Глава 2

  • 1.

    Ангелу Ефесской церкви напиши

    Эту церковь Иоанн частично порицает, частично хвалит, вслед за самим ее именем. Ибо Ефес может пониматься и как великое падение, и как воля Моя в ней. <…> Он показывает, что написанное одной конкретной церкви относится ко всем: не только церковь Ефесская, если не покается, будет сдвинута со своего места, и не только в Пергаме находится престол сатаны, а повсюду. Так и прочие частности относятся ко всем церквам. <…> Древо жизни есть Христос, видением Которого святые души насыщаются в Небесном раю и современном нам теле Церкви.

    Изложение Откровения.

  • 8.

    И Ангелу Смирнской церкви напиши

    Этой церкви Иоанн говорит о том, как претерпевать преследования, что следует и из ее имени. Ведь смирна - это мирровое дерево, символизирующее умерщвление плоти.

    Изложение Откровения.

  • 12.

    И Ангелу Пергамской церкви напиши

    Пергам можно перевести как разделяющий их рога. Речь идет о Том, Кто на суде отделит добродетель верных от нечестия николаитов, чтобы рога грешников были сломлены и вознеслись рога праведных.

    Изложение Откровения.

  • 15.

    Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу

    Николаитами они зовутся по имени диакона Николая, о котором рассказывает Климент, что когда его некто порицал, положив глаз на его красавицу жену, тот ответил, что ее может взять себе в жены, кто хочет. На этом основании неверные говорили об апостолах, что те допускают блуд и обмен женами. Также о николаитах рассказывают, что те проповедуют некие невероятные и, по всей вероятности, языческие идеи о сотворении мира, а также не отделяют свою пищу от идоложертвенного.

    Изложение Откровения.

  • 18.

    Фиатир можно перевести в жертву, ведь святые делают свои тела жертвой живой.

    Изложение Откровения.

  • 23.

    Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим

    Наши дела и слова могут быть замечены людьми, но, какой дух они несут в себе и чего мы этим хотим достичь, знает лишь Тот, Кто видит, о чем человек думает, чему радуется. Зачем же говорится, что Наказующий блуд и идолопоклонство, то есть явные грехи, ведает тайное, если не потому, что преступления эти могут содержаться и в наименьшем из грехов? Ты истребляешь, - говорит Он, - всякого отступающего от Тебя (Пс 72:27). И слышавший это апостол Иоанн свое рассуждение о лжебратьях заключил следующими словами: Дети! Храните себя от идолов (1 Ин 5:21).

    Изложение Откровения.