Глава 5

  • 1.

    Ст. 1-5 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

    Итак, оправдавшись верою, верою крещения, мир да имеем к Богу, чрез Господа нашего Иисуса Христа, ибо чрез Него мы возъимели доступ к благодати сего Евангелия, в коей стоим и хвалимся в надежде славы Его, то есть силою чудес Его. Но также и в скорбях, ради Него претерпенных, хвалимся, зная, что скорбь производит терпение в нас, и мы переносим испытания, ибо имеем надежду, которая никогда не смутит нас. И это потому, что любовь Божия разлита в сердцах наших чрез Духа Святаго, то есть чрез Духа Святого, Которого мы получаем.

  • 2.

    через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

    См. Толкование на (Рим 5:1)

  • 3.

    И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение

    См. Толкование на (Рим 5:1)

  • 4.

    от терпения опытность, от опытности надежда

    См. Толкование на (Рим 5:1)

  • 5.

    а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

    См. Толкование на (Рим 5:1)

  • 6.

    Ст. 6-7 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

    Ибо, когда мы еще были без добродетели, в последнее время сие, за нечестивых, которые не были в силах исполнить закон, Христос умер, ибо едва ли за праведнаго кто умирает. Какая благодарность и от кого может быть воздана тому, кто умер бы за праведника? За праведников и мучеников, может быть, кто решился бы умереть - в надежде получить от Христа награду, по скончании времен.

  • 7.

    Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

    См. Толкование на (Рим 5:6)

  • 8.

    Ст. 8-9 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

    Чрез это, более всего показывает Он любовь свою в нас, чрез смерть то есть, которую претерпел ради грехов наших. Ведь, если ради нечестия нашего умер, то тем более Он оправдает нас кровью Своею и спасет нас от того гнева, который придет при кончине мира.

  • 9.

    Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

    См. Толкование на (Рим 5:8)

  • 10.

    Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

    Ибо если, когда мы были врагами ради дел наших, примирен с нами Бог чрез смерть Сына Его, то не тем ли более, при самом примирении спасет нас чрез жизнь Его?

  • 11.

    И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.

    Также и похвала наша да будет в Боге чрез Господа нашего Иисуса Христа, Который умер за нас и примирил нас с Пославшим Его.

  • 12.

    Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.

    Но кроме того, соделал всех людей единым телом, и, говорит, в одном лице Адама грешника, и начал доказывать, что Он есть Адам сравнительно с Адамом. Как первый тот (Адам) посеял греховную нечистоту в чистые тела, и вложена была закваска зла во всю нашу массу (естество), - так Господь наш посеял праведность в тело греха, и закваска Его всю нашу массу (естество) смешала: как чрез Адама грех вошел, и чрез грех смерть, так и на всех эта самая смерть распространилась, ибо все, как предки, так и потомки грехом согрешили.

  • 13.

    Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.

    Впрочем, до закона Моисеева, благодаря коему умножились заповеди, грех некоторым образом не вменялся; сказал это, может быть, ради Адамовского закона, который потом пишет то, что прежде того не было законом.

  • 14.

    Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.

    Но царила смерть от Адама до Моисея, и прочее. Не ясно однако же, доколе царила? До того ли времени, когда провозвестил закон (Исх. гл. 20 и сл.), или, когда получил он славу на лицо свое ((Исх 34:29)), или, пока не было сказано ему: Я - Бог Авраама, Исаака, Иакова ((Исх 3:6)), или, доколе Осия не был назван Иисусом ((Числ 13:17)), или же до последнего из пророков, то есть Иоанна. Царила, говорит, смерть даже и над не согрешившими на подобие преступления Адама, то есть даже и над теми, которые вовсе не преступили заповеди, вкушением от древа знания; ибо он есть образ будущаго времени. Таким образом учит, что как, по преступлении Адамом заповеди, смерть воцарилась над всеми, так и жизнь воскресения, говорит, воцарилась над всеми чрез Господа нашего.

  • 15.

    Ст. 15-17 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление - к осуждению; а дар благодати - к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

    Но не как преступление было, так и дар благодати. Это значит: не соразмерно вреду грехопадения Адамова сообщена польза благодати чрез Господа нашего. Если ради преступления одного созданного человека могло явиться царство смерти, то и тем, конечно, более те, в коих изобиловала благодать крещения и праведность по закону сердца, получат уготованную им жизнь вместо жизни тленной, и будут опять царствовать чрез Одного Его, Который не есть тот же (первый) Адам, но Господь наш Иисус - творец Адама.

  • 16.

    И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление - к осуждению; а дар благодати - к оправданию от многих преступлений.

    См. Толкование на (Рим 5:15)

  • 17.

    Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

    См. Толкование на (Рим 5:15)

  • 18.

    Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.

    Суд произведен нам чрез одного в осуждение, то есть чрез одного было нам осуждение. Благодать же и дар крещения, излитые по причине многих грехов, ведут нас к оправданию и оправдывают нас чрез очищение, данное нам туне.

  • 19.

    Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

    Ибо, как чрез непослушание одного человека и ради него, грешниками стали многие, так и чрез послушание Одного, Который был для них образцом добра, праведными станут многие.

  • 20.

    Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать

    Закон же привзошел: - чтобы показать, что он был в качестве промежутка, поелику, войдя между двумя предметами, стал, дабы увеличилось преступление. Сказал это о прибавлении многочисленных узаконений: ибо где увеличился грех, там преумножилась благодать, то есть у язычников, у которых увеличился грех, у них преумножилась благодать Творца.

  • 21.

    дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.

    Дабы, как воцарился грех в смерть, то есть ввел в грех и умертвил, так и благодать воцарилась чрез правду, которая нас оживотворяет, и оправдывает.