- 1.
В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
Если Бог представляется сидящим, то представляется двояко: или как Царь, или как Судия. Если как Царь, видящий видит Его, как Исаия: Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. Там Он представляется как Царь властвующий.
Трактат на Псалмы.
- 3.
И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
А тем, что взывают друг к другу, или, согласно евреям, этот к этому, то есть один к одному, они взаимно возбуждают себя к хвалению Господа, и говорят: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, чтобы показать в едином Божестве таинство Троицы и засвидетельствовать, что не храм иудейский, как прежде, но вся земля полна славы Того, Кто ради нашего спасения благоволил принять на Себя естество человеческое и сойти на землю.
И Моисею, когда он, вследствие поклонения тельцу, умолял Господа пощадить грешный народ, Господь ответил: прощаю по слову твоему; но жив Я и славы Господней полна вся земля ((Чис 14:20)). И Псалом 71 поет: Наполнится славою Его вся земля ((Пс 71:19)). Посему и ангелы взывали к пастырям: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ((Лк 2:14)).
Следовательно, некто нечестиво разумеет под двумя серафимами Сына и Духа Святого, тогда как мы по евангелисту Иоанну и апостолу Павлу учим, что Сын Божий был виден в царственном величии, а Дух Святой говорил. Некоторые из латинян под двумя серафимами разумеют Ветхий и Новый Заветы, которые говорят только о настоящем веке. Посему-то, говорят они, серафимы и имеют шесть крыльев, и закрывают лицо и ноги Божии, и ревностно выражают свидетельство истины, и все, о чем вопиют они, показывает таинство Троицы. И они передают удивление друг ко другу, что Господь Саваоф, будучи образом Бога Отца, принял образ раба и смирил Себя даже до смерти, смерти же крестной ((Флп 2:6)), и что не небесное только, как прежде, но и земное познает Его.
Комментарии на пророка Исаию.
- 5.
И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
Исаия, по еврейскому тексту, со слезами говорит: Горе мне! горе, что я молчал! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа ((Ис 6:5)). По заслуге добродетелей он удостоился лицезрения Божия и, однако, по сознанию грехов исповедал, что уста его нечисты, не потому, что он говорил что-либо противное воле Божией, а потому, что молчал, удерживаемый или страхом, или стыдом, и с пророческою смелостью не обличал народа грешного. А мы, когда обличаем грешников, мы, льстящие богатым и смотрящие на лица грешников ради скверного прибытка? С полною смелостью не говорим ли мы разве только тем, в богатстве коих не нуждаемся? Молчать о том, чтобы не делали этого, чтобы воздерживались от всякого греховного, есть, конечно, действительный грех.
Беседы против пелагиан.
- 8.
И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
Пророк говорит, что он пойдет, не по безрассудству и высокомерию самомнения, а по дерзновению, ибо уста его очищены, и беззаконие отнято, и грех заглажен. Потому и Моисей, которому Господь сказал: Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону, царю Египетскому ((Исх 3:10)), а он ответил: «Молюся, Господи, избери иного, могущего, и пошли его», или, как в еврейском: Пошли другого, кого можешь послать ((Исх 4:13)). Ответил такне по пренебрежению, а по смирению, ибо наученный всей мудрости египетской ничего не слышал об очищении своих уст. И Исаия предлагает себя на служение не по своей заслуге, а по благодати Господа, которою он очищен. Иные же думают, что Исаия потому предложил себя, что думал, что народу будет предвозвещаемо благоприятное, но так как он услышал: Пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите, - то впоследствии, когда голос Господа говорит ему: Возвещай ((Ис 40:6)), - то он не тотчас же возвещает, а спрашивает: Что возвещу? И Иеремия, которому было сказано: Возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости и напой из нее все народы, к которым Я посылаю тебя ((Иер 25:15)), - охотно взяв чашу наказаний, чтобы поднести ее враждебным народам, чтобы они пили, извергали рвоту и падали после того, как услышат: «Пойди и сперва поднеси ее Иерусалиму», - ответил: Ты влек меня, Господи, и я увлечен ((Иер 20:7)). Это толкование евреев. А мы говорим, что предложение себя Господу для посольства было делом не гордости, а повиновения.
Комментарии на пророка Исаию.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Блаж. Иероним Стридонтский > Книга пророка Исаии > Глава 6