Глава 1

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 65 66
  • 2.

    Слыши, небо, и внуши, земле. Поелику Бог пред лицом неба и земли подавал народу Своему всякие блага и утешения, то небо и землю призывает во свидетельство и открывает им все нечестия народа.

    Сы́ны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене, то есть изменили Мне и, как видите, служили идолам.

  • 3.

    Позна вол стяжавшаго и, и осел я́сли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша.

    Вол изображает Израильтян, осел – Иудеев, потому что Иудеи гораздо безрассуднее были Израильтян; им Бог являл более Своего благоволения, но они не познали Его, и тем исполнили сказанное: «растли всяка плоть путь свой» (Быт 6:12).

  • 4.

    Увы, язык грешный… семя лукавое, сы́нове беззаконнии Беззаконны они в лукавых помышлениях и делах своих. Не сказал пророк, что нечествовали и сделались отступниками только некоторые из народа, но вместе с отцами, подобно им, уклонились от правого пути и сыны их, весь род, все лукавое семя. Показывая же, в чем состояли их растление и грех, говорит Исаия:

    остависте Господа и разгневасте Святаго Израилева разгневали своими идолами и кумирами.

  • 5.

    Всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль, от страха гонителей и от ужаса пленяющих.

  • 6.

    От стопы ног даже до главы несть в нем целости. От последнего до первого – все будут у них поражены.

    Струпы…, язвы… и раны наложенные пленяющими, – это бедствия, которыми будут угнетать и поражать Иудеев пленяющие со всей жестокостью, не оставляя им возможности врачевать свои язвы. А тем, что раны невозможно ни перевязать, ни уврачевать, означаются или действительные язвы, наносимые мечом или копьем и оставляющие на теле неизлечимые следы, или убиение родителей, братьев и детей – это также неисцелимые удары.

  • 7.

    Земля ваша пуста то есть земля ваша, бывшая плодородной, по вашей вине сделается бесплодной. И гради ваши огнем пожжéни пленяющих; страну вашу пред вами чужди́и поядают то есть жители, введенные и поселенные в ней Салманассаром; и опустé низвращéна от люди́й чужди́х подобно Содому, который запустел и лишен обитателей своих.

  • 8.

    Оставится дщерь Сионя то есть все города Иудейские и, по преимуществу, Иерусалим; яко куща в винограде, и яко овóщное хранилище в вертогрáде Иудея, по опустению своему, подобна куще (палатке, шатру) в убранном винограднике, и овощному хранилищу в вертограде (в саду), в котором плоды уже сняты, потому что в куще и овощном хранилище бывают стражи, пока плоды еще не собраны, а когда собраны плоды, и стража уже не нужна.

  • 9.

    И аще не бы Господь Саваоф оставил нам оставшегося семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом

    Уподобились бы Содому и Гоморре, которые вместе с жителями их сожжены и истреблены сошедшим с неба огнем, так что от них ничего не осталось. И Иерусалим и его жители уподобились бы Содому и Гоморре, если бы не умилосердился над нами Господь и не оставил нам потомства для продолжения нашего рода.

  • 12.

    Когда приидете явитися… лицу Моему… Ходи́ти по двору Моему.

    Бог вступает в суд с народом Своим, как бы так говоря: когда приходили вы явитися лицу Моему с раскаянием и с молитвой, отвергал ли Я тогда жертвы славословия и от рук ваших требовал ли жертв кровавых?

    Ходи́ти по двору святилища Моего не приложитé – (не продолжайте впредь) с такими жертвами.

  • 13.

    Ст. 13-14 Кадило мерзость Ми есть. Итак, знайте, что кадило, которое почитаете вы благоприятным Мне, пред очами Моими мерзость. Не приемлю того, что приобретено обманом и насилием. Поелику приносимое вами получено грабительством и притеснением бедных, то жертв и обетов ваших, а равно и праздников ваших ненавидит душа Моя.

  • 14.

    Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

    См. Толкование на (Ис 1:13)

  • 15.

    Егда прострете рýки [вашя] ко Мне. Когда во время скорбей своих с молитвой будете воздевать ко мне руки ваши, отвращу очи Мои от вас… руки бо вашя исполнены крове обагрены кровью умерщвленных вами пророков и святых. А в этой крови, пролитой вами, предызображена тайна и той Святой Крови, которую еще прольете вы.

  • 16.

    Измы́йтеся, [и] чи́сти будите не от внешних нечистот, но от злых дел своих, которые непрестанно перед лицом Моим.

  • 17.

    Взыщите судá – творите добро притесненным, которых сами вы осудили, взяв неправедные дары; судите си́ру и оправдите вдови́цу – которых не хотели вы и выслушать, потому что у них не было, и не могли они принести вам даров.

  • 18.

    И прииди́те, и истя́жимся друг с другом то есть если будете судить право и внимать голосу сирых и вдовиц, то приходите ко Мне и просите; Я услышу вас, говорит Господь. И аще будут греси́ ваши яко багряное, яко снег убелю. Багряный цвет означает оскверненную и погрязшую во грехах плоть, а снег – цвет чистоты и непорочности. «Греси ваши…, яко снег убелятся» иссопом милосердия Моего.

  • 19.

    И… благая земли снесте как обещал вам Бог в законе Своем.

  • 20.

    Аще же не хощете… мечь вы поя́ст, то есть меч Вавилонян.

  • 21.

    Како бысть блудница град верный… полн суда; в немже правда почивáше? с удивлением взывает пророк, изумляясь такой недоброй перемене, изумляясь, что город суда и правды из целомудренного сделался блудницей; город, во времена Давида бывший верным, теперь, во времена царей последних, наполнился убийцами.

  • 22.

    Сребро твое неискушено - на нём положено ложное клеймо. Корчемницы твои мешают вино с водою – чтобы взять за него более серебра.

  • 23.

    Князи твои не покаря́ются, óбщницы татéм то есть тем, которые кладут ложное клеймо на серебро и мешают вино с водой. Гоняще воздаяние ибо, как говорит пророк, любят они брать дары, домогаются подарков с того, кто еще не дал.

  • 24.

    Cуд врагом Моим сотворю то есть накажу князей, ненавистников Моих, и корчемников и друзей их – врагов Моих.

  • 25.

    И наведу руку Мою на тя то есть после поражения, нанесенного дому Иоакима и Иехонии. И разжегу всех непокорных твоих, накажу пленением – потому что не слушали Меня во время мира.И отыму всех беззаконных твоих. Все они пойдут в плен, никого не оставлю, как было при упомянутых ранее двух царях.

  • 26.

    И восставлю судии твоя якоже прежде – как во времена Давидовы.

  • 27.

    Сион… с судом… спасется то есть или судом, который постигнет Вавилон, или по исполнении времени рабства, какое Божественным правосудием назначено Иудеям.

    И пленение его с правдою Сион избавится за правду Даниила, Зоровавеля и других подобных им праведников.

  • 29.

    Ст. 29-30 Занеже постыдятся о идолех своих, ихже сами восхотеша; постыдятся, потому что эти идолы не избавляют их; и посрамятся о кумирах, которых сами себе сделали; посрамятся, потому что кумиры эти не избавили их от плена, не помогли им в скорбях.

    Будут бо яко теревинф (особое дерево, принадлежащее к семейству фисташковых) отметнувый листвия (своя). Они лишатся всякой помощи, подобно теревинфу, у которого от зноя падают листья, и яко вертоград не имый воды во время жара.

  • 30.

    ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды

    См. Толкование на (Ис 1:29)

  • 31.

    И будет крепость их яко стебль изгребия (льна) – то есть крепость непокорства их, – и делания их, яко искры огненныя, - которые упадают в изгребие, и всё обращается ими в пепел.