Глава 11

< предыдущая глава   следующая глава >
Глава 1 2 3 4 5 6 7 9 10 11 12 13 14 15 16 17 19 20 21 22 24 25 26 28 29 30 32 34 36 37 38 39
  • 1.

    И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его

    Все это пророчество есть о Христе, и мы хотим объяснить его по частям, чтобы не утомлялась память читателя при цельном изложении и рассмотрении его. Иудеи объясняют, что жезл и цветок от корня Иессеева есть Сам Господь: что жезлом оказывается могущество царствующего, а цветком - красота. Мы же под жезлом от корня Иессеева должны разуметь святую Марию Деву, которая не имела никакого соединившегося с нею стебля, о которой и выше мы читали: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7:14), а под цветком - Господа Спасителя, Который говорит в Песни Песней: Я цвет полевой и лилия долин (Песн 2:1). Вместо корня, как перевели некие LXX, в еврейском стоит gēza‘, что Акила, Симмах и Феодотион перевели как ствол, а вместо цветок, который по-еврейски называется nēṣer, перевели отрасль, чтобы показать, что спустя долгое время после плена вавилонского, когда из рода Давидова никто не владел славою древнего царствования, как бы от ствола Мариина и от Марии произошел Христос. Относительно сказанного в Евангелии Матфея, чего все церковные мужи ищут и не находят, где это написано: что Он Назореем наречется (Мф 2:23), ученые из евреев думают, что это заимствовано из данного места. Но нужно принять к сведению, что nēṣer здесь пишется через букву ṣādê (у), свойство и произношение которой, среднее между звуком z и s, латинский язык не выражает.

    Комментарии на пророка Исаию.


    Земля, что прежде тернии произрастала (Быт 3:18), слышит у Исаии: Произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. Ты возвратил плен Иакова. Итак, Господь приходит проповедовать пленным освобождение. Вот что говорится в другом месте: пленил плен ((Пс 67:19); (Еф 4:8)), то есть мы, которые прежде находились у дьявола в плену погибели, теперь пленены Спасителем во славе.

    Трактат на Псалмы.

  • 6.

    Ст. 6-7 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому

    Следует заметить и то, что не ягненок и козленок будут жить и лежать с барсом и волком, а волк и барс будут подражать невинности ягненка и козленка. И лев, прежде животное самое свирепое, и ягненок, и теленок будут жить вместе. Это мы постоянно видим в Церкви - что богатые и бедные живут вместе и управляются в Церкви «малыми детьми», под коими мы разумеем апостолов и мужей апостольских, невежд словом, но не разумом. Когда они будут соединены между собою учением Господа, так что будут объединены и семейства их, тогда исполнится то, что детеныши их будут лежать вместе. И лев будет есть не мясо, а солому, то есть будет питаться простой пищей. И здесь нужно заметить, что не вол будет есть мясо, а лев будет есть солому.

    Я полагаю, что в Священном Писании под соломой понимаются простые слова, а под пшеницею и внутренним зерном - смысл, находимый в букве. И часто случается, что люди века, не зная таинственного, питаются простым чтением Писаний. И дитя - младенчествующий злобою - кладет руку в нору аспида - из одержимых демонами тел человеческих изгоняет демонов. Отнятый же от груди не питается молоком детства, а употребляет уже твердую пищу. Он кладет руку на пещеру василиска, то есть на жилище самого сатаны и извлекает его оттуда. Поэтому и апостолам дана власть наступать на змей и скорпионов и на всякую силу вражию (Лк 10:19), и прежде ядовитые животные не будут причинять вреда и смерти тем, кто будет обитать в святой горе Божией, означающей Церковь, горе, о которой в Евангелии говорится: Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф 5:14).

    Комментарии на пророка Исаию.


    В Септуагинте говорится: И заключу в mom день для них завет со зверями полевыми, и с птицами небесными и пресмыкающимися земли, и лук, и меч, и войну истреблю от земли и дам им жить с упованием (Ос 2:18). «Когда все наименования противной религии будут удалены от народа, исповедующего Господа, и он будет звать Меня, - говорит, - муж мой, а не Ваали, то есть идол мой, тогда Я заключу завет и мир со зверями полевыми и птицами небесными и пресмыкающимися по земле».

    Об этом времени и Исаия говорит: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому, нисколько не желая мяса и крови, но питаясь чистою и простою пищею. Когда Петру было открыто, чтобы он принял Корнилия из язычников, то велено было ему ничего не считать нечистым, что принимается с благодарностью и относительно чего он впоследствии услышал: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян 10:15). Таким образом, по пришествии Господа, после торжественного воскресения Его и вознесения к Отцу, две стены соединены посредством краеугольного камня через Того, Кто из двух сделал одно. И ту, которая называлась непомилованною, Он назвал помилованною, и того, кто назывался не Моим народом, назвал Своим народом, и по примирении всего будут истреблены лук и меч, и война. Ибо не будет нужды в орудиях для воюющих, когда не будет воюющих. Израиль соединиться с язычниками, и исполнятся слова Второзакония: Веселитесь, язычники, с народом Его (Втор 32:43), ибо ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его (Пс 75:2).

    Комментарии на малых пророков.

  • 7.

    И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому

    См. Толкование на (Ис 11:6)

  • 10.

    Ст. 10-11 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря

    А смысл такой: смерть Его будет славная во исполнении того, о чем молится Спаситель в Евангелии: И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин 17:5). Сказано было о рождестве Его, сказано о последующих тайнах; теперь приступает к смерти, которая называется необычным у смертных именем, но поскольку во Христе была непрестающая жизнь, то смерть называется покоем. Мы же для уяснения читателю вместо успения и покоя перевели другим словом, но в том же смысле - гроб. Итак, в то время, когда во всем мире засияет Евангелие Христа и вся земля исполнена будет ведения Господня, как воды моря, покрывающие землю, будет корень Иессея и воздвигнутый из рода его знамением для всех народов, так что народы увидят в небе знамение Сына Человеческого (Мф 24:30). Он будет иметь рог в руках Своих, в которых будет сокрыта сила Его, чтобы, когда будет вознесен, все привлечь к Себе.

    В тот день, то есть в то время, о котором сказано выше, когда восстанет корень Иесеев как знамя для народов, или для господства над народами, Господь снова прострет руку свою, так что мы должны понимать, что это произойдет не в конце мира, когда войдет полнота язычников и тогда весь Израиль спасется (Рим 11:26), как думают наши иудействующие, а при первом пришествии Господа. Ибо когда говорится и теперь, и выше об одном и том же дне, то нельзя один относить к первому пришествию, а другой, последний, ко второму, чтобы в силу последующего и предыдущее не относить к тому Христу, Которого иудеи признают не пришедшим, а еще имеющим прийти. Итак, после призвания язычников, которые некогда считались хвостом, будет считаться хвостом Израиль, так что Господь снова прострет руку свою и овладеет остатком народа Своего, о котором выше мы читали, что спасется не весь Израиль, а остаток, оставшийся в Ассирии, в Египте и в различных окрестных народах. Ибо сначала уверовали в Господа двенадцать и семьдесят апостолов (Лк 10:1) и сто двадцать душ (Деян 1:15), и пятьсот (1 Кор 15:6), которым также, собранным вместе, явился Господь, а потом три тысячи (Деян 2:41) и пять тысяч иудеев (Деян 4:4).

    Комментарии на пророка Исаию.


    Слава этого гроба была предсказана задолго до того, как он был высечен Иосифом; это мы знаем из пророчества Исаии, говорящего: И покой Его будет слава (Ис 11:10), то есть место погребения Господня сделается для всех поклоняемым.

    Послания.

  • 11.

    И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря

    См. Толкование на (Ис 11:10)