Глава 27

  • 16.

    а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят

    Он несет на себе грехи других, и несет терпеливо, хотя это грехи других людей. Вот что означает иметь на себе надетой кожу козлят: он несет грехи других, не держась за свои. Таким образом, те, которые терпят грехи других ради единства в Церкви, подражают Иакову. Потому что и сам Иаков находится во Христе, поскольку Христос в семени Авраама, как то было сказано: и благословятся в семени твоем все народы земли. Так и наш Господь Иисус Христос, Который не согрешил, нес грехи других. И следует ли тем, чьи грехи прощены, презирать грехи других? Итак, если Иаков обращается в Христа, он несет грехи других - кожи козлят. И где же здесь хитрость? Ведь приходит другой, приходит поздно, и приносит то, что отец повелел, и находит, что брат получил благословение за него, и не получает другого благословения.

    Проповеди.

  • 27.

    Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь

    Это поле - Церковь. Докажем, что поле есть Церковь. Послушай апостола, который говорит верным: Ибо ми соработники у Бога, а ей Божия нива, Божие строение. Не только Церковь есть нива Божия, но и пахарь есть Бог. Послушайте слова Самого Бога: Я есмь истинная виноградная лоза, а вы ветви, а Отец Мой - виноградарь. Трудясь на этой ниве в качестве соработника и уповая на вечную награду, апостол ничего себе не приписывает за исключением награды по труду. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Заметь, как Павел соблюдает смирение, чтобы к Иакову принадлежать, к тому полю, которое есть Церковь, и чтобы не утерять одежды, запах которой есть запах от поля полного. Он не упускает из виду гордость Исава, который понимает по плоти и исполнен гордыни. Итак, поле пахнет одеждой Сына. Однако это поле само по себе ничего не представляет, и поэтому он добавил: которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, да поклонятся племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны! Таково благословение, данное Иакову. И если бы Исав не был также благословлен, то не было бы и вопроса. Но и он благословлен, не этим благословением, но и не совершенно иным.

    Проповеди.

  • 30.

    Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

    Что есть обман? Второй из двух приходит вечером, и приносит то, что приказал отец, и обнаруживает, что брат его благословлен вместо него, и не удостаивается другого благословения… Единственное благословение означает единство Церкви. С другой стороны, они представляют собой два разных народа… имеющих отношение к Иакову. Ведь Господь наш Иисус Христос, Который пришел к иудеям и неиудеям, не был признан иудеями, что принадлежали старшему сыну. Но, однако же, Он избрал некоторых из принадлежавших младшему сыну - тех, которые духовно уже начали желать и понимать обетования Господа, которые желаемую ими иную землю не плотским образом принимали, но духовно стремились к тому городу, в котором никто телесно не рождается, поскольку никто телесно и духовно не умирает.

    Проповеди.

  • 32.

    Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

    Отец ожидает старшего, а благословляет младшего. Ветхий Завет имеет в виду иудеев в буквальном смысле, но в своем духовном смысле он есть благословение христиан. Да обратит Ваша святость внимание на этот глубокий символ, на это великое таинство. Исаак говорит: брат твой пришел с хитростью - о человеке без хитрости. Будучи наделен пророческим духом, Исаак, без сомнения, знал, что происходит, и сам поступал прообразовательно: он во всем делает ставку на величайшую высоту таинств. Ведь если бы он не знал, что делает, то, верно, разгневался бы на сына за то, что тот обманул его. Старший из двух сыновей приходит и говорит: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя. Исаак спрашивает: кто ты? Тот отвечает: я Исав, первенец твой. И тогда Исаак говорит: кто же это, который достал мне дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен. Он казался разгневанным. Исав ожидал от его речи чего-то вроде проклятия на брата. Но пока тот ожидает проклятия, Исаак подтверждает первое благословение. Вот вам и гнев, вот и негодование! Однако он знал глубокую тайну, и слепота плотских глаз означала слепоту помышления иудеев. Между тем взором своего сердца он мог видеть высоту раскрывающегося таинства.

