Глава 9

  • 22.

    Ст. 22-25 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

    Почему согрешил Хам, а проклятие пало на сына его, Ханаана? Почему за грех Соломона сын его принял кару в виде уменьшения царства? Почему согрешил Ахав, царствуя над Израилем, а кара распространилась на его потомство? Почему мы читаем в священных книгах: за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них (Иер 32:18), и еще: наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх 20:5)? Это число можно считать указанием на всех потомков. Неужели все сказанное - ложь? Кто способен сказать такое, кроме откровенного врага божественных речений? Просто телесное рождение, которое даже в народе Божием принадлежит к Ветхому завету и рождает в рабство, переносит грехи отцов на детей; духовное же рождение переменяет как наследие, так и угрозы и воздаяние за грехи.

    Против Юлиана-пелагианина.


    Состояние рабства по праву назначено грешнику. В Писании мы не встречаем раба прежде, чем праведный Ной покарал этим именем грех сына. Таким образом, не природа, а грех заслужил это имя.

    О граде Божием.

  • 23.

    Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего

    См. Толкование на (Быт 9:22)

  • 24.

    Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его

    См. Толкование на (Быт 9:22)

  • 25.

    и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих

    См. Толкование на (Быт 9:22)