Глава 5

  • 3.

    И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.

    Это видение показывает, как таинства Священного Писания были нам явлены через воплощение Господа. Его гармоничное единство содержит Ветхий Завет, словно бы вовне, и Новый Завет - внутри. <…> Ни ангел, ни один из праведников, свободных от уз плоти, не могли открыть тайны Божественного закона или исследовать их, ни раскрыть книгу, то есть созерцать сияние благодати Нового Завета. Так и сыны Израиля не могли посмотреть в лицо Законодателю Ветхого Завета, содержавшего в себе Новый.

    Изложение Откровения.

  • 8.

    имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых

    Своими страданиями Господь показал, что в Нем исполнилась проповедь обоих Заветов, и Церковь, воздавая Ему хвалу, сама предает себя на страдания, чтобы, подобно апостолу, восполнить недостаток в плоти ее скорбей Христовых (Кол 1:24). Гусли с натянутыми на древесине струнами символизируют здесь тела, готовые к смерти; чаши же обозначают сердца, широко раскрытые для дыхания милосердия.

    Нам подобает искать Господа как в сиянии света добрых дел, так и в исполненной благодати духовной молитве. Поэтому хорошо поступили женщины, о которых рассказывают, что они, придя рано утром ко гробу, принесли с собой приготовленные ароматы. Наши ароматы - это наши голоса в молитве, в которой мы вверяем Господу желания нашего сердца, что подтверждает апостол Иоанн, описывая чистейшие, самые сокровенные желания святых: имели, - говорит он, - золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. Что по-гречески зовется ароматами по-латыни - благовония. Таким образом, мы приносим рано утром ароматы ко гробу Господню, вспоминая о страданиях и смерти, которые Он претерпел за нас, и внешне являем ближним свет добрых дел, в то время как внутри наше сердце охвачено чистым и ласковым пламенем покаяния. Так следует поступать постоянно, но в особенности, когда мы входим в церковь для молитвы и когда приближаемся к алтарю, чтобы принять таинство Тела и Крови Господа.

    Изложение Откровения.