- 1.
Ст. 1-2 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему
После того как сказал он о вшествии (в церковь Христову) язычников, возвращается назад и начинает печалиться об удалении народа Израильского, говоря так: печаль для меня есть великая.
- 2.
что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему
См. Толкование на (Рим 9:1)
- 3.
я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти
Ибо желал я сам быть отлученным от Христа за братьев моих, - тех самых, кои суть сыны Израиля. Тот, кто прежде говорил: никакое мучение имеющего придти Антихриста не возможет отделить меня от Христа, теперь сам, по своей воле говорит: желал (бы) я умереть для Христа, чтобы братья мои жили во Христе.
- 4.
Ст. 4-5 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
Но дабы показать, что пред Богом они не отвержены и оставлены, говорит: они призваны к усыновлению, как и язычники, поскольку они причастными сделались также обетованиям отцов. Они суть те, от коих Христос был назначен (к пришествию), и происшел от них - Тот, Кто есть Бог над всем.
- 5.
их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
См. Толкование на (Рим 9:4)
- 6.
Ст. 6-7 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
Не то, чтобы не сбылось слово Божие, то есть, - хотя не со всеми это было совершено, но все же от них совершилось. Ибо не все, кои от Израиля, те суть Израильтяне, - и не те, кои семя Авраама, все суть чада. Свидетелями служат сыновья Хеттуры и Измаила ((Быт 25:1)). Но в Исааке, сказано, наречется тебе семя ((Быт 21:12)).
- 7.
и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
См. Толкование на (Рим 9:6)
- 8.
То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
Дабы показать и разъяснить, что не чада плоти, сии чада Божии суть, но чада обетования, которые не от чресл его, признаются за семя.
- 9.
Ст. 9-13 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
Так, хотя Исаак по обетованию рожден, и Ревекке по обетованию дарованы были сыновья, но, когда они еще не совершили ничего добраго или злаго, предварительно открыл цель избрания Божия в том, что сказано ей: больший будет рабствовать меньшему ((Быт 25:23)). Но это призвание не от дел, но от Призывающаго, то есть от Самого Благословляющего.
- 10.
И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
См. Толкование на (Рим 9:9)
- 11.
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого дабы изволение Божие в избрании происходило
См. Толкование на (Рим 9:9)
- 12.
не от дел, но от Призывающего, сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего
См. Толкование на (Рим 9:9)
- 13.
как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
См. Толкование на (Рим 9:9)
- 14.
Ст. 14-15 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
Итак, неужели дерзнем сказать, что неправда у Бога? Никак. Ибо Моисею Он так сказал: пожалеть кого пожалею. Но хотя это у вас прежде сделано, т.е. что избрал и отверг без дел, - и также вас возлюбил, а язычников возненавидел, между тем как вы своими злыми делами едва отличались от язычников, - однако ж, не новым чем-либо было то, что совершено у язычников. Прежде чем в ваших писаниях было начертано и обозначено вхождение язычников (в церковь Христову) в том - кого избрал и кого отверг от чрева без греха, и возлюбил, и возненавидел по произволению при Моисее, - отвержение ваше, которое определено было ради злодеяний ваших, совершалось уже в - бывшее без преступления - отвержение Исава и язычников.
- 15.
Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
См. Толкование на (Рим 9:14)
- 16.
Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
Итак, по вышеприведенным свидетельствам, дело помилования нисколько не зависит, ни от желающаго, ни от подвизающагося, но от милующаго Бога. Ведь, прежде чем появилась воля и начались личные подвиги, уже открыто было избрание Промысла Божия. Если же вы станете роптать, говоря: зачем же это так делается, - то ропщите и на то, зачем избран Исаак; а также: почему, из рожденных вместе братьев, Иаков был возлюблен, а Исаву оказана ненависть?
- 17.
Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
И посему мог сказать Фараону: я воздвиг тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и славу Мою, и чтобы возвещалось имя Мое по всей земле ((Исх 9:16)).
- 18.
Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
Итак, из этих примеров очевидно было, что он пользуется властью Своею: кого хочет, - милует, и кого хочет, - ожесточает.
- 19.
Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
Но прежде чем они сказали бы ему (Апостолу Павлу): на Бога возлагаешь ты вину за это, - он сам (Апостол) поспешил сказать им: но ты, говорит, может быть, так скажешь: зачем же вину налагает на другого, когда тут воля Его совершается?
- 20.
Ст. 20-22 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели
Отвечает им на вопрос словами Писания: кто возможет противостать ему? О, человек! Ты кто (еси), что о сем возражаешь Богу? ((Ис 45:9); 29:16).
Как кусок (глины) не имеет способности упрекать горшечника, так и вы не можете брать на себя дерзость - порицать достоинство власти Творца. Ведь, если горшечник имеет власть над глиною своею: из той же смеси сделать себе один сосуд - в честь (для почетного употребления), а другой - не в честь (для непочетного употребления), - то так и Бог навел гнев в долготерпении не на хороший и прекрасный сосуд, - когда это мог бы совершить, - но отнюдь не преступил предела правды, если в великом терпении и навел гнев на сосуды гнева, годные к погибели.
- 21.
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
См. Толкование на (Рим 9:20)
- 22.
Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели
См. Толкование на (Рим 9:20)
- 23.
Ст. 23-24 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
Но, как навел гнев, так и излил богатство славы Своей на сосуды, годные к милости (помилованию), которые уже предуготовил к славе Своей, то есть от самых дней Авраама. И они суть не из Иудеев только, но и из язычников.
- 24.
над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
См. Толкование на (Рим 9:23)
- 25.
Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною.
Как и Осия говорит: назову Не-народ Мой народом Мне ((Ос 2:23)).
- 26.
Ст. 26-28 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго. А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
И другой Пророк говорит: на месте, где сказано было им: Не-народ Мой вы, будут называться они сынами Бога Живаго ((Ос 1:10)). Приводит еще и свидетельство из Исаии, чтобы ясно показать, что от самых дней Пророков предуказано их отвержение, когда говорил: хотя бы было число сынов Израиля таково, как песок на берегу моря, но немногие из них спасены будут ((Ис 10:22)).
- 27.
А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется
См. Толкование на (Рим 9:26)
- 28.
ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
См. Толкование на (Рим 9:26)
- 29.
Ст. 29-33 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре. Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
Но и опять сказал: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то, как Содома (мы сделались бы), и Гоморре были бы уподоблены ((Ис 1:9)). Что же скажем? - Что язычники, не искавшие праведности Моисеевой, восприняли праведность веры. Сыны же Израиля, искавшие закон, так как не усвоили себе веру, не могли приобрести ее (праведность от веры) из самых дел закона, но преткнулись о камень преткновения, как сказал о них Исаия, который был из них ((Ис 28:16); 8:14).
- 30.
Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
См. Толкование на (Рим 9:29)
- 31.
А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
См. Толкование на (Рим 9:29)
- 32.
Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения
См. Толкование на (Рим 9:29)
- 33.
как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
См. Толкование на (Рим 9:29)
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Послание к Римлянам > Глава 9