Глава 8

  • 1.

    И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса

    Мы верим, что после гибели антихри­ста в Церкви на некоторое время воцарится мир, о чем Даниил проро­чествовал так: Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней (Дан 12:12). О том же блаженный Иероним говорит следую­щим образом: «блажен тот, кто после гибели антихриста будет ждать еще тысячу двести девяносто дней, то есть три с половиной года, и еще сорок пять дней, потому что тогда придет во славе Своей Господь и Спаситель». Почему же после гибели антихриста воцарится молчание на сорок пять дней, это знает только Бог. Если только мы не скажем со всей опреде­ленностью, что отсрочка пришествия царства святых - это испытание терпения. Обрати внимание: в шестой день обычно случаются самые тяже­лые испытания для Церкви, в седьмой же наступает покой. Так и Господь, распятый в шестой день, в субботу почил, ожидая времени воскресения.

    Изложение Откровения.

  • 3.

    Ст. 3-4 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога

    [Став перед жертвенником], Он встал перед Церковью, сделавшись Сам кадильницей, от которой Бог принял благоухание и стал милостив к миру. В другом варианте текста мы читаем на жертвеннике, потому что на жертвен­нике креста Он принес за нас Отцу Свою золотую кадильницу, Свое непорочное, Святым Духом зачатое тело. <…> Христос, принося Себя приятной Господу жертвой, соделал и терзания сердец святых жертвой, приемлемой для Бога, которая, рождаясь от внутреннего огня, словно дым, обычно вызывает слезы.

    Изложение Откровения.

  • 4.

    И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога

    См. Толкование на (Откр 8:3)

  • 5.

    и наполнил ее огнем с жертвенника

    Хорошо сказал Иоанн, что кадильни­ца была наполнена огнем. Ведь не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34). И мы знаем, что особенно наполнена [огнем] человеческая природа Хрис­та, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:9).

    Изложение Откровения.

  • 6.

    И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить

    Церковь, воспламененная семиобразным Духом, с надеждой приготови­лась к проповеди, к тому, чтобы низвергнуть звуком небесных труб славу века сего, словно стены Иери­хонские. Ведь и семидневное обхож­дение вокруг города символизирует полноту времени Церкви.

    Изложение Откровения.

  • 7.

    Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

    Первым звуком трубы [проповеди Церкви] отмечается уничтожение всех нечестивых огнем и градом. <…> Пропо­ведь бедствий справедливо сравнивается со звуком трубы, знаменующей начало войны. В Писании говорится: возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его (Ис 58:1). И в другом месте: Трубу к устам твоим! Как орел налетит на дом Господень (Ос 8:1). <…> Что геенна является наказанием за кровавые дела, возвещает пророческий голос: К великой жаре они перейдут от снежной воды (Иов 24:19). Слово кровь может также пони­маться как духовная смерть души.

    Изложение Откровения.

  • 8.

    Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью

    Вторая [труба означает] извержение из Церкви дьявола, еще сильнее возжигающего море века сего. <…> С ростом христианской религии дьявол, раздувшийся от высокомерия и пылаю­щий огнем своей злости, был низвержен в море века сего, по слову Господа: если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет (Мф 21:21). Это не значит, что он не был там прежде, но, извергнутый из Церкви, он еще более ополчился на своих последовате­лей, навлекая на них спесью плотской премудрости духовную смерть. Ведь помышления плотские суть смерть (Рим 8:6). Апостолов наставляли не плоть и не кровь, но Отец, Сущий на небесах. Они управляли кораблем веры по тому самому морю, по которому прошли стопы Господа.

    Изложение Откровения.

  • 10.

    Ст. 10-11 Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь, и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

    Третья [труба означает] отпадение от Церкви еретиков, загрязняющих воды Священного Писания. <…> Еретики, которых апостол Иуда именует звездами соблазна (Иуд 1:13), падают с зенита Церкви, пытаясь смешать пламя своего беспутства с водами божественного Писания. Они не боятся исказить не только его смысл, но и часто слова. Они по достоинству называются полынью, потому что лишь небольшая их примесь способна сделать горькой великую сладость.

    Изложение Откровения.

  • 12.

    Четвертый ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи

    Четвертая [труба показывает] в затмении звезд отпадение лжебрать­ев. <…> Сияющая, словно звезды, красота Церкви часто затмевается лжебратьями, из-за отпадения кото­рых либо в благоприятных обстоя­тельствах, либо в испытаниях века сего она сияет менее ярко