям, дабы не впасть вторично в некую пагубную склонность.
О Книге Бытия против манихеев.
А если так, то почему же нам не думать, что первые люди до греха могли управлять своими детородными членами для рождения детей так же, как душа является в каком-либо действии движущею силою без всякого затруднения и производит как бы зуд удовольствия? Ибо если всемогущий и неизреченно достохвальный Бог, великий и в самомалейших делах, дал пчелам способность, чтобы они производили детей так же, как форму и жидкость меда, то почему же может казаться невероятным, что он устроил первым людям такие тела, чтобы они (если бы не согрешили и не получили тотчас же некоей болезни, от коей должны стали умирать) повелевали своими членами, которыми зачинается плод, силою того мановения, каким повелеваем мы своим ногам, когда ходим, так чтобы этот плод и засеменялся без страстного жара, и рождался без болезни? Но, преступив заповедь, они испытали в своих членах, где начала властвовать смерть, действие того закона, который противоборствует закону ума, но который упорядочивается браком, ограничивается и обуздывается воздержанием, чтобы как от греха произошло наказание, так от наказания происходила заслуга.
О Книге Бытия буквально.
- 17.
Ст. 17-19 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься
А что мы скажем о приговоре, вынесенном мужу? Быть может, того, кто весьма богат, а потому без малейшего труда получает средства пропитания и не трудится на земле, следует считать избежавшим приговора, который гласит: проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься? Очевидно, однако, что никто не в силах избежать этого приговора, ибо всякий, кто рожден в эту жизнь, с трудом находит истину по вине тленного тела. Как говорит Соломон, тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум (Прем 9:15). В этом и заключаются труды и скорби человека, взятого из земли. А терния и волчцы суть жала мучительных вопрошаний или размышлений о том, где бы добыть пропитание в этой жизни; если их не вырывают и не выбрасывают за пределы Божиего поля, они обычно заглушают семя слова, дабы оно не плодоносило в человеке, как сказал Господь в Евангелии.
О Книге Бытия против манихеев.
- 18.
терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою
См. Толкование на (Быт 3:17)
- 19.
в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься
См. Толкование на (Быт 3:17)
- 21.
И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их
Обнажившись от своих первоначальных одежд невинности, Адам и Ева заслужили одежды смерти. Ибо истинная честь человека в том, чтобы быть образом и подобием Бога, а этот образ сохраняется лишь в отношении с Тем, от Кого напечатлевается. Поэтому тем больше зависимость от Бога, чем меньше забота о себе. Но человек, возжелав испытать собственную власть, как бы собственным тяготением устремился в самого себя, как в середину. Пожелав стать как Бог, неподвластным никому, он в наказание был исторгнут из своей середины и ввергнут в самый низ - в то, чем наслаждаются животные. Будучи в чести, человек того не разумел; и уподобился неразумным животным, став таким же, как они.
О Троице.
- 23.
Ст. 23-24 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни
И тогда, чтобы Адам не протянул руку к дереву жизни и не стал жить вечно, Бог изгнал его из рая. Верно сказано: изгнал, а не «исключил», дабы стало очевидным, что он сам, тяжестью собственных грехов, вытеснил себя в более подходящее ему место. Так и происходит обычно с дурным человеком, оказавшимся среди добрых, если он не желает перемениться к лучшему: под тяжестью собственного зла он изгоняется из собрания благих людей, причем они не исключают его по его собственному желанию, но изгоняют вопреки его воле.
…Поставил Бог херувима и пламенный меч, который вращается и может быть назван обращающимся, чтобы охранять путь к дереву жизни. Как утверждают толкователи еврейских слов в Писании, херувим по латыни означает полноту знания, а под пламенным мечом обращающимся подразумеваются временные кары, ибо время подвижно и переменяется. Потому и называется этот меч пламенным, что всякое страдание словно жжет. Но одно дело - сжигаться в истребление, и другое дело - сжигаться в очищение.
О Книге Бытия против манихеев.
- 24.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни
См. Толкование на (Быт 3:23)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Августин > Бытие > Глава 3