- 1.
Приими себе свиток… велик и напиши в нем писанием человечим, спешат на пленение сотворити корыстей. Напиши не трудными для чтения начертаниями, но раздельными буквами, которые легко было бы разобрать. Напиши писанием человечим, чтобы для всех было очевидно и ясно. Но как рождение Еммануила было знамением удаления браней, ибо было предсказано, что при рождении Девой Марией вселенная будет наслаждаться миром, так рождаемый пророчицей служил знамением приближения брани.
- 3.
Ст. 3-4 Поэтому сказано: нарцы имя ему: скоро плени, нагло расхити. Различие между тем и другим видно не только в рождении, но и в знаменовании; в рождении - потому что одного родит Дева, а другого - пророчица, в знаменовании же, потому что прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, прежде нежели сын Исаии в состоянии будет называть отца или матерь, придет Феглаффелласар, и убьет Расина, царя Дамаска, и пленит Самарию, что и случилось вскоре после этого, в царствование Факея.
- 4.
ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским.
См. Толкование на (Ис 8:3)
- 6.
Понеже не восхотеша людие сии воды Силоамли текущия тисе, то есть покойного и кроткого владычества Давидова дома, которое казалось десяти коленам тяжким и несносным. Поэтому, когда презрели они спокойное владычество дома Давидова, пророк угрожает им тяжким владычеством Ассириян.
- 7.
Ст. 7-8 Возводит Господь на них воду… многу. Водой многой пророк называет Феглаффелласара, Салманассара и Сеннахирима - царей Ассирийских. Их и войска их сравнивает Исаия с водой: как по многочисленности, так и потому, что Ассирияне обитали при водах. И возведет их на все потоки их, то есть наведет множество Ассириян, которые поработят и разграбят землю Иудину и все города ее, выпьют и иссушат воды кладезей и источников их. Наводнит разливаясь, достигнет до выи. Этим указывается, что тяжкие бедствия, постигшие Иудеев, прострутся даже до Иерусалима - главы земли Иудейской. И будет полк его, во еже наполнити всю ширину страны Твоея, Еммануил, то есть вся земля Иудейская при Сеннахириме будет наполнена Ассириянами.
- 8.
и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!
См. Толкование на (Ис 8:7)
- 9.
Ст. 9-10 Трепещите, народы, и покаряйтеся. Иже аще совет совещаете, разорит Господь; то есть Господь обнаружит безрассудность ваших замыслов. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет. Вы изрекаете определения, но определения ваши не исполнятся: их разорит Еммануил Господь, хранитель земли нашей.
- 10.
Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!
См. Толкование на (Ис 8:9)
- 11.
Тако глаголет Господь мне, как бы взяв меня за руку и уча не ходить путем людий сих. Слова эти относятся к колену Иудину, которое Бог обещает отклонить от хождения путем дома Израилева, то есть от похотей его.
- 13.
Ст. 13-14 Господа сил, Того освятите, и Той будет тебе во освящение, то есть будет домом убежища и помощником тебе, дом Иудин. Будет… камнем преткновения, и камнем запинания обоим домам Израилевым, то есть всем Ефремлянам и тем из Иудеев, которые радовались пришествию Расина.
- 14.
И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима
См. Толкование на (Ис 8:13)
- 16.
Свяжите свидение и запечатайте закон, то есть свидетельство, Мною изреченное, запечатайте до дня, когда сбудется, что сказал я, когда слово подтвердится делом и пророчество оправдается исполнением. Пророк таинственно указывает и на день Мессии.
- 17.
А я, держась учения своего, пожду Бога, то есть буду тверд в своих мыслях, ожидая исполнения того, о чем предсказал. Отвращшаго лице Свое от дому Иаковля. На дом Иаковлев произнесен праведный суд Господом, Которого Израильтяне прогневали множеством злодеяний своих.
- 18.
Се, аз и дети, яже ми даде Бог в знамения, то есть я и сыны мои, данные мне Богом, служим знамением, и один из сыновей моих предзнаменует своим именем Сына Девы, с пришествием Которого умиротворится земля, а другой возвещает своим именем, что приближается к окончанию определенное время, и скоро наступит пленение Ассирийское.
- 19.
И аще рекут к вам: изыщите чревоволшебников и от земли возглашающих, тщесловующих, иже от чрева глашают; не Господни суть людие, иже испытуют мертвыя о живых. Израильтяне уподобились народам, которые о живых братиях вопрошают кости мертвых, поэтому пусть знают, что они не народ уже Божий.
- 21.
Ст. 21-22 Пройдет по земли и огорчит ее, то есть Господь поразит гладом землю народа Своего. И будет, егда взалчете, скорбни будете и зло речете царю своему. Народ, мучимый голодом, будет злословить и царя, и Бога своего, что не избавил их от бедствия. И воззрят… горе. Пророк указывает на покаявшееся Иудино колено, поэтому говорит; не угнетет утесненнаго , то есть не будет более угнетать утесненный и исполненный скорбей дом Иудин.
- 22.
И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел
См. Толкование на (Ис 8:21)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Книга пророка Исаии > Глава 8