Глава 19

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 65 66
  • 1.

    Видение на Египта. Се, Господь седит на облаце легце и приидет во Египет. Под образом легких облаков у пророка представлены Ассирияне, которые под предводительством Сеннахирима войдут в Египет. И потрясутся рукотворенная Египетская от лица Его, потому что у идолов нет сил помочь почитателям их, и не могут они устоять перед Господом. В тех же словах заключается, возможно, пророчество и о Господе нашем, ибо Он, когда вочеловечился, явился миру, как на облаце легце носимый на крылах Девы, вошел в Египет.

  • 2.

    Ст. 2-3 И востанут Египтяне на Египтяны… и возмятется дух Египтян в них, то есть Ефиопляне вооружатся на Египет, вступят с ним в брань, и сей бранью возмутится дух Египта. И вопросит богов своих и кумиров своих, и гласящих от земли и чревоволшебников, то есть Египтяне принесут жертвы и возлияния идолам своим, но идолам неизвестно, что будет с Египтянами, не могут они знать и возвещать будущее.

  • 3.

    И дух Египта изнеможет в нем, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям.

    См. Толкование на (Ис 19:2)

  • 5.

    Изсякнет вода в море. Морем и рекой пророк называет самих избиваемых Египтян, по причине их множества. Река… изсхнет… и оскудеют реки. Так пророк или изображает то, что многочисленное Ассирийское воинство как бы выпьет воду в реках, или под образом рек представляет Египетские войска, истребленные руками опустошителей Ассириян.

  • 6.

    Ст. 6-7 И изсхнет тростник, ситик, папир… и злак зеленый весь иже окрест реки, и все сеемое при реце посхнет. Как растения засыхают при оскудении воды, так и города Египетские, лишенные всякой защиты, будут разрушены и опустошены.

  • 7.

    Поля при реке, по берегам реки, и все, посеянное при реке, засохнет, развеется и исчезнет.

    См. Толкование на (Ис 19:6)

  • 8.

    И возстенят рыбарие, то есть властители Египта. Здесь пророк, вероятно, угрожает Египтянам двояким бедствием: и нашествием Ассириян, и оскудением воды в реках, и уже вследствие сего - недостатком хлеба.

  • 11.

    Ст. 11,13 И юродиви будут князи Танесовы, потому что истина сокрыта от них. Вознесошася князи Мемфитстии, и прельстят Египта по племеном. Здесь указывается, что у Египтян были и общие всем божества, и божества, чтимые частно: одним племенем или семейством.

  • 13.

    Обезумели князья Цоанские; обманулись князья Мемфисские, и совратил Египет с пути главы племен его

    См. Толкование на (Ис 19:12)

  • 14.

    Ст. 14,18 Господь бо раствори им дух прельщения, и прельстиша Египта… якоже прельщается пияный и купно блюющь. Пророк дает разуметь, что идолы введут в заблуждение Египтян ложной надеждой победы, что каждый Египтянин обезумеет подобно пьяному и будет не в силах противостоять Ассириянам. В той день будет пять градов в Египте, глаголющих языком Ханаанитским и кленущихся именем Господа Саваофа: град Арес (Аседек) прозовется един град. Слова эти имеют и следующий духовный смысл: когда воссияют Христово Евангелие и приносимое Им людям спасение, тогда пять чувств наших: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание - освятившись чистыми подвигами воздержания, соделаются святыми градами, и каждое из них будет приносить Богу жертву воздержания: зрение - когда не будет смотреть лукаво; слух - когда будет внимать спасительному для души слову Божию; уста - когда будут поучаться в том, что утверждает нас в страхе Божием, и приобучаться к славословию, к духовным песнопениям и к возношению благодарения Богу; обоняние - когда будет вожделевать сладостной вони Христовой, познаваемой в совершении добрых дел; руки - когда преподобно будут воздеваемы в молитве и простираемы на милостыню и вспомоществование бедным. Такие дела соделывают чувства наши святыми градами. Но чувства в делах своих подчинены душе и уму, и когда все они совокупно устремлены к единому деланию добра, тогда соделывают из себя как бы один град, который именуется Аресом, то есть градом правды. Арес был одним из знаменитых городов Египта.

  • 18.

    В тот день пять городов в земле Египетской будут говорить языком Ханаанским и клясться Господом Саваофом; один назовется городом солнца.

    См. Толкование на (Ис 19:14)

  • 19.

    В той день будет жертвенник Господеви в земли Египетстей и столп в пределах его Господеви. Упомянутые пять городов соорудят жертвенник, но не для того, чтобы на нем приносить жертвы, а только в знамение и во свидетельство.

  • 23.

    В той день будет путь от Египта ко Ассирианом, и внидут Ассириане во Египет… и поработают Египтяне Ассирианом, потому что Ассирияне покорят Египтян.

  • 24.

    В той день будет Израиль третий, то есть первые - Ассирияне, вторые - Египтяне, третьи - Израильтяне. Или это означает, что Израиль разделится на три части; одна часть будет в Египте, другая в Ассирии, а третья в земле наследия своего. И будет во Египтянех и во Ассирианех, благословен.

  • 25.

    Благословени людие Мои, иже во Египте, и дело рук Моих, еже во Ассириах, и наследие Мое Израиль, то есть благословлю людей Моих среди Египтян и Ассириян, потому что те и другие, через апостолов научившись покаянию, примут спасение. Царство же Ассирийское истребится, и тем возвращено будет благоденствие всем народам. Слова: благословени людие Мои, иже во Египте, - могут означать и то, что будут служить Мне и в Египте, в упомянутых ранее пяти городах. И дело рук Моих, еже во Ассириах, то есть дело, совершенное в ту ночь, когда истреблено Ассирийское войско. Наследие Мое Израиль, - это сходно со сказанным: Иаков, уже наследия Его (Втор 32:9).