- 1.
Ст. 1-2 Се, в правде цари и князи со судом владети начнут, то есть Езекия и князья его. И будет человек… как убежище от ветра, то есть будет убежищем во время бедствий.
- 2.
и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей.
См. Толкование на (Ис 32:1)
- 4.
Ст. 4-6 И ксему не рекут юродивому владети… Юрод бо юродивая изречет. Здесь подразумевается царь Ассирийский, который думал, что своей силой и силой идолов своих победит Езекию. И сердце смысленное уразумеет видение, то есть Езекия, который Рабсаковы письма отверзе… пред Господем. Сердце юродивого творит неправду, еже совершати нечестие. Таков Рабсак в хуле на Бога. И глаголати… прелесть, как говорит Рабсак: «Где боги народов?». Еже тщу сотворити душу алчную и отнять питие у души жаждущей. С таким намерением говорили: да не прельщает вас Езекиа словесы… не предастся град сей в руце царя Ассирийска (Ис 36:14)).
- 5.
Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный.
См. Толкование на (Ис 32:4)
- 6.
Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего.
См. Толкование на (Ис 32:4)
- 8.
Великий духом совещает великое. Крепкий духом Езекия советует великое, потому что с твердым упованием взирает он на Бога. И… пребудет в величии, то есть будет спасен и сохранит величие царства своего.
- 9.
Жены богатыя, востаните и услышите глас Мой: дщери, с надеждею слышите словеса Моя. Богатые жены и дочери надеющиеся - суть города Иудины, которые упоевались надеждой спасения.
- 10.
И во дни года востенут. Они лишатся надежды своей, исчезнет спасение, оскудеют плоды земные, враги будут истреблять их в земле их. Это согласно со сказанным: еще лето (едино)… оскудеет слава сынов Кидарских (Ис 21:16). Преста обымание винное, с гумна собрано. Не придет избавление, которого ожидали.
- 11.
Совлецытеся, наги будите, препояшите чресла своя во вретища, потому что земля ваша опустошена, и жители отведены в плен Ассириянами.
- 13.
На земли людий Моих терние и былие возникнет, и во всяком доме веселия, то есть города Иудейские будут разрушены.
- 14.
Храм будет предан забвению, то есть святой храм Иерусалимский. И прекратится сила, то есть не станет в городе многолюдства. Домы вожделения… будут… пещеры… радость ослом дивиим. Пророк имеет в виду падение Иерусалима; одни жители его в плену, другие бежали в Египет, ища себе убежища.
- 15.
Дондеже найдет на ны Дух от Вышняго, и будет пустыня в Хермель, а Хермель в дубраву вменится. Земля Иудеев будет пустынна, как Кармил (Хермель); а Кармил, то есть во всем изобиловавшие Ассирияне, пожжен будет огнем.
- 16.
И почиет в пустыни суд, которым праведный Судия отомстит за опустошение земли Иудейской. И правда в Кармиле вселится, потому что Ассирияне получат должное воздаяние.
- 17.
И будут дела правды мир. Иудеи будут вознаграждены миром и спокойствием за то, что почитали правду.
- 18.
И вселятся людие мои во граде мира, то есть в Иерусалиме.
- 19.
Ст. 19-20 И град будет падать на лес, то есть на царство Ассирийское. Как поле до земли унизится град, то есть гордый стан царя Ассирийского, возвышавшийся подобно крепкому городу. Блажени сеющии при всяцей воде. Блаженны, - или потому что им предсказывается избавление; или потому что поверили пророчеству, изреченному к жившим при Езекии. Но это преимущественно относится к святым апостолам и проповедникам, которые семена спасительного слова посеяли во всех народах. Идеже вол и осел попирает. Под образом вола представлен здесь народ Израильский, бывший под игом закона, а под образом осла представлены язычники, которые по закону почитались нечистыми. И святыми апостолами им всем одинаково преподано и во всех всеяно благовестие Евангелия Христова.
- 20.
Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла.
См. Толкование на (Ис 32:19)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Исаии > Глава 32