Глава 37

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 9 10 11 12 13 14 15 16 17 19 20 21 22 24 25 26 28 29 30 32 34 36 37 38 39
  • 1.

    Ст. 1-2 Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень; и послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к пророку Исаии, сыну Амосову

    Объясним только то, смысл чего темен. Они разрывают одежды, потому что слышат богохульство Рабсака. Разрывает и сам царь, потому что приписывает грехам своим и народа то, что Рабсак дошел до ворот Иерусалима и говорил так против Господа. Поэтому и первосвященник разодрал одежды свои, думая, что Спаситель богохульствовал, и Павел и Варнава разодрали одежды свои, когда ликаонцы начали им оказывать богопочитание.

    Комментарий на пророка Исаию.

  • 2.

    и послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к пророку Исаии, сыну Амосову

    См. Толкование на (Ис 37:1)

  • 3.

    Ст. 3-4 И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления день сей, ибо младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а силы нет родить. Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых

    И они сказали ему: Так говорит Езекия (1 Цар 19:3), - не царь, не гордящийся именем власти. День скорби и наказания и посрамления - день сей - скорби нашей, наказания Божия, поругания врагов. И делает сравнение с женщиной, мучающейся родами и страдающей вследствие того, что она дошла до родов, но не может родить и сказать: Из-за страха Твоего, Господи, имели во чреве и мучились и рождали. Дух спасения Твоего сотворили на земле (Ис 26:18). Далее следует: Может быть, услышит Господь Бог твой все слова Рабсака (1 Цар 19:4). Ибо мы не осмеливаемся назвать Господа всех, вследствие гнева Которого мы столько терпим, нашим Господом. И в том мы полагаем надежду на отмщение, что живого Бога хулит почитатель идолов и поносит словами, какие слышал Господь Бог твой. Итак, принеси же нашу униженную молитву, не за весь народ, который уже погиб, но за остаток, который осаждается.

    Комментарий на пророка Исаию.

  • 4.

    Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых

    См. Толкование на (Ис 37:3)

  • 5.

    Ст. 5-6 И пришли слуги царя Езекии к Исаии. И сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые слышал ты, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского

    И предупредил их Исаия, ибо тем же духом, каким он знал будущее, слышал он и отсутствующего царя, и говорит, что они должны ответить господину своему, смирившись через эту уверенность в знании. «Скажите, - говорит, - господину вашему, который служит вашим господином, ибо мой Господь так говорит: «Не бойся слов, которыми поносили не тебя, а Меня». Но Я не говорю всего того, что сделали с царем ассирийским, чтобы не казаться хвастающимся Своею силою, а только то, что дан будет ему дух не Божий, а противный».

    Комментарий на пророка Исаию.

  • 6.

    И сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые слышал ты, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского

    См. Толкование на (Ис 37:5)

  • 8.

    И возвратился Рабсак и нашел царя Ассирийского воюющим против Ливны; ибо он слышал, что тот отошел от Лахиса

    Если кто-либо спросит, почему в книге пророчества история, описанная в летописях царей, кажется смешанною, тот пусть примет во внимание, что с историей соединено пророчество как об освобождении города, так и о погибели ассириян, и возвращении солнца на десять часов, и продлении времени на пятнадцать лет, что составляет и пророчество и историю.

    Комментарий на пророка Исаию.

  • 9.

    Ст. 9-11 И услышал он о Тиргаке, царе Ефиопском; ему сказали: вот, он вышел сразиться с тобою. Услышав это, он послал послов к Езекии, сказав: так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского». Вот, ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие; ты ли уцелеешь

    Рабсак по воле Господа оставил осаду Иерусалима и отправился к господину своему, узнав о нем, что он, или оставив, или взяв Лахис, пошел, чтобы завоевать Ливну. Также сам Сеннахирим, услышав, что Тиргак, царь эфиопский, начинает войну против него, выходит навстречу идущему и, тем не менее, посылает послов к Езекии и письма, чтобы словами убедить тех, которых еще не покорил силою. И так сказал народу: Пусть не обольщает вас Езекия (4 Цар 18:29), так с тем же богохульством говорит царю: Пусть не обманывает тебя Бог твой (Ис 37:10). И указывает на пример предков, что как прочие земли не могли освободить боги их от рук их, так не спасется и Иерусалим.

    А что Сеннахерим, царь ассирийский, воевал против египтян и осаждал Пелузий и что уже по возведении окопов для взятия города пришел Тиргак, царь эфиопский, на помощь и в одну ночь пало от язвы восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, об этом говорит Геродот, и очень подробно - Берос, написавший халдейскую историю, но достоверность книг их еще подлежит исследованию.

    Комментарий на пророка Исаию.

  • 10.

    так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского

    См. Толкование на (Ис 37:9)

  • 11.

    Вот, ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие; ты ли уцелеешь

    См. Толкование на (Ис 37:9)

  • 14.

    Ст. 14-20 И взял Езекия письмо из руки послов и прочитал его, и пошел в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицем Господним; и молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Тебя, Бога живаго. Правда, о, Господи! цари Ассирийские опустошили все страны и земли их и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один

    Против богохульства царя Сеннахерима Езекия взялся за обычное оружие. И опять идет он в храм и развертывает письма его пред Господом. Прежде он молчал, потому что, устрашенный страхом Господним, он не осмеливался открывать уста в храме и изливать свободно моления к Господу. Но теперь, уже услышав то, что сказал Исаия: Не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя ассирийского (1 Цар 19:6), он смело молится к Господу и утверждает, что только один Бог живой, из чего мы видим, что идолы суть изображения мертвых. <…> Что эти идолы только делали слабыми своих творцов, подтверждается многими историями, в которых пишется, что цари персидские приходили в Грецию и разрушали и разграбляли греческие храмы: и он требует отмщения, чтобы из случившегося с ним все царства познали, что есть один только Бог, который может спасти своих от опасности.