    Проповеди.

  • 36.

    И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал: неужели ты не оставил мне благословения?

    Исав говорит: не потому ли дано ему имя: Иаков? - ибо Иаков означает «подставить подножку». Но подножка эта не просто так, а следует принять ее образный смысл, как в случае с хитростью. Иаков, как видно, не держал такого сильного зла на брата, чтобы ему захотелось подставить брату подножку - имя свое он получил уже в тот момент, когда брата держал рукой за пяту в течение родов: тогда и был назван «подножкой». «Подножкой» плотских людей является жизнь людей духовных. Все плотские, завидующие духовным в Церкви, сами как бы запнутыми оказываются и оттого становятся еще хуже. Послушай апостола, который говорит то же самое, в особенности в связи с запахом, о котором упоминает Исаак и о котором он произносит: вот, запах сына моего, как запах от поля полного, которое благословил Господь. Итак, апостол говорит: мы Христово благоухание во всяком месте, - и продолжает: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? То есть, чтобы было понятно, как мы можем быть запахом смерти для других людей без всякой на то нашей вины. Люди духовные проходят своим путем, не зная иного, нежели как им прожить хорошую жизнь. А кто невинным людям завидует, тот тяжкий грех совершает и за то их накажет Бог. И запахом к смерти для них становится тот человек, от которого для других пахнет к жизни. Ибо Сам Господь первый стал ароматом к жизни для верующих и смрадом к смерти для преследователей. Поскольку столь многие в Него уверовали, иудеи преисполнились зависти и совершили такое преступление, убив невинного, Святого святых. И если бы не сделали этого, то не запахом к смерти был бы для них аромат Христа. Вот как запнулся Исав в благословении отца своего.

    Проповеди.

  • 39.

    И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше

    Почему же, будучи поруганным, Исаак благословил его? Теперь уже по необходимости, уже по принуждению отец сказал сыну: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше. И затем, чтобы не думал о себе хорошо: и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему. Тем не менее, чтобы ты не отчаялся о себе, поскольку можешь исправиться: будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго с выи твоей. И вот, он получит от тука земли и от росы небесной свыше.

    Однако Исаак, будучи поруганным, не дает, но бросает ему свое благословение. Не случается ли и сейчас в Церкви такое, когда терпят злых людей, желающих внести беспорядок в церковную жизнь, и терпят ради мира, из необходимости сохранить мир допускают их к участию в общих для верующих таинствах? И подчас известно о них, что они злы, и лишь по случаю невозможно предать их суду: чтобы были понижены в звании, чтобы лишились его, чтобы были выгнаны вон, чтобы их отлучить. Если же кто настаивает на обвинениях, то это иногда ведет к проблемам для Церкви. Настоятель церковный тогда вынужден сказать следующее: «Вот, тебе твое от тука земли и от росы небесной свыше, пользуйся таинствами: ты ешь в осуждение себе, пьешь себе в осуждение. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Ты знаешь, что допущен к таинствам ради мира церковного: все, что имеешь ты в сердце, порождает разлад и разделение. Вот поэтому ты будешь жить мечом твоим. Ведь что до того, что ты получаешь от тука земли и от росы небесной свыше, - ты не будешь жить этим. Нет в этом тебе наслаждения, не сладок тебе Господь. Если бы ты наслаждался этим и Господь был сладок тебе, то ты подражал бы смирению Господа, а не гордыне диавола». Потому, сколько бы ни получал таинства смирения Господа от тука земли и от росы небесной свыше, не оставляет гордыни диавола, который всегда радуется распрям и раздорам (да не совершу я ничего такого!). - «Как бы ты ни участвовал в причащении от тука земли и от росы небесной свыше, ты все равно живешь мечом твоим, и от распрей с раздорами получаешь радость и страх. Поэтому измени себя - свергни иго с выи твоей!».

    Проповеди.