- 1.
Ст. 1-2 Молчите острови, и народы да изменят крепость, то есть или - да говорят за себя, или - вместе с богами своими да будут осуждены. Посему да отступят пред Ним народы, и цари да ужаснутся. Если язычники и боги их признали правду, то правда пойдет вслед их. Но поскольку призвал ее Творец мира, а Он презрен язычниками, то да отступят перед Ним народы… Соделает как прах мечу своему, и аки стеблие отверженное луку Своему, то есть в прах обратит мечом, который занес на них.
- 2.
Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром.
См. Толкование на (Ис 41:1)
- 3.
И проженет я, то есть языческие народы, и сотворит мир людям Своим. Не вступит на путь ногами Своими. Ибо для Него одинаково легко и утеснить врагов, и утешить присных Своих.
- 4.
Кто содела и сотвори сия?. И кто возвестил Моисею о бранях и о спасении присных Богу?
- 5.
Увидели Его острова и убояшася, то есть те, которых призывал на суд, чтобы судить их за народ Свой.
- 7.
И древоделатель одобряет ковача, который биет млатом, и кует, и говорит: спаяние добро есть. Пророк насмехается над идолами, у которых искали себе помощи острова, вызываемые Богом на суд.
- 8.
Ст. 8, 10 Семя Авраамле, егоже возлюбих… Аз бо есмь Бог твой, укрепивый тя… и утвердих тя десницею Моею праведною, то есть ты - семя Авраама, возлюбленного Мною, которого Я укрепил, призвав от концов земли, от востока.
- 10.
не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.
См. Толкование на (Ис 41:8)
- 11.
Будут бо яко не сущии… соперницы твои, то есть Вавилоняне, которые нападают на тебя. Будут бо яко не бывшии. Идумеи, Греки и все народы, которые ратуют (воюют) на тебя.
- 14.
Не бойся, червь Иаков, малый Израилю, потому что низложишь ты и царства, и гордые их замыслы. Червем Иакова и малолюдным Израилем Бог называет народ Свой, потому что он, как червь, подточит и погубит крепость царей языческих.
- 15.
Се, сотворих тя аки колеса колесничная новая… сотреши горы, и истончиши холмы. Горами и холмами называет пророк царства и укрепления язычников.
- 17.
Убозии и неимущии… поищут бо воды, и не будет. Нищими пророк называет тех Иудеев, которые в Вавилоне жаждут избавления.
- 18.
Но отверзу на горах реки и среди поля источники, то есть утешу Иудеев вестью о возвращении из Вавилона.
- 19.
Положу в безводную землю кедр и смерчие. Вместо терния и волчцев, которые произращал Я за грехи их, посажу на равнине красивые кипарисы. В этих образах показано, что земля Иудеев будет всем изобиловать по возвращении их из Вавилона. Совершенно же исполнилось это пророчество в пришествие Мессии призванием и обращением язычников, которых изображают здесь Иудеи убогие и неимущие, ищущие воды и не находящие ее. То же самое предсказал Иаков: и Той чаяние языков (Быт 49:10). И Иезекиилю сказано: аще к людем… ихже не разумел бы еси словес… послал бых тя, то и тии послушали быша тебе (Иез 3:6) Аз, говорит, услышу их (Ис 41:17), жаждущих от Иакова; и в духовном смысле продолжает: отверзу на горах реки, то есть потоки пророчеств, и среди поля источники (Ис 41:18), то есть водотечи апостольства. Положу в безводную землю кедр и смерчие, то есть первосвященников, священников и служителей тайн, которые у язычников будут совершать Таинство и преломлять Тело и Кровь во очищение душ, поставлю на место жрецов и прорицателей, которые идольскими жертвами своими оскверняли души людей простых.
- 22.
Да приближатся и возвестят вам, яже сбудутся. Пророк изображает суд над почитателями ложных богов за то, что они в упорстве своем нечествовали перед истинным Богом, и открывает, что языческие боги не знают будущего.
- 23.
И увемы, яко бози есте: благо сотворите и зло сотворите. Когда откроете, что будет, тогда узнаем, что можете благодетельствовать и делать зло.
- 24.
Но вы из ничего… мерзость избрание ваше. Мерзостью пророк называет или самих идолов, которых избрали себе народы, или нечестивые мнения тех, кто поклонялся идолам.
- 25.
Аз же возставих, иже от севера… да приидет от восток солнечных. Это - Зоровавель, священник Иисус, сын первосвященника Иоседека, и прочии с ними. Да приидут князи и попрани будут, то есть народ Гога и Греки.
- 27.
Начало Сиону дам, то есть благие обетования, возвещенные издревле. И Иерусалиму дам благовестника, то есть благовестника, который будет возвещать об этом.
- 29.
Все они ничто …и дела их дыхание ветра. Суетны и бренны сами они, и дела их так же суетны, как и сами они.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Исаии > Глава 41