Глава 16

  • 2.

    Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его

    Проповедники выливают чаши гнева Божия на землю двумя способами: либо духовным судом они обрушивают наказания нечестивых на них самих, как Петр сказал Симону: серебро твое да будет в погибель с тобою (Деян 8:20), либо показывают их святой Церкви в пропо­веди, по слову того же Петра: суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Пет 2:3).

    Изложение Откровения.

  • 3.

    Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море

    Те, кто не только несли на себе печать антихриста, но и нападали на верных слуг Христа волнами страшных гонений, будут наказаны духовной карой, называемой кровью, и хвалив­шиеся, что они живы, окажутся служителями виновника смерти.

    Изложение Откровения.

  • 4.

    Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь

    Так же и здесь, те, кто, притворяясь, что дают сладкое питие, вливают беспечным свой яд, по заслугам будут наказаны вечной язвой.

    Изложение Откровения.

  • 8.

    Четвертый ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем

    Гонители Церкви, пылающие, подоб­но солнцу, старающиеся иссушить семя слова Божия, в будущем сами будут гореть в геенне огненной. Или - если же понимать солнце как сияние мудрости - дано не ангелу вылить [чашу] на солнце, но дано самому солнцу жечь людей огнем и зноем. Ведь когда мудрые мужи, уступив в мучениях, ошибаются, совершая дурное, немощные следуют их приме­ру и разжигаются временными страстями.

    Зной может пониматься, однако, и как то, чем терзает тело дьявола стойкость святых и побуждает к богохульству. Об этом говорит и пророк: Ревность охватила невежествен­ный народ; и теперь огонь пожрет врагов (Ис 26:11). Здесь говорится и теперь, поскольку медлит огонь суда. И жёг людей сильный зной. В наше время, насколько это дозволено, дьявол прославляет своих сторонников, чья слава и радость, однако, с точки зрения Святого Духа - язвы и боль. И выше мы читаем, как войско дьявола убивает людей огнем, дымом и серой. Дьявол убивает их не явно, но муками связывает с собой согласных.

    Изложение Откровения.

  • 10.

    Ст. 10-11 Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих

    Престол зверя, то есть его царство, словно судебная власть, омрачились подобными язвами - фальшивой радостью земного благополучия. От них был отнят свет, по слову псалмо­певца: низвергаешь их, когда они возвыша­ются (Пс 72:18). Не сказано: после того, как они возвысятся.

    И они кусали языки свои от страдания. Как праведный вкусит от плода трудов своих, точно так же и нечестивый, преданный достойной его богохульства каре, словно насыщается языком своим. Ибо богохульники сами себя предали каре Божией, принимая ее за благополучие.

    И хулили Бога небесного, и т.д. Здесь имеется в виду не их жесто­косердие, но праведное возмущение Бога, наславшего на народ такую язву, что в ней они ничего не помнят. Ибо кто, страдая телесно, не почувствует, подобно Антиоху, руки Божией? И хулили, - говорит Иоанн, но хулили не открыто, но все более и более предава­ясь греху.

    Изложение Откровения.

  • 11.

    и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих

    См. Толкование на (Откр 16:10)

  • 15.

    Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его

    Блажен <…> чьи грехи покрыты (Пс 31:1), кто уродство достойной порица­ния жизни пред очами праведными на суде скрыл покровом следующих добрых дел.

    Изложение Откровения.

  • 16.

    И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон

    О том же Иоанн говорит и в другом месте: Собрал их на брань… и окружи­ли стан святых и город избранный (20:7-8), то есть Церковь. С другой стороны, место нечестивых можно понять и как дьявола, который, раздувшись от спеси, узурпировав божественность, будет рад вновь строить в погибшем человеке прежние, то есть прежде запрещен­ные Господом, козни. Ибо слово Армагеддон можно перевести как совместное восстание в прежнем либо как круглая гора.

    Изложение Откровения.

  • 17.

    Ст. 17-18 Седьмой ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!

    Как выше, кровь мщения вытекла до узд конских, то есть до нечистых духов, так и здесь, когда на те же воздушные силы излилась последняя кара, было сказано: Совершилось! - то есть возвеща­ется о наступлении конца, когда, как говорит апостол, последний враг истре­бится - смерть (1 Кор 15:26). <…> Когда в конце времен будут такие мучения, каких не случалось вначале, также будут ясно видны великие знамения. Но здесь недостаточно ясно, придут они с благой стороны или с дурной, или с обеих сторон, как это произошло с Моисеем и волхвами перед фараоном.

    Изложение Откровения.

  • 18.

    И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!

    См. Толкование на (Откр 16:17)

  • 20.

    И всякий остров убежал, и гор не стало

    Церковь, сравниваемая с островами и горами из-за ее совершенной устойчи­вости, осмотрительно скрывается от нападений преследователей.

    Изложение Откровения.