Глава 15

  • 9.

    Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя

    Здесь дано подобие через животных - под видом телицы, козы, овна и двух птиц (горлицы и голубя), чтобы по ним он узнал о грядущем и не сомневался в том, что же именно будет. Телица означала народ под игом Закона; коза - тот же народ как будущую грешницу; овен - тот же народ как правящий. (Животные трехлетними потому называются, что обозначают три периода: от Адама до Ноя; от Ноя до Авраама; и от Авраама до Давида, который, когда был отвергнут Саул, в царствие над народом Израиля по воле Господа был поставлен - во время этого третьего периода, который продолжался от Авраама и до Давида, народ как бы достиг своего третьего возраста зрелости.) Не означали ли они также нечто иное, более подходящее? Я, во всяком случае, нисколько не сомневаюсь, что через добавление горлицы и голубя были прообразованы те, что живут по духу.

    О граде Божием.

  • 10.

    Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек

    Потому и сказано: только птиц не рассек, что деление бывает между плотскими, а духовные неразделимы, ибо они избегают деловых пересудов людей, как горлица, или живут среди них, подобно голубю. Каждая из этих птиц проста и невинна, означая, что в самом народе Израиля, которому земля дана будет, нераздельно дети обетования и наследники Царства в вечном блаженстве пребывать будут.

    О граде Божием.

  • 11.

    И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их

    Птицы, садящиеся на рассеченные тела, означают не что-либо хорошее, но этих воздушных духов, которые ищут своего рода пищи себе в разделениях между плотскими людьми. То, что Авраам остался с ними, означает, что даже среди этих плотских разделений истинно верные останутся верными до самого конца. И то, что на закате солнца на Авраама напал ужас и страх великий, означает, что в конце века будет великое смятение и горе для верных, о чем Господь говорит в Евангелии: ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

    О граде Божием.

  • 13.

    И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет

    Сказанное Аврааму: знай, что потомки твои будут пришельцами на земле не своей, и что поработят их, и будут угнетать четыреста лет, - представляет собой яснейшее пророчество о народе израильском, что им предстояло служить рабами в Египте. Не то здесь предсказано, что все четыреста лет они будут под гнетом у египтян, но то, что произойдет это в течение четырехсотлетнего периода. Как, например, написано о Фарре, отце Авраама: И было дней жизни Фарры в Харране двести пять лет, - не потому, что все там проведены, а потому, что там были исполнены; и точно таким образом в этом месте положено: и поработят их, и будут угнетать четыреста лет, - поскольку данная цифра в этом угнетенном состоянии исполняется, а не потому, что все это время целиком в нем проведено. Четыреста лет, конечно, здесь упомянуты для округления, ибо выходит несколько большее число - считать ли от момента этого обещания Аврааму, или от рождения Исаака как семени Авраама, о котором это предсказывается. Ибо от семьдесят пятого года Авраама, когда дано ему первое обещание, до исхода из Египта считается… четыреста тридцать лет, о чем апостол так упоминает: Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, Закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Уже потому эти четыреста тридцать лет как четыреста могут быть объявлены, что не намного их превышают; в особенности же потому, что часть этого срока уже прошла, когда эти вещи были явлены и сказаны Аврааму в видении, или же когда Исаак был рожден в столетие отца своего - от первого обетования спустя двадцать пять лет, когда из этих четырехсот тридцати лет, которые Бог захотел объявить, оставалось четыреста пять. Никто не усомнится, что и другие вещи, упомянутые в словах обетования Бога, также относятся к народу израильскому.

    О граде Божием.

  • 17.

    Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными

    Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными, - указывает уже на то, что в конце века предстоит плотским людям испытать суд огнем. Подобно тому, как скорбь града Божия, которой ранее никогда не было и которая ожидается при антихристе, обозначена ужасом перед тьмой, охватившим Авраама во время заката солнца, то есть при приближении конца века, - так огнем после заката солнца, т.е. уже в самом конце века, обозначен разделяющий день Страшного суда над плотскими, для спасения через огонь и для осуждения в огонь.

    О граде Божием.

  • 18.

    Ст. 18-19 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев

    Данный Аврааму вслед за этим завет точно показывает землю Ханаан и называет в ней одиннадцать народов, от реки египетской до великой реки Евфрат. Итак, [граница] не от главной реки Египта, то есть Нила, но от малой, которая разделяет Египет и Палестину, где стоит город Ринокорура.

    О граде Божием.

  • 19.

    Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев

    См. Толкование на (Быт 15:18)