    Комментарий на пророка Исаию.

  • 15.

    и молился Езекия пред лицем Господним и говорил

    См. Толкование на (Ис 37:14)

  • 16.

    Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю

    См. Толкование на (Ис 37:14)

  • 17.

    Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Тебя, Бога живаго

    См. Толкование на (Ис 37:14)

  • 18.

    Правда, о, Господи! цари Ассирийские опустошили все страны и земли их

    См. Толкование на (Ис 37:14)

  • 19.

    и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их

    См. Толкование на (Ис 37:14)

  • 20.

    И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один

    См. Толкование на (Ис 37:14)

  • 21.

    Ст. 21-25 И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь, Бог Израилев: о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, - вот слово, которое Господь изрек о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона, покачает вслед тебя головою дочь Иерусалима. Кого ты порицал и поносил? и на кого возвысил голос и поднял так высоко глаза твои? на Святаго Израилева. Чрез рабов твоих ты порицал Господа и сказал: «со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самую вершину его, в рощу сада его; и откапывал я, и пил воду; и осушу ступнями ног моих все реки Египетские

    Так как Езекия столь смело молился Господу, то и он не отправил посольства к Исаии, как прежде посылал, и сам пророк не отправляется к нему, но посылает послов, чтобы они сказали ему словами Бога: «Таков приговор Господень о Сеннахириме, против которого ты просишь: девствующая дочь Сиона и Иерусалима (она потому называется девствующей и дочерью, что между тем, как все почитали изображения мертвых людей, она одна только сохраняет чистоту божественной религии и почитание единого Бога) посмеялась над тобою и презрела тебя, не ответив тебе в твоем присутствии, чтобы не вызвать тебя на большее богохульство. Она вслед за уходящим тобою покачала головою своею, будучи уверена в отмщении, не сомневаясь относительно наказания. И сказала она так: не передо мною, но пред Господом ты возгордился, и не сам собою, но через рабов своих, чтобы более сильным было превозношение хулящего. Ибо ты сказал, что со множеством твоих колесниц ты взойдешь на высоту гор и на хребет Ливана и срубишь высокие кедры и кипарисы его». Под Ливаном мы должны понимать или метафорически все народы и правителей их, или Иерусалим, как под кедрами и кипарисами его - всех сильных и знатных; а самую вершину его и лес Кармила отнесем к храму. Ибо сам он выше сказал: Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие (4 Цар 19:11). Следовательно, и ты не сможешь спастись. Прибавляемое же им: И откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки Египетские (1 Цар 19:24), можно понимать в историческом смысле, что вследствие множества войска он иссушал все воды так, что был принужден рыть колодцы. В переносном смысле, что всех народов, которые иногда описываются под именем вод, он опустошил своим войском. Вместо этого одни только LXX перевели: И поставил я мост и опустошил воды и всякое собрание вод, то есть в том смысле, что никакой народ не останется для него непроходимым, но будет попирать все воды народов своею ногою.

    Комментарий на пророка Исаию.

  • 22.

    вот слово, которое Господь изрек о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона, покачает вслед тебя головою дочь Иерусалима

    См. Толкование на (Ис 37:21)

  • 23.

    Кого ты порицал и поносил? и на кого возвысил голос и поднял так высоко глаза твои? на Святаго Израилева

    См. Толкование на (Ис 37:21)

  • 24.

    Чрез рабов твоих ты порицал Господа и сказал: «со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самую вершину его, в рощу сада его

    См. Толкование на (Ис 37:21)

  • 25.

    и откапывал я, и пил воду; и осушу ступнями ног моих все реки Египетские

    См. Толкование на (Ис 37:21)

  • 28.

    Ст. 28-29 Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я знаю все, знаю и дерзость твою против Меня. За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришел

    Это нужно понимать как сказанное от лица Бога против слов ассириянина в том смысле, что на богохульство его так отвечал Господь: «По Моей воле и что Я предсказал совершение этого и повелел, чтобы это было совершено через тебя? Итак, в настоящее время исполнилось то, что Я некогда определил - чтобы холмы, то есть князья, воевавшие прежде друг с другом, и города весьма укрепленные, когда Я удержу руку Свою и не буду оказывать обычную помощь, были истреблены, и затрепетали и погибли, и были бы подобны не маслине и виноградной лозе, и не плодородным деревьям, но сену и отросткам в траве на кровлях, которые служат препятствием для плодов и увядают прежде, нежели достигнут зрелости. Итак, Я наперед знал о местопребывании и выходе и входе твоем, и о безумии, в котором ты неистовствовал против Меня, Я говорил в предвещаниях пророков, чрез которых Я знал, что ты некогда скажешь: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сойме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис 14:13). Таким образом ярость твоя и высокомерие твое дошли до ушей Моих, и Я более не буду терпеть тебя, чтобы ты понял, что бывшее возможным для тебя было возможным вследствие не твоих сил, а Моей воли. Ибо нечестивые народы и бесплодные деревья заслужи того, чтобы чрез тебя, как чрез секиру и пилу Мою, быть срубленными и пасть. Итак, Я вложу кольцо или узду в ноздри твои, чтобы сжать богохульные уста и чтобы ты не осмелился более говорить подобное, и вложу удила в рот твой, чтобы усмирить лютость и возвратить тебя в Ассирию». Эту метафору Писание употребляет и в псалмах против нечестивых: Браздами и уздою челюсти их взнуздаешь, не приближающихся к Тебе (Пс 31:9).

    Комментарий на пророка Исаию.

  • 29.

    За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришел

    См. Толкование на (Ис 37:28)