Глава 15

  • 1.

    И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия

    Семь ангелов - это Церковь, испол­ненная семиобразной благодати. Имеющих семь язв - в них заключен гнев Божий; Иоанн называет язвы последними, потому что гнев Божий всегда поражает строптивый народ семью язвами, то есть совершенным их числом, как часто повторялось в Книге Левит: Пораж­у вас, - говорит Он, - всемеро (Лев 26:24). Это будут последние язвы, когда Церковь выйдет из их среды.

    Изложение Откровения.

  • 5.

    Ст. 5-6 И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами

    Это видение соответствует песне. Ибо, чтобы Богу могли поклониться все народы, храм тайн Божиих, однажды заключенный в стенах одного города, теперь начал духов­ным образом открываться всему миру. И вышли из храма семь ангелов, имеющие семь язв. Именно об этом говорил Марк: они пошли и проповедывали везде (Мк 16:20). Они облечены в чистый белый камень, по словам апостола: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал 3:27), Который есть высочайший, избранный краеуголь­ный камень. Если же поймешь сто­ящее здесь единственное число как множественное, то это можно интер­претировать как украшения разнооб­разных добродетелей. В другом переводе здесь стоит: чистый светлый лен, понимаемый как умерщвление плоти наших учителей. Как здесь: Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор 9:27).

    Опоясанные по персям золотыми поясами. Стремящемуся проповедо­вать о могущественных вещах необхо­димо не только умерщвлять тело, но и препоясать грудь золотым поясом мудрости. Или так: препоясать грудь золотым поясом, - значит заключить каждое движение переменчивых мыслей в узы одной любви Божией.

    Изложение Откровения.

  • 6.

    И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами

    См. Толкование на (Откр 15:5)

  • 8.

    И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи ангелов

    Когда Церковь собирается выйти на проповедь язычникам, то сперва она, воспламенившись огнем любви, испускает дым благочестивого испове­дания, благодаря Бога за неизреченный дар Его (2 Кор 9:15). И никто не мог войти в храм, и т.д. Никто не может присоеди­ниться к членам Церкви - только тот, кто, слушая о таинствах веры, научит­ся от проповедников, что Иисус есть определенный от Бога Судия живых и мертвых (Деян 10:42). Если же истолко­вать дым как сокрытые тайны судов Божиих, то для смертных они остают­ся сокрытыми и непостижимыми, пока по окончании язв нынешнего века не придет Господь, Который и озарит сокрытое во тьме, и покажет, насколь­ко пришествие антихриста было как полезно для испытания веры Церкви, так и справедливо для ослепших иудеев, не принявших истину любви, через которую они могли бы спастись.

    Изложение Откровения.