- 1.
И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса
Мы верим, что после гибели антихриста в Церкви на некоторое время воцарится мир, о чем Даниил пророчествовал так: Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней (Дан 12:12). О том же блаженный Иероним говорит следующим образом: «блажен тот, кто после гибели антихриста будет ждать еще тысячу двести девяносто дней, то есть три с половиной года, и еще сорок пять дней, потому что тогда придет во славе Своей Господь и Спаситель». Почему же после гибели антихриста воцарится молчание на сорок пять дней, это знает только Бог. Если только мы не скажем со всей определенностью, что отсрочка пришествия царства святых - это испытание терпения. Обрати внимание: в шестой день обычно случаются самые тяжелые испытания для Церкви, в седьмой же наступает покой. Так и Господь, распятый в шестой день, в субботу почил, ожидая времени воскресения.
Изложение Откровения.
- 3.
Ст. 3-4 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога
[Став перед жертвенником], Он встал перед Церковью, сделавшись Сам кадильницей, от которой Бог принял благоухание и стал милостив к миру. В другом варианте текста мы читаем на жертвеннике, потому что на жертвеннике креста Он принес за нас Отцу Свою золотую кадильницу, Свое непорочное, Святым Духом зачатое тело. <…> Христос, принося Себя приятной Господу жертвой, соделал и терзания сердец святых жертвой, приемлемой для Бога, которая, рождаясь от внутреннего огня, словно дым, обычно вызывает слезы.
Изложение Откровения.
- 4.
И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога
См. Толкование на (Откр 8:3)
- 5.
и наполнил ее огнем с жертвенника
Хорошо сказал Иоанн, что кадильница была наполнена огнем. Ведь не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34). И мы знаем, что особенно наполнена [огнем] человеческая природа Христа, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:9).
Изложение Откровения.
- 6.
И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить
Церковь, воспламененная семиобразным Духом, с надеждой приготовилась к проповеди, к тому, чтобы низвергнуть звуком небесных труб славу века сего, словно стены Иерихонские. Ведь и семидневное обхождение вокруг города символизирует полноту времени Церкви.
Изложение Откровения.
- 7.
Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
Первым звуком трубы [проповеди Церкви] отмечается уничтожение всех нечестивых огнем и градом. <…> Проповедь бедствий справедливо сравнивается со звуком трубы, знаменующей начало войны. В Писании говорится: возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его (Ис 58:1). И в другом месте: Трубу к устам твоим! Как орел налетит на дом Господень (Ос 8:1). <…> Что геенна является наказанием за кровавые дела, возвещает пророческий голос: К великой жаре они перейдут от снежной воды (Иов 24:19). Слово кровь может также пониматься как духовная смерть души.
Изложение Откровения.
- 8.
Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью
Вторая [труба означает] извержение из Церкви дьявола, еще сильнее возжигающего море века сего. <…> С ростом христианской религии дьявол, раздувшийся от высокомерия и пылающий огнем своей злости, был низвержен в море века сего, по слову Господа: если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет (Мф 21:21). Это не значит, что он не был там прежде, но, извергнутый из Церкви, он еще более ополчился на своих последователей, навлекая на них спесью плотской премудрости духовную смерть. Ведь помышления плотские суть смерть (Рим 8:6). Апостолов наставляли не плоть и не кровь, но Отец, Сущий на небесах. Они управляли кораблем веры по тому самому морю, по которому прошли стопы Господа.
Изложение Откровения.
- 10.
Ст. 10-11 Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь, и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
Третья [труба означает] отпадение от Церкви еретиков, загрязняющих воды Священного Писания. <…> Еретики, которых апостол Иуда именует звездами соблазна (Иуд 1:13), падают с зенита Церкви, пытаясь смешать пламя своего беспутства с водами божественного Писания. Они не боятся исказить не только его смысл, но и часто слова. Они по достоинству называются полынью, потому что лишь небольшая их примесь способна сделать горькой великую сладость.
Изложение Откровения.
- 12.
Четвертый ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи
Четвертая [труба показывает] в затмении звезд отпадение лжебратьев. <…> Сияющая, словно звезды, красота Церкви часто затмевается лжебратьями, из-за отпадения которых либо в благоприятных обстоятельствах, либо в испытаниях века сего она сияет менее ярко.
Изложение Откровения.
- 13.
И видел я и слышал одного ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить
Голос этого орла ежедневно доносится через уста выдающихся учителей Церкви, когда они пророчествуют о нечестии еретиков, о жестокости антихриста и судном дне, который всей тяжестью обрушится на любящих земное, говоря: в последние дни настанут времена тяжкие, <… > люди будут самолюбивы ((2 Тим 3:1)-2), и далее: люди развращенные умом, невежды в вере (2 Тим 3:8). И еще в другом месте: тогда откроется беззаконник, <…> противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею (2 Фес 2:8). И также: день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба ((1 Фес 5:2)-3).
Изложение Откровения.
- 4.
Головна > Бібліотека > Бібліїстика > Біблійні коментарі та тлумачення > БКТ > Беда Достопочтенный > Откровение Иоанна Богослова > Глава 8