Глава 11

  • 1.

    И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем

    Сказано встань не потому, что Иоанн слушал его сидя, но потому, что этим словом сердца всех людей побуждают­ся измерить свои дела, отталкиваясь от Писания. И тогда становится понятно, насколько далеко каждый прошел по пути совершенства и насколько согласуется его жизнь с Божественными установлениями.

    Изложение Откровения.

  • 7.

    И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними; и победит их и убиет их

    Иоанн окрыто показывает, что все это случится перед последними гонениями, говоря: когда кончат они свидетельство свое. По крайней мере, то, о чем они свидетельствуют, произойдет до явления зверя, который выйдет из сердец нечести­вых. Они, опираясь на это свиде­тельство, будут яростно сражаться с противниками, однако, согласно преданию, в это время у Церкви отнимется дар совершенства, тогда как противник открыто просияет лживыми чудесами. Как говорит Господь, перед ним бежит ужас (Иов 41:14).

    И победит их, и убьет их. Победит тех, кто уступит; убьет же тех, кто славно пострадает за имя Христово и погибнет. Если же победит и убьет в духовном смысле, то мы должны понимать это как указание на то, что часть останется свидетелями. В Евангелии говорит Господь: Будут предавать вас на мучения и убивать вас (Мф 24:9). О части говорит и евангелист Лука: Некоторых из вас умертвят (Лк 21:16).

    Изложение Откровения.

  • 8.

    И трупы их оставит на улице великого города. Сказано: если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин 15:20). Неудивительно, что град нечестивых, не побоявшийся распять Господа, будет насмехаться и над Его слугами, пусть даже мертвыми. Из истории Церкви мы видим, что так часто случалось.

    Который духовно называется Содом, и т.д. <…> То есть немой и покрытый тьмой, не имеющий ни света веры, ни гласа исповедания. Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповеду­ют ко спасению (Рим 10:10). Как видимый знак духовного наказания, на эти местности обрушились язвы - пожирающий огонь и обратившаяся в кровь вода.

    Изложение Откровения.

  • 15.

    И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков

    Седьмая [труба] - судный день, в который Господь вознаградит Своих [верных] и изгонит тех, кто позорил землю. <…> Шесть предшествующих труб, соответствующие шести перио­дам нынешнего века, провозглашали начало различных сражений Церкви. Седьмая же, объявляющая о начале вечной субботы, возвещает лишь о победе и воцарении истинного Владыки.

    Изложение Откровения.

  • 18.

    И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю

    В действительности, хоть и восставали нечестивые, но Ты правил от начала времен, теперь же Ты, Судья, подавил их злобу - и она исчезла. Господь царству­ет: да трепещут народы! (Пс 98:1).

    Время судишь мертвых и дашь возмездие, и т.д. Это соответствует порядку евангельского повествова­ния: сперва все люди собираются перед Судией, затем оказавшиеся справа помещаются во многочис­ленные обители в Царстве Отца, нечестивые же извергаются из пределов Царства и предаются огню проклятия.

    Изложение Откровения.

  • 19.

    И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его

    Храм Божий, некогда сооруженный на земле, хранил ковчег завета сокры­тым за таинственной завесой; теперь же, поскольку завеса старого храма и стена разделения была разрушена кровью Господа, то в Церкви, которая есть храм Бога живого и жительство которой - на небе, ковчег Его вопло­щения открыт всему миру. Как манна небесная [хранилась] в чистом золоте, так и Божество - в святом теле [Церкви].

    Изложение Откровения.