Глава 33

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 65 66
  • 1.

    Горе расхитителю! не расхищайте; а если пожелаете расхищать, сами будете расхищены. Пророк предостерегает Иудеев, чтобы не вдавались в хищение, хотя и расхищали их Ассирияне. Если пожелаете обманывать, сами будете обмануты. Пророк говорит, что если не пребудете в завете с Богом, то сами будете обмануты теми обманщиками, которые желают вашего переселения в Египет.

  • 2.

    Господи, помилуй ны, на Тя бо уповахом. Эта молитва народа Иудейского.

  • 3.

    Гласом страха Твоего ужасошася языцы, и от величия Твоего… разсеяшася. Так с бодрым духом говорят те самые, которые прежде просили об окончании своих бедствий.

  • 4.

    Ст. 4-5 Ныне же соберутся корысти вашя… наполнися Сион суда и правды. Соберется все, что похитили у них Ассирияне. Иудеи не только возвратят свое, но даже возьмут и собственность Ассириян. Если явлюсь им, горько возрыдают, то есть у Ассириян потекут слезы, когда ощутят силу Мою. Вестницы… мира… горце восплачутся (Ис 33:7) Мирные вестники, посланные Езекией к царю Ассирийскому, восплачутся, потому что не дал им мирных посланий, которых они желали; восплачутся, видя падение, угрожающее их братьям.

  • 5.

    Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою.

    См. Толкование на (Ис 33:4)

  • 8.

    Опустеша путие; не стало проходящих. Нет идущих во Иерусалим на праздники, потому что вся страна занята Ассирийскими полчищами, и нет проходящих по дорогам.

  • 9.

    И посрамлю Ливан, опустошен Васан и Кармил в нашествие Ассириян, которые разграбили и опустошили всю страну. Но, может быть, и сами Ассирияне представлены здесь в образе опустошенных Ливана и Кармила, ибо Господь посрамил царя Ассирийского.

  • 11.

    Ст. 11-13 Зачнете терния, и породите стебли в духе вашем. И это говорит пророк об Ассириянах. Ибо в объяснение этого присовокупляет: И будут языцы пожжени в известь, аки терние, собранное для сожжения… услышат дальний, яже сотворих. По воле Божией произошло так, Что некоторые из народов, собранных Сеннахиримом, избавились от общего истребления Ассирийскими войсками. И благость Милосердого послала их по городам, которыми проходили, чтобы возвещать, что постигло Ассириян у града Божия. Уведят приближающиися крепость Мою, то есть вы, Иудеи, которые преимущественно перед другими народами близки были к Богу, потому что имели ведение о Боге.

  • 12.

    И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне.

    См. Толкование на (Ис 33:11)

  • 13.

    Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое.

    См. Толкование на (Ис 33:11)

  • 14.

    Устрашены… в Сионе, беззаконницы, то есть Ассирияне устрашены гневом Божиим и поразившим их мечом Господним, а также и те Израильтяне, которые отчаялись в спасении, из-за чего и напал на них страх и великий ужас. Приимет трепет нечестивыя, то есть идолопоклонников и уклоняющихся от истинной веры, которые во время этой войны хулили Бога Иудеев. Кто из нас будет обитать с огнем поядающим? кто из нас будет обитать с огнем попаляющим веки? Кто будет обитать с Богом, Который в Писании называется огнем поедающим? (Ис 30:27) Кто приблизится к этому огню?

  • 15.

    Ст. 15-16 Если только Езекия, ходяй в правде, глаголяй правый путь… хлеб ему дастся, и вода его верна. За искреннее благочестие и правоту нравов Езекию благословил Бог земными плодами и неоскудевающим обилием вод.

  • 16.

    тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.

    См. Толкование на (Ис 33:15)

  • 17.

    Очи Его узрят землю издалеча. Пророк говорит это о полчищах, пришедших в Иудею из земель отдаленных. Узрит только, как говорит, и подивится, что они истреблены и попраны, как земля.

  • 18.

    Где суть книгочии? где определяющий вес? где… изчитаяй столпы у народа сильнаго? Пророк насмехается здесь над Ассириянами, которые вторглись в достояние Иудеев и в гордости своей решили, что Израиль ими покорен и они уже делят между собой его добычу.

  • 19.

    Не посмотрит на народ тяжко слышащий и косноязычный, то есть Езекия не будет подражать народу глухому и несмышленому.

  • 20.

    Воззри на Сион, град празднеств наших. Пророк восхваляет град Божий, потому что только в нем одном у Иудеев по закону совершались праздники и приносились жертвы. Очи твои воззрят на Иерусалим, селение богатое, кущу, которая не поколеблется, если только Тебе будет угодно, чтобы она не поколебалась.

  • 21.

    Ст. 21-23 Яко имя Господне велико нам есть, потому что соделал нам преизбыточествующее спасение. Светлость и широта, потому что заповеди и учение Его - для нас пространная светлая область. Да не царствует над нами господство владык, то есть господство князей Ассириян. И сильный, кто бы он ни был, не пройдет по ней, то есть никакой иной народ, после страшных бедствий, постигших Ассириян, не пройдет по земле Иерусалима. Ибо Господь - судия наш. Господь - законодатель наш, Господь - царь наш: Он спасет нас. Прервашася ужя твоя, яко не укрепишася. Речь обращена к Иерусалиму, жители которого предались бегству и не имели в себе крепости. Щогла твоя преклонися, не распустит… знамения, потому что не усмотрели чуда. Пока не разделили добычи, то есть князья твои, Иерусалим, трепетали и пребывали в страхе, пока не познали, какую чудную брань Господь воздвиг на врагов их. Когда же укрепились, тогда вошли в стан неприятельский и, не найдя в нем никого, начали делить добычу. Мнози хромии плен сотворят. Хромыми пророк называет тех Иудеев, находившихся в городских стенах, которые, избавившись от осады, вышли и забрали как добычу мсков (мулов) и всех вьючных животных, оставшихся после умерщвления Ассириян.

  • 22.

    Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас.

    См. Толкование на (Ис 33:21)

  • 23.

    Ослабли веревки твои, не могут удержать мачты и натянуть паруса. Тогда будет большой раздел добычи, так что и хромые пойдут на грабеж.

    См. Толкование на(Ис 33:21)

  • 24.

    И ни один из жителей не скажет: «я болен». Не скажут жители Иерусалима: «Нам страшен царь Ассирийский; мы больны». Народ, осаждавший его, понес грех, так как приял суд, изрекаемый на грешника. Ибо Ассирияне, напавшие на Иерусалим, наказаны за то, что хулили и поносили жителей Иерусалима и Бога их.