- 1.
Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
После этого, открыл и разъяснил из писаний о непослушании и отвержении их (Иудеев). Потом, опять возвращается к язычникам с увещанием, чтобы они не грешили и не гордились, ибо и сам он чтит Евреев, и показывает, что и для них дверь не заперта, если бы восхотели обратиться и совершить покаяние. Неужели, говорит, Бог совершенно отверг народ Свой? - Никак. Ведь сам Я, который был избран, не из него ли? Разве Я не Израильтянин, из наименьшего колена Вениаминова?
- 2.
Ст. 2-4 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. || Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
Итак, на мне показал Бог, что Он не отверг народ Свой, и именно - как такой, который Он предуведал. Тех немногих, кои уверовали, назвал (Апостол) народом, приведя в удостоверение слов своих семь тысяч мужей, которые оставались во дни Илии ((3 Цар 19:14)).
- 3.
Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
См. Толкование на (Рим 11:2)
- 4.
Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
См. Толкование на (Рим 11:2)
- 5.
Ст. 5-6 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
Также, говорит, и в сие (нынешнее) время немногие остались из народа того (такие), чтобы избрать их к благодати. Если же по благодати они, то не от дел закона.
- 6.
Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
См. Толкование на (Рим 11:5)
- 7.
Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились
Что же? Чего искал Израиль, то не получил. Но, хотя избрание (избранный останок), а не все, получило, однако - не все лишены были его, поелику до избранных из них оно дошло, до прочих же совсем не дошло, кои совершенно ослеплены до некоего времени.
- 8.
как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
Так, предваряя, сказал и пророк о них: дал им Бог глаза, чтобы не видеть, - и уши, чтобы не слышать, даже до сего дня ((Ис 29:10); (Втор 29:4)).
- 9.
Ст. 9-10 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
И Давид говорит так: да помрачатся глаза их, чтобы не видеть ((Пс 68:23)).
- 10.
да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
См. Толкование на (Рим 11:9)
- 11.
Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
Но не для того, чтобы преткнулись и чтобы пали; но падением их совершено спасение язычникам, чтобы они соревновали им, как сказал: заставлю вас соревновать Не-народу ((Втор 32:21); ср. (Рим 10:19)).
- 12.
Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их.
Если же чрез уменьшение, совершившееся над ними, явилось богатство (изобилие) язычников, поелику последние вошли чрез выход первых, - то тем более (послужило бы к увеличению числа Христовых учеников), если бы они обратились и сделались проповедниками, а не распинателями, - благовестниками, а не укоснителями.
- 13.
Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
Вам говорю, призванным из язычников, я, Апостол: служение мое, то есть, что соделано в народе (Израильском) и у язычников, буду прославлять.
- 14.
Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
Ради сего я и желал, чтобы к соревнованию в тех вызывать плоть мою и спасенными делать некоторых из них, кои не приняли нашей проповеди и наших знамений.
Поелику Господь наш за всех умер, то и не говорит: соревную Христу, если умираю - как Он, и спасенными соделываю - по подобию Его; ибо один есть Агнец, Который заклан за всех, даже и за самого Апостола. Вот это-то, не высказывая открыто, выразил премудро (в толкуемом изречении). Так как Христос обитал в плоти его, то и говорит так: к соревнованию да вызываю плоть мою, то есть Господу, живущему в плоти моей. Как Он умерщвлен и спас язычников, так и я умерщвляюсь и своею смертью спасаю родных моих.
- 15.
Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
Но, дабы не думали язычники, что если народу (Израильскому) дастся вход, то сами они отвержены будут и отринуты, - сказал: ибо, если падение их примирением было язычников, то также и примирение (принятие) их будет обещанною жизнью, которая после воскресения.
- 16.
Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
Если же начаток (плодов, мука) был свят, то и тесто также (будет свято); и когда корень свят, то и ветви тоже.
- 17.
Ст. 17-18 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
Если же ветви корня отломились и отсечены, а ты, будучи дикою маслиною, - поелику именно осуждены были на изгнание, - вы, язычники, - привились и сделались вместо народа (Израильского), - то не превозноситесь тем, что с удалением их совершился вход ваш, ибо не вы корень держите: это - принадлежность Апостолов, которые, как бы корни, держат вас.
- 18.
то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
См. Толкование на (Рим 11:17)
- 19.
Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
Скажешь, может быть: ветви прежде отломились, дабы я привился на их место.
- 20.
Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
Хорошо, ради неверия своего они отломились, вы же верою утвердились. Не гордитесь, ибо не от дел ваших это совершилось, но по благодати. Притом и от самого народа (Израильского) это (возможность обращения и получения благодати) еще не было отнято. Итак, бойся ты греха.
- 21.
Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
Ибо если Бог природныя те ветви, самих то есть чад Авраамовых, не пощадил, поелику согрешили, - то как пощадит вас, если будете грешить? Ведь, вот вы привиты, то есть - по имени названы вы чадами Авраама.
- 22.
Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
Итак, как вкусил ты в призвании своем благость Божию, так вкусишь ты и строгость Божию (какую проявил Он) к отпавшему народу; (вкусишь благость Божию при том условии) если пребудешь ты в этой вере, иначе и ты будешь отсечен.
- 23.
Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
Но и они, если не пребудут в неверии, также привьются. Итак, этими двумя изречениями, им сказанными, разрешил он избрание, которое ввел; ибо, хотя и избрал (Бог), однако и отверг, показывая, что не те, кои были избраны, они и святы, так что, если согрешат, то и они подвергнутся отвержению и порицанию. Также и те, кои отсечены, не суть (окончательные) отверженцы; ибо, если совершат покаяние, обретут милосердие. И они, говорит, если не пребудут в том же неверии, привьются, ибо силен есть Бог, посредством очищения в крещении, опять привить их.
- 24.
Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
Ведь (ибо), если ты, который был от той дикой по природе маслины, то есть: если вы, которые были неправедными и служили идолам, отсечены от дурной жизни вашей и от диких родов ваших и названы чадами Авраама, - то сколь более легким будет это для них! Ибо не к чужим отцам прививаются они, но к Аврааму, источнику своему и корню, откуда вышли, прививаются.
- 25.
Ст. 25-26 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе,- что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
Желаю я, братья, чтобы вы несколько были сведущи в этой тайне, - то есть, чтобы вы отчасти понимали эту тайну, а не были бы такими, как они, которые мудры для одних только себя самих: что ослепление отчасти вошло в них (произошло у Израиля). Посему, может быть, и сказал: не говори в сердце твоем: кто восшел на небо и извел Христа ((Рим 10:6)).
Ведь в этом-то они и были слепы, говоря: как родится Бог? Также и некоторые из язычников ослеплены в этом и, отлученные, вышли из Церкви, как и народ (Израильский). Поелику не были убеждены и не сомкнули уст своих, по причине удаления народа, то Бог, конечно, мог склонить и убедить их; но не склонил и не убедил, так как пришло уже время вхождения язычников. Когда же вошли язычники, убедил их чрез Павла, - чрез того, кто восхищен был и услышал слова неизреченныя ((2 Кор 12:4)), и открыл им дверь к жизни, о которой было предсказано: приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова.
- 26.
и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
См. Толкование на (Рим 11:25)
- 27.
И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
И сей им от Меня завет заповеди в то время, когда очищу Я грех их чрез крещение ((Ис 59:20); 27:9).
- 28.
В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
По Евангелию они враги суть, поелику распяли (Господа); а по избранию они суть возлюбленные ради отцев.
- 29.
Ибо дары и призвание Божие непреложны.
Ибо непреложны суть дары и призвание Божие, кои были к отцам их, если обратятся и совершат покаяние сыны их.
- 30.
Ст. 30-32 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
Ведь, вот некогда и вы были непослушны Богу, а ныне получили милосердие туне, по неверности их. Поелику не желали повиноваться, то Бог укротил и заключил их. О сем свидетельствует сказанное выше, что они не были послушны, так что помиловал вас. Смысл сего изречения такой: заключил их с намерением освобождения; ибо опять с внешними знамениями, то есть жертвами, десятинами, пророками и царями, как некогда было, уже не будут более народом Божиим. Они согрешили чрез тельца, между тем как до днесь у них было все это. Но теперь, как обычно прежде, не помиловал их, дабы всех помиловать. Помилует, конечно, и их (в числе всех), если захотят обратиться и совершить покаяние.
- 31.
так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
См. Толкование на (Рим 11:30)
- 32.
Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
См. Толкование на (Рим 11:30)
- 33.
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
О, глубина богатства и премудрости и ведения Божия в том, что совершил Он среди народа Своего и язычников! Как непостижимы суды Его, среди народа (Израильского) совершенные, и неизследимы пути Его у язычников!
- 34.
Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
Ибо кто познал ум Господень прежде, что это намерен Он был совершить? Или кто советником Его был в то время, когда пожелал Он совершить это ((Ис 40:13))?
- 35.
Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
Или что от себя выдал Ему народ, чтобы возроптать на то, что Он не воздаст ему? ((Ис 40:13)).
- 36.
Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Потому что все от (из) Него дается, и чрез Него совершено все. И за то и другое Ему слава и хвала во веки веков. Аминь.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Прп. Ефрем Сирин > Послание к Римлянам > Глава 11