Глава 8

  • 1.

    Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу

    Итак, ныне, поелику пришел Ходатай наш и Умилостивитель за нас, нет никакого осуждения нам, - которое от закона могло бы быть.

    Кому же нет? - Только тем, кои суть во Христе, если только опять по плоти не пойдут. То есть: которые, по совершении покаяния получили очищение и уже не грешат более, для них после крещения нет соблазна или препятствия со стороны того закона, который, когда имел их подвластными себе, хотя бы они и униженно просили его, тем не менее предал бы их смерти. И если блюстители закона не давали им возможности покаяния, то провозвестники Евангелия не делают этого. Правда, и в Новом Завете есть правосудие, как и в Ветхом была благодать, ибо начаток того и другой был в обоих заветах; но между тем, как суровость правосудия того (Ветхого Завета) укротила и подчинила всякого человека долгу, напротив - изобилие благодати сего (Нового Завета) истребила и отринула долговые записи всех.

  • 2.

    потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

    Ибо закон духа, вера то есть чрез крещение, освободил тебя, чрез освобождение его, от того закона греха и смерти.

  • 3.

    Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти

    Ибо немощное было в законе: или Моисея называет немощным, поелику нуждался в очищении за совершенное им при камне преступление ((Исх 17:6)); или священников и жертвенные священнодействия, потому что они не могли очистить грехов, пока не пришла Единственная Жертва и умертвила грех во плоти Своей; или же самый закон был немощен, поелику никому не мог отпускать греха. Итак, бессилен был закон, так как не мог оказать виновным милосердия и сострадания, - как бы немощный, который не может совершить ничего сильнее себя. Он рабствовал, поелику чрез раба дан был, а - раб никоим образом не может освобождать раба, ибо оба имели нужду в истинной свободе Сына. Чрез плоть, говорит, послал Бог Сына Своего в подобие плоти греха. Плотью грехов называет грех, так как он облекся плотью, сообразно плоти их. Собрав воедино грех, который был долгом закону, - и введши, заключил его в самой плоти Своей, - и Умерший умертвил его. Посему и сказал: осудил грех в самой плоти Своей.

  • 4.

    чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

    Дабы правда закона исполнялась в нас, ибо уже не в той безнадежности пребываем, какую имеем в законе. Вот, говорит, вместо закона стало то, что вы считаете противным ему, - ибо не по плоти ходим (проводим жизнь) мы, как тогда, но по духу, как и закон требовал. Ему соответствует (удовлетворяет) наша теперешняя праведность, а не прежний наш грех.

  • 5.

    Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.

    Ибо, по плоти живущие, говорит, о плотском помышляют. У тех, кои окружены грехом, и помыслы их подражают делам их; та же участь и тех, кои совершают доброе.

  • 6.

    Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир

    Награда одних состоит в смерти, а других - в жизни.

  • 7.

    потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

    Потому что мудрование плоти враждебно есть Богу. Но закон божественный любезен Богу, а плотской враждебен Тому и другому (Богу и закону Божию): и Богу не благоугоден, и закону не повинуется.

  • 8.

    Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

    Вы же, бывшие тогда против закона, теперь соделались духовными и подчинились закону, - хотя обрезанные и хранители субботы считали бы нас противниками закона за то, что ненужные заповеди закона упразднены свыше. Ведь, если бы он не только убил, но также и спас, то надлежало бы ему прежде в сердцах быть написанным. Ты же заметь, что не есть он ни полная правда, ни той правды в нем нет, которая говорит: что кажется злом тебе, не делай ближнему ((Деян 15:20), ср. (Тов 1:10) и 4:15).

  • 9.

    Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его

    Вы же во плоти не находитесь (есте), но в духе, то есть, - не находитесь под древним законом, но под наблюдением нового. Если же дел нового закона нет в вас, то сей подлинно не есть Христов.

  • 10.

    А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

    Если же Христос в вас чрез дела вселится, то тело мертво ради греха.

  • 11.

    Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас

    А если Дух Его, коего вы восприняли в себя чрез крещение, дарами Своими, вселится в вас, то Он оживотворит и смертное тело ваше, ради живущаго Духа Его в вас.

  • 12.

    Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти

    Итак, не повинуйтесь плоти, то есть не подчиняйтесь прежнему отчаянию. Называет их плотью, потому что они совершали дела плотские.

  • 13.

    ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

    Если же по плоти поживете, то есть, если пойдете по прежнему образу жизни, то опять умрете после оживотворения вашего. Если же духом, то есть духовным житием, дела плоти умертвите, то чрез эту жизнь, вами усвоенную, вы пребудете (живы).

  • 14.

    Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

    Ибо все, кто Духом Божиим водятся, то есть те, кои вращаются в духовных предметах, сии суть сыны Божии.

  • 15.

    Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»

    Ибо вы не приняли духа рабства, который вас, конечно, подверг бы рабству закона, но приняли Духа, который ведет вас к совершенству, поелику к усыновлению зовет вас, - в коем (коим) взываем: Авва, отче наш. Это - то же самое, что он непрестанно говорил: от Бога Отца нашего, как и - сонаследники Христа.

  • 16.

    Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.

    Ибо Сам Дух свидетельствует духу нашему, именно - намерению нашему, что мы делами нашими (есмы) чада и рабы со Христом.

  • 17.

    А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

    Ибо, если состраждем вместе с Ним чрез распятие плоти нашей, то будем сопрославляемы во время откровения Его.

  • 18.

    Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

    Ведь не равнаго суть достоинства страдания сего времени, сравнительно с будущею славою, которой сильно желают все твари и которую они мучительно ожидают.

  • 19.

    Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих

    Все твари с надеждою ожидали тех сынов, которые долженствовали быть рождены в жизнь воскресения, чтобы ради них ожить и им (тварям).

  • 20.

    потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде

    Ибо суете твари подчинились. Тварями названы люди, покланяющиеся тварям; как (подобное же говорит): сравнялся со скотами и подобен сделался им ((Пс 48:13)). Впрочем, подчинились, не желая, ибо существовала вина. И подчинил их в надежде: это была, или семья Адама, которая подчинена была в надежде: будите богами ((Быт 3:5)); или люди, которые подчинились почитанию тварей в надежде, что они суть боги.

  • 21.

    что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

    И сами твари в надежде освобождаются от того рабства тления в свободу, которая дастся сынам (чадам) в день славы Бога. Говорится (здесь), что твари получают освобождение, так что они прославятся вместе с нами в день славы нашей за то, что уничижены с нами в день уничижения и страдания нашего.

  • 22.

    Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне

    Ведаем, говорит, что все твари стенают и мучатся до ныне, ибо того требует уничижение их. Ведь, все твари с того времени, как подчинил их себе человек в надежде, что Бог есть солнце и луна с прочими всеми тварями, - вздыхали потом и вздыхают и ожидают рождения сынов в воскресение жизни, могущих познавать тварей, как тварей и Творца, как творца.

  • 23.

    и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

    Но и мы сами, кои имеем смешение духа, - поелику при достижении совершенства не смешение некое является в нас, но всецело усовершает нас Божество, - и мы сами, говорит, имея духа, в этом духе ожидаем искупления тела нашего.

  • 24.

    Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?

    Поелику в сей надежде усыпаем (умираем). Надежда же, которая состоит в видении, не есть надежда. Ведь, мы отнюдь не видим ее, как Адам дерево свое; иначе - чего стали бы мы ожидать и надеяться?

  • 25.

    Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

    Если же надеемся на невидимую славу, то в терпении ожидаем до того времени, когда облекаемся ею.

  • 26.

    Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

    Поелику, говорит, и сам Дух помогает немощи нашей, именно - в час испытания нашего, ибо о чем молиться как должно, не ведаем, то есть не знаем, что нам полезно; но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями, без слов, чем являет Свое промышление о нас.

  • 27.

    Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

    Испытующий же сердца ведает, какое намерение (есть у) духа; потому что по воле Божества ходатайствует за святых: те, говорит, кои говорили языками, молились духом, - и Сам Дух знал и то, что на языках они знали и Сам говорил (1 Кор. 14 гл.).

  • 28.

    Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу

    Так как любящим Бога все благопоспешествует к добру, то есть, и в искушении, и без искушения, - тем, коим в призвании сего дня дал обетование чрез Авраама.

  • 29.

    Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.

    Потому что коих предузнал, то есть с того дня, как дал им обетование, и призвал (предопределил) тех сообразными становиться Сыну Своему, поелику Он - Сын и мы сыны. Дабы, говорит, был Он первородным между многими братьями.

  • 30.

    А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

    Коих же предопределил, то есть язычников, сих призвал чрез обетование (евангелия), сих и оправдал чрез веру и крещение. Коих же оправдал, их и прославил чрез дары Духа.

  • 31.

    Ст. 31-32 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?

    Если, затем, Бог за язычников, то кто станет прекословить из-за нас? И, если собственнаго Сына не пощадил, то как с Ним не дарует нам и всего, что обещал нам?

  • 32.

    Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?

    См. Толкование на (Рим 8:31)

  • 33.

    Ст. 33-34 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

    Кто будет обвинять за язычников, зачем они избраны Богом? Кого Бог оправдывает чрез очищение, то кто может осуждать их по закону?

  • 34.

    Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

    См. Толкование на (Рим 8:33)

  • 35.

    Ст. 35-36 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.

    Итак, кто отлучит нас от Христа? Скорбь? или голод? и прочее.

  • 36.

    за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание

    См. Толкование на (Рим 8:35)

  • 37.

    Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

    Но это все (в этом всем) преодолеваем, поелику пострадали ради Возлюбившаго нас.

  • 38.

    Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее

    Ибо уверен я, и содержу твердо, что ни смерть, ни жизнь, ни другая тварь (т.е. порождение) или страданий или Антихриста, не возможет нас отлучить от любви Христовой.