Глава 25

  • 5.

    И отдал Авраам все, что было у него, Исааку

    Если мы дети свободного Иерусалима, то давайте осознаем, что одни дары принадлежат лишенным наследства, в то время как другие - наследникам. Те ведь наследниками являются, к которым относится: Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!».

    О терпении.

  • 6.

    а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную

    Итак, и сыны наложниц имеют некоторые дары. Однако в обетованное Царство не приходят ни еретики, ни плотские иудеи, потому что другого наследника, кроме Исаака, нет, и не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя, о котором сказано: в Исааке наречется тебе семя. И я не вижу, по чему иному Хеттура, которая была взята в замужество по смерти жены, называется наложницей, как не в силу именно этой тайны. Но и те, которые не желают видеть этого в данных предзнаменованиях, пусть не порицают Авраама. Разве не может быть так, что в этом случае дается предостережение будущим еретикам, противникам вторых браков, тем, что на примере самого отца народов показано, что по кончине супруги вступать снова в брак не есть грех?

    О граде Божием.

  • 9.

    И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре

    Тела мертвых, и в первую очередь праведников, служивших органами и сосудами Святого Духа для всех добрых дел, не должны пребывать в оскорбительном презрении. И если отцовский наряд или кольцо дороги детям, то насколько больше любви, а не пренебрежения достойны их тела, куда более близкие, чем одежда, которую мы надеваем. Ведь это принадлежит не внешнему украшению или сочувствию, а самой природе человека, в связи с чем и покой древних праведников общественной заботой окружен, и похороны справлены, и могилы ухожены. Порой еще сами, когда были живы, они детям поручали заботу о погребении своих тел или также о похоронной процессии.

    О надлежащей заботе об умерших.

  • 22.

    Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа

    Сыновья бились в утробе своей матери, и сказано Ревекке, когда там шла борьба: два племени во чреве твоем. Два человека, два народа: народ хороший и народ плохой, но, тем не менее, они борются в одном лоне. Сколько плохих в Церкви, и одно чрево носит их, покуда в конце не расстанутся. И хорошие против плохих кричат, и плохие против хороших в ответ, и в одном чреве друг с другом борются.

    Трактат на Евангелие от Иоанна.

  • 23.

    Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему

    Посмотрим теперь, как развиваются временные судьбы града Божия в потомстве Авраама. Итак, в период жизни Исаака, начиная с первого ее года и до шестидесятого, когда родились у него сыновья, достойно замечания следующее. Когда, вследствие молитв его к Богу, чтобы неплодная жена его родила, Господь соизволил дать ему просимое и жена его зачала, то близнецы, будучи еще в утробе матери, производили сильные движения. Терпя от этого болезненные ощущения, она вопросила Господа и получила ответ: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. Апостол Павел видит в этом великое доказательство благодати: потому что еще до рождения их, прежде чем они сделали что- либо доброе или дурное, безо всяких заслуг избирается меньший, а больший отвергается. Ибо не подлежит сомнению, что относительно первородного греха они оба были равны, а греха собственного ни тот, ни другой не совершили никакого… А что сказано: больший будет служить меньшему, то почти никто из наших иначе и не понимал этого, как в том смысле, что старший народ, иудейский, будет служить младшему народу, христианскому. И действительно, хотя это может казаться исполненным на народе едомском, произошедшем от старшего (который называется Исавом и Едомом, откуда и едомляне), ибо впоследствии их должен был победить и подчинить своей власти народ, произошедший от меньшего, то есть народ израильский, тем не менее естественнее верится, что это пророчество имеет в виду нечто более важное. А что это, как не то, что наглядно исполняется на иудеях и христианах?

    О граде Божием.

  • 25.

    Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав

    Я еще вчера обратил внимание вашей святости на причину того, почему старший сын носит имя Исав, которая заключается в том, что нельзя стать духовным, разве только перестав быть плотским. Если же кто упорствует в помышлениях плоти, тому вечно оставаться Исавом; но если кто станет духовным, то тому всегда быть младшим сыном. Но тогда младший станет старшим: в то время как тот обладает приоритетом по времени, этому принадлежит приоритет в добродетели.

    Проповеди.

    Близнецы родились один за другим так, что второй держал рукою ступню первого. А между тем в их жизни и нравах была такая противоположность, в действиях такое различие, в родительской любви к ним такое несходство, что сама эта разница была в состоянии их сделать врагами. Было ли это несходство таким, что, когда один из них ходил, другой сидел, когда один спал, другой бодрствовал, когда один говорил, другой молчал? Подобные вещи относились бы к таким мелочам, которых не в состоянии постичь начертывавшие расположение созвездий, под которыми каждый рождается… Один из них проводил жизнь, служа как наемник, в то время как второй никому не служил. Один был любим своей матерью, в то время как другой - нет. Один потерял право первородства, высоко ценимое тогда, а второй приобрел это право. А какое различие в отношении жен, детей и имущества! Итак, если эти различия относятся к тем незначительным промежуткам времени, которыми были разделены близнецы, а не к предписанию созвездий, то зачем упоминать это по отношению к созвездиям других людей?

    О граде Божием.

  • 30.

    И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом

    Умеренность в желаниях пусть соединится с постом. Как переедание должно быть порицаемо, так и возбудители аппетита должны быть исключены. Не в том смысле, что определенные виды пищи должны вызывать отвращение, но в том, что плотское удовольствие должно контролироваться. Исав получил порицание не за то, что захотел жирного теленка или необескровленной дичи, но за то, что неумеренно возжелал блюда из чечевицы.

    Проповеди.

  • 31.

    Ст. 31-32 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве

    Прежде чем дошло дело до благословения, Исав уже соблазнился чечевицей, которую приготовил Иаков… и продал свое право первородства младшему брату. Он ушел с временным удовлетворением - другой брат ушел с постоянной честью. Отсюда те в Церкви, которые являются рабами временных удовольствий и удовлетворений и едят чечевицу - которую Иаков, несомненно, приготовил, но Иаков ее не ел. Идолы процветали в Египте более, чем где бы то ни было; чечевица - пища Египта; следовательно, чечевица обозначает все заблуждения неиудеев. Итак, было обозначено наиболее отчетливо и ясно, что Церковь произойдет от неиудеев: в образе Иакова, который приготовил чечевицу, но ел ее Исав. Ибо оставили идолов те народы, которые их почитали, иудеи же продолжали служить идолам. Ибо те, кто обратился сердцем в Египте, были ведены через пустыню; когда же в море погибли их противники и враги их были накрыты волнами, они захотели снова поставить идола, поскольку не увидели Моисея. И не заметили, что сами не на присутствие Божие уповали, но на присутствие человека: глазами не заметили человека и начали думать, будто и Бога нет… Спрашивали у глаз плотских, поскольку не имели глаз сердца, чтобы Бога в Моисее увидеть. Потеряли, следовательно, право своего первородства, ибо те, которые обратились в Египте, чечевицы отведали.

    Теперь приложите следующее. Существует народ христианский. Но в самом народе правом первородства обладают лишь те, кто из рода Иакова. Те же, которые по плоти живут, по плоти веруют, по плоти надеются, до сих пор принадлежат Ветхому Завету, но еще не Новому. Они все еще разделяют жребий Исава, но не благословение Иакова.

    Проповеди.

  • 32.

    Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве

    См. Толкование на (Быт 25:31)