- 2.
Слыши, небо, и внуши, земле. Поелику Бог пред лицом неба и земли подавал народу Своему всякие блага и утешения, то небо и землю призывает во свидетельство и открывает им все нечестия народа.
Сы́ны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене, то есть изменили Мне и, как видите, служили идолам.
- 3.
Позна вол стяжавшаго и, и осел я́сли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша.
Вол изображает Израильтян, осел – Иудеев, потому что Иудеи гораздо безрассуднее были Израильтян; им Бог являл более Своего благоволения, но они не познали Его, и тем исполнили сказанное: «растли всяка плоть путь свой» (Быт 6:12).
- 4.
Увы, язык грешный… семя лукавое, сы́нове беззаконнии Беззаконны они в лукавых помышлениях и делах своих. Не сказал пророк, что нечествовали и сделались отступниками только некоторые из народа, но вместе с отцами, подобно им, уклонились от правого пути и сыны их, весь род, все лукавое семя. Показывая же, в чем состояли их растление и грех, говорит Исаия:
остависте Господа и разгневасте Святаго Израилева разгневали своими идолами и кумирами.
- 5.
Всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль, от страха гонителей и от ужаса пленяющих.
- 6.
От стопы ног даже до главы несть в нем целости. От последнего до первого – все будут у них поражены.
Струпы…, язвы… и раны наложенные пленяющими, – это бедствия, которыми будут угнетать и поражать Иудеев пленяющие со всей жестокостью, не оставляя им возможности врачевать свои язвы. А тем, что раны невозможно ни перевязать, ни уврачевать, означаются или действительные язвы, наносимые мечом или копьем и оставляющие на теле неизлечимые следы, или убиение родителей, братьев и детей – это также неисцелимые удары.
- 7.
Земля ваша пуста то есть земля ваша, бывшая плодородной, по вашей вине сделается бесплодной. И гради ваши огнем пожжéни пленяющих; страну вашу пред вами чужди́и поядают то есть жители, введенные и поселенные в ней Салманассаром; и опустé низвращéна от люди́й чужди́х подобно Содому, который запустел и лишен обитателей своих.
- 8.
Оставится дщерь Сионя то есть все города Иудейские и, по преимуществу, Иерусалим; яко куща в винограде, и яко овóщное хранилище в вертогрáде Иудея, по опустению своему, подобна куще (палатке, шатру) в убранном винограднике, и овощному хранилищу в вертограде (в саду), в котором плоды уже сняты, потому что в куще и овощном хранилище бывают стражи, пока плоды еще не собраны, а когда собраны плоды, и стража уже не нужна.
- 9.
И аще не бы Господь Саваоф оставил нам оставшегося семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом
Уподобились бы Содому и Гоморре, которые вместе с жителями их сожжены и истреблены сошедшим с неба огнем, так что от них ничего не осталось. И Иерусалим и его жители уподобились бы Содому и Гоморре, если бы не умилосердился над нами Господь и не оставил нам потомства для продолжения нашего рода.
- 12.
Когда приидете явитися… лицу Моему… Ходи́ти по двору Моему.
Бог вступает в суд с народом Своим, как бы так говоря: когда приходили вы явитися лицу Моему с раскаянием и с молитвой, отвергал ли Я тогда жертвы славословия и от рук ваших требовал ли жертв кровавых?
Ходи́ти по двору святилища Моего не приложитé – (не продолжайте впредь) с такими жертвами.
- 13.
Ст. 13-14 Кадило мерзость Ми есть. Итак, знайте, что кадило, которое почитаете вы благоприятным Мне, пред очами Моими мерзость. Не приемлю того, что приобретено обманом и насилием. Поелику приносимое вами получено грабительством и притеснением бедных, то жертв и обетов ваших, а равно и праздников ваших ненавидит душа Моя.
- 14.
Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
См. Толкование на (Ис 1:13)
- 15.
Егда прострете рýки [вашя] ко Мне. Когда во время скорбей своих с молитвой будете воздевать ко мне руки ваши, отвращу очи Мои от вас… руки бо вашя исполнены крове обагрены кровью умерщвленных вами пророков и святых. А в этой крови, пролитой вами, предызображена тайна и той Святой Крови, которую еще прольете вы.
- 16.
Измы́йтеся, [и] чи́сти будите не от внешних нечистот, но от злых дел своих, которые непрестанно перед лицом Моим.
- 17.
Взыщите судá – творите добро притесненным, которых сами вы осудили, взяв неправедные дары; судите си́ру и оправдите вдови́цу – которых не хотели вы и выслушать, потому что у них не было, и не могли они принести вам даров.
- 18.
И прииди́те, и истя́жимся друг с другом то есть если будете судить право и внимать голосу сирых и вдовиц, то приходите ко Мне и просите; Я услышу вас, говорит Господь. И аще будут греси́ ваши яко багряное, яко снег убелю. Багряный цвет означает оскверненную и погрязшую во грехах плоть, а снег – цвет чистоты и непорочности. «Греси ваши…, яко снег убелятся» иссопом милосердия Моего.
- 19.
И… благая земли снесте как обещал вам Бог в законе Своем.
- 20.
Аще же не хощете… мечь вы поя́ст, то есть меч Вавилонян.
- 21.
Како бысть блудница град верный… полн суда; в немже правда почивáше? с удивлением взывает пророк, изумляясь такой недоброй перемене, изумляясь, что город суда и правды из целомудренного сделался блудницей; город, во времена Давида бывший верным, теперь, во времена царей последних, наполнился убийцами.
- 22.
Сребро твое неискушено - на нём положено ложное клеймо. Корчемницы твои мешают вино с водою – чтобы взять за него более серебра.
- 23.
Князи твои не покаря́ются, óбщницы татéм то есть тем, которые кладут ложное клеймо на серебро и мешают вино с водой. Гоняще воздаяние ибо, как говорит пророк, любят они брать дары, домогаются подарков с того, кто еще не дал.
- 24.
Cуд врагом Моим сотворю то есть накажу князей, ненавистников Моих, и корчемников и друзей их – врагов Моих.
- 25.
И наведу руку Мою на тя то есть после поражения, нанесенного дому Иоакима и Иехонии. И разжегу всех непокорных твоих, накажу пленением – потому что не слушали Меня во время мира.И отыму всех беззаконных твоих. Все они пойдут в плен, никого не оставлю, как было при упомянутых ранее двух царях.
- 26.
И восставлю судии твоя якоже прежде – как во времена Давидовы.
- 27.
Сион… с судом… спасется то есть или судом, который постигнет Вавилон, или по исполнении времени рабства, какое Божественным правосудием назначено Иудеям.
И пленение его с правдою Сион избавится за правду Даниила, Зоровавеля и других подобных им праведников.
- 29.
Ст. 29-30 Занеже постыдятся о идолех своих, ихже сами восхотеша; постыдятся, потому что эти идолы не избавляют их; и посрамятся о кумирах, которых сами себе сделали; посрамятся, потому что кумиры эти не избавили их от плена, не помогли им в скорбях.
Будут бо яко теревинф (особое дерево, принадлежащее к семейству фисташковых) отметнувый листвия (своя). Они лишатся всякой помощи, подобно теревинфу, у которого от зноя падают листья, и яко вертоград не имый воды во время жара.
- 30.
ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды
См. Толкование на (Ис 1:29)
- 31.
И будет крепость их яко стебль изгребия (льна) – то есть крепость непокорства их, – и делания их, яко искры огненныя, - которые упадают в изгребие, и всё обращается ими в пепел.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Исаии > Глава 1