Глава 15

  • 1.

    Ст. 1-3 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.

    Должны, говорит, мы, сильнейшие, немощь безсильных сносить, а не прибавлять бессилие к тем мукам, какие имеют они. И не себе угождать должен каждый из нас, но и ближним своим да угождает во благо, и да подражает в этом Христу, Который не Себе Одному угодил, но, как написано: порицания порицающих Тебя пали на Меня ((Пс 68:10)).

  • 2.

    Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.

    См. Толкование на (Рим 15:1)

  • 3.

    Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.

    См. Толкование на (Рим 15:1)

  • 8.

    Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам

    Говорю, что Христос Иисус, хотя и восприял обрезание, но обрезанием была сама истинность Божия, то есть она заменила место обрезания, для утверждения обетования отцев, ибо Господь наш облекся обрезанною плотью (происшедшею) от тех обрезанных отцов. А слова: для утверждения обетований отеческих - суть то же самое, что говорил: и Я отрину ли семя сынов Израилевых? То есть: не отрину ((Рим 11:1); (1 Цар 12:22); (Пс 93:14)). И это самое было исполнено и совершено чрез Одного, как исполнено в четвертом роде чрез Халева и Иисуса ((Нав 14:1)).

  • 9.

    а для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то' буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.

    Итак, хотя это имя для обрезанных было славою отцов, но и язычники в необрезании, так как не имели обрезанных предков, славят Бога за милосердие, то есть: сами язычники да будут вместо отцов обрезанных. Но и ради того еще облекся обрезанною плотью Господь наш, чтобы чрез нее благословить язычников, не имеющих обрезания, (но) равных Аврааму по вере даже в необрезании.

    Ст. 9-12 а для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то' буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его. И еще: хвали'те Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы. Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.

    К сказанному, что язычники да славят Бога за милосердие, приводит свидетельство: написано: буду исповедывать Тебя среди язычников ((Пс 17:50)); и опять говорит: веселитесь, язычники, с народом Божиим ((Втор 32:43)); и опять: хвалите все язычники Господа ((Пс 116:1)). Привел это для доказательства того, что уже со времени их пророков начертано было вхождение язычников, которое имело быть чрез явление корня Иессеева: на Него язычники надеяться будут ((Ис 11:10)).

  • 10.

    И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.

    См. Толкование на (Рим 15:9)

  • 11.

    И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.

    См. Толкование на (Рим 15:9)

  • 12.

    Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.

    См. Толкование на (Рим 15:9)

  • 17.

    Ст. 17-19 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу, ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.

    Итак, я имею похвалу (могу похваляться) не вне Христа, но во Христе Иисусе (в том, что относится) к Богу; ибо не осмелюсь, что-либо говорить (другое), кроме того, что чрез меня совершил Христос. Дела, кои совершаются чрез меня удостоверяют слова мои. А что сделано мною между язычниками, то были не пустые слова, но действия, силы, знамения и чудеса силою Духа Божия. При помощи Его я смог обойти страны от Иерусалима даже до пределов Иллирийских, для распространения во всех странах Евангелия Христова.

  • 18.

    ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом

    См. Толкование на (Рим 15:17)

  • 19.

    силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.

    См. Толкование на (Рим 15:17)

  • 20.

    Ст. 20-21 Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.

    Ибо Я не желаю проповедывать Евангелие там, где уже раз возвещено имя Христово, но, как написано: те, коим не возвещено о Нем, увидят Его, - чрез меня, желаю я, чтобы это было совершаемо; я буду возвещать Его там, где не слыхали о Нем, дабы не созидать на чужом основании, то есть не входить и не проповедывать в том месте, куда проникли товарищи мои.

  • 21.

    но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.

    См. Толкование на (Рим 15:20)

  • 23.

    Ст. 23-24 Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам, как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.

    А как уже нет места свободного в сих странах, поелику я наполнил их Евангелием Христовым, и поелику желание превеликое имел я видеть вас, - то, когда пойду в пределы Испании, буду видеть вас, и наслажусь вами, то есть получу пользу от вас.

  • 24.

    как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.

    См. Толкование на (Рим 15:23)

  • 25.

    А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым

    Теперь же отправляюсь я в Иерусалим ради служения святым, кои находятся в Иерусалиме.

  • 26.

    ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.

    Ибо жителям Македонии и Ахаии благоугодно было сделать некоторые подаяния, для сообщения на бедных из святых, находящихся в Иерусалиме.

  • 27.

    Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.

    Ведь, это они долги свои платят тем, что дают им относить; ибо если в духовных их (благах) сделались причастниками, разумей в самом Евангелии, то должны и в плотских (благах) щедростью подаяний сделаться их данниками.

  • 28.

    Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию

    Когда же совершу это, приду к вам и чрез вас (ваши места) отправлюсь в Испанию.

  • 29.

    и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.

    И я знаю, что идя (намереваясь идти) к вам, по повелению Господа для благовестия, приду.

  • 30.

    Ст. 30-32 Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами.

    Умоляю вас, братья, помогать мне в молитвах к Богу, чтобы избавиться мне от мятежников, кои находятся в Иудее, дабы приношение служения нашего, которое несем в Иерусалим, приятно было пред Господом, и (да) приду к вам в радости, по воле Божией.

  • 31.

    чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым

    См. Толкование на (Рим 15:30)

  • 32.

    дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами.

    См. Толкование на (Рим 15:30)