- 1.
Тако глаголет Господь: небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею. Кии дом созиждете Ми?. Какое удобоизмеряемое здание достаточно для Того, Кто неизмерим? Для Него, по сущности Его, и славное мало; а по благости Его, пространно и сердце малое и смиренное в Церкви из язычников.
- 3.
Жряй ми телца, яко убиваяй мужа, и закалай в жертву агнца, яко закалаяй пса. Это подобно сказанному у Малахии; и требуху (помет) раскидаю на лица ваши (Мал.2:3). Пророки называют скверными жертвоприношения Иудеев. Исаия уподобляет их трупам людей и псов, а Малахия, последний из пророков, считает их пометом животных, и как бы с гневом бросает его в лицо приносящим. И тии избраша пути своя, и мерзости (идолы) их, яже душа их изволи, то есть такими жертвами услаждается душа Иудеев, и они пребывают в обольщении.
- 4.
И Аз изберу поругания их. Наведу на них бедствия, от которых думали они спастись под тенью суетных жертвенников своих. Пророк повторяет здесь тот же упрек, с каким обращался к Иудеям в начале пророчества, и который подтвердили другие пророки и Господь пророков, то есть что не принесут им пользы обряды закона, если презирают заповеди закона, и что напрасно созидают они храм Богу, Который любит сердце человеческое, а не камни.
- 6.
Глас вопля от града, потому что окружили его враги; глас от храма, потому что вопиют или священники, возносящие молитву, или жители городов, которые, будучи теснимы врагами, прибежали туда с намерением найти себе убежище. Глас Господа воздающаго воздаяние сопротивящымся, воздающего нечестивым Иудеям и язычникам, которые дерзнули напасть на них прежде нашествия племени Гога.
- 7.
Прежде неже чревоболети ей, родит, то есть прежде, нежели войдут те, которые пали во дни Зоровавеля. Прежде неже приити труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол. Это говорится о радости, какую ощутит земля Иудейская в день избавления своего; и радость эта будет такой же, как и у жены, прежде презираемой мужем за бесплодие, но которая при рождении первенца от радости забывает жестокие болезни рождения и прежнее презрение.
- 8.
Ст. 8-9 Кто слыша сицевое?.. аще родила земля с болезнию во един день? Ибо не бывает, чтобы земля в один день производила плоды. От четырех ветров возвращаются сыны Сиона; и в один час рождается народ, то есть город, лишенный жителей, наполняется ими в один день. Аз же дах чаяние сие, и не сотворю ли родити? рече Господь. Я обещал возвратить народ Мой после семидесяти лет; ужели же не могу исполнить этого?
- 9.
Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой.
См. Толкование на(Ис 66:8)
- 11.
Да сеете… от сосца утешения его, то есть дам народу Моему сосцы утешения, чтобы напитались больные и немощные.
- 12.
Ст. 12-13 И на ремена взяты будете и на колену утешитеся. Якоже аще кого мати утешит, тако и Аз утешу вы. Господь обещает Иудеям, что когда будут творить волю Его, тогда и Он будет с ними. И как царских детей носят на раменах и покоят на коленях у слуг, так и Бог будет носить их и воспитает их в веселье, и утешит Своими благами за постигшие их прежде скорби.
- 13.
Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме.
См. Толкование на (Ис 66:12)
- 14.
И познается рука Господня рабам Его; и погубит врагов Своих, то есть нечестивых Иудеев.
- 15.
Се бо. Господь яко огнь приидет, и яко буря колесницы Его. Это - образ тех народов, рукой которых Господь хочет наказать непокоряющихся закону Его.
- 16.
Огнем бо Господним… и мечем… судитися будет… всяка плоть, то есть рукой врагов накажет Бог всех жителей Иерусалима.
Ст. 16-18 Мнози язвени будут от Господа. Очищающиися и освящающиися во вертоградех, во след единаго посреди, то есть перед всеми и без стыда. Во след единаго посреди, то есть или по примеру одного, или один за другим, но все стремятся на дела лукавые. Ядущии мясо свиное и мерзости и мышы. Поскольку все вместе презирали воспрещавший это закон, то вкупе погибнут… когда прииду соврати вся народы и языки. Может быть пророк говорит о народах, которые Иезекииль называет Гог и Магог, и о которых говорит, что придут они на горы Израилевы, и будут там поражены (Иез 39:2), повторяя то же, что изречено на них Исаией. Или пророк подразумевает те народы, о которых упоминает Ездра, когда говорит, что восстали они на Иудеев по возвращении их, и посрамлены Зоровавелем и князьями Иудейскими. Или - это народы, которые по повелению царей Персидских, Антиоха и царей Греческих, восставших на Иудеев, вошли в Иудею и были низложены Иудеями, Иудой Маккавеем и братьями его, и, наконец, совершенно истреблены Римлянами. Пророк говорит, что рукой этих народов Бог накажет Иудеев, согрешивших по возвращении из Вавилона, и при этом ясно показывает, что гибель этих народов будет после плена, но прежде избавления и обращения Иудеев и язычников, которое соделал Господь наш и совершил проповедью апостолов.
- 17.
Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, - все погибнут, говорит Господь.
См. Толкование на (Ис 66:16)
- 18.
Ст. 18-19 И приидут и узрят славу Мою. Так пророк говорит о славе, какую даровал Бог Израильтянам по истреблении их гонителей. И положу на них, то есть на тех, которые будут спасены, знамение страха, то есть знамение, которое Иезекииль видел напечатленным на лицах Иудеев, спасшихся от истребления, постигшего братий их (Иез 9:4), или знамение страха, внушающее к ним уважение тех народов, к которым были посланы. Таково было знамение, которое видел Феликс и устрашился, когда Павел говорил ему о правде и святости и о грядущем суде (Деян 24:15). И послю от них, как бы на удивление… во Фарсис… и в Фовель… и в Явану и в другие города, пришедшие на помощь Гогу сотворить брань с Зоровавелем, то есть со Христом, образом Которого был Зоровавель, князь народа, по возвращении его из плена в землю наследия Господня. Ибо народы, восставшие на Зоровавеля, были образом народов, по предсказанию пророка, восставших на Господа нашего, как написано: Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его (Пс 2:2). И возвестят славу Мою во языцех, то есть пойдут, и о чудных делах Божиих возвестят язычникам. Все это и совершили апостолы.
- 19.
И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою
См. Толкование на (Ис 66:18)
- 20.
И приведут братию вашу от всех язык дар Господеви, с коньми и колесницами и с носилами мсков, то есть приведут не насильно, как отводили вас в плен в Вавилон, но с честью и с благоговением, как обыкновенно приносят Богу дары. Аки бы принесли сынове Израилевы семидал в чистых сосудех в дом Господень. Может быть, такими для Бога в мыслях своих почтут их приведший их.
- 21.
И от тех поиму Себе жерцы и левиты. Здесь подразумеваются или сыны народа Божия, которые приходят и приносят десятину, то есть священники и левиты, или язычники, которые также приводят от себя священников и левитов и названы верными Иудеями, потому что уверовали и по общению веры соделались братьями Иудеев. Ибо и они входят в дом Господень со своими приношениями.
- 23.
И будет месяц от месяца, и суббота от субботы, приидет всяка плоть поклонитися предо Господем. Пророк обещает постоянное и непрерывное продолжение празднеств и жертвоприношений, прекращенных во время семидесятилетнего Вавилонского плена.
И изыдут и узрят трупы человеков преступивших Мне. Когда истреблен будет Гог, тогда верующие язычники, вместе с сынами Израилевыми приходящие на праздники, придут на место поражения Гога, чтобы видеть праведный суд, его постигший; и исполнится сказанное: Возвеселится праведник, егда увидит отмщение; руце свои умыет в крови грешника (Пс 57:11)
См. так же Толкование на (Ис 66:20)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Исаии > Глава 66