- 1.
И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем
Сказано встань не потому, что Иоанн слушал его сидя, но потому, что этим словом сердца всех людей побуждаются измерить свои дела, отталкиваясь от Писания. И тогда становится понятно, насколько далеко каждый прошел по пути совершенства и насколько согласуется его жизнь с Божественными установлениями.
Изложение Откровения.
- 7.
И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними; и победит их и убиет их
Иоанн окрыто показывает, что все это случится перед последними гонениями, говоря: когда кончат они свидетельство свое. По крайней мере, то, о чем они свидетельствуют, произойдет до явления зверя, который выйдет из сердец нечестивых. Они, опираясь на это свидетельство, будут яростно сражаться с противниками, однако, согласно преданию, в это время у Церкви отнимется дар совершенства, тогда как противник открыто просияет лживыми чудесами. Как говорит Господь, перед ним бежит ужас (Иов 41:14).
И победит их, и убьет их. Победит тех, кто уступит; убьет же тех, кто славно пострадает за имя Христово и погибнет. Если же победит и убьет в духовном смысле, то мы должны понимать это как указание на то, что часть останется свидетелями. В Евангелии говорит Господь: Будут предавать вас на мучения и убивать вас (Мф 24:9). О части говорит и евангелист Лука: Некоторых из вас умертвят (Лк 21:16).
Изложение Откровения.
- 8.
И трупы их оставит на улице великого города. Сказано: если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин 15:20). Неудивительно, что град нечестивых, не побоявшийся распять Господа, будет насмехаться и над Его слугами, пусть даже мертвыми. Из истории Церкви мы видим, что так часто случалось.
Который духовно называется Содом, и т.д. <…> То есть немой и покрытый тьмой, не имеющий ни света веры, ни гласа исповедания. Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим 10:10). Как видимый знак духовного наказания, на эти местности обрушились язвы - пожирающий огонь и обратившаяся в кровь вода.
Изложение Откровения.
- 15.
И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков
Седьмая [труба] - судный день, в который Господь вознаградит Своих [верных] и изгонит тех, кто позорил землю. <…> Шесть предшествующих труб, соответствующие шести периодам нынешнего века, провозглашали начало различных сражений Церкви. Седьмая же, объявляющая о начале вечной субботы, возвещает лишь о победе и воцарении истинного Владыки.
Изложение Откровения.
- 18.
И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю
В действительности, хоть и восставали нечестивые, но Ты правил от начала времен, теперь же Ты, Судья, подавил их злобу - и она исчезла. Господь царствует: да трепещут народы! (Пс 98:1).
Время судишь мертвых и дашь возмездие, и т.д. Это соответствует порядку евангельского повествования: сперва все люди собираются перед Судией, затем оказавшиеся справа помещаются во многочисленные обители в Царстве Отца, нечестивые же извергаются из пределов Царства и предаются огню проклятия.
Изложение Откровения.
- 19.
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его
Храм Божий, некогда сооруженный на земле, хранил ковчег завета сокрытым за таинственной завесой; теперь же, поскольку завеса старого храма и стена разделения была разрушена кровью Господа, то в Церкви, которая есть храм Бога живого и жительство которой - на небе, ковчег Его воплощения открыт всему миру. Как манна небесная [хранилась] в чистом золоте, так и Божество - в святом теле [Церкви].
Изложение Откровения.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Беда Достопочтенный > Откровение Иоанна Богослова > Глава 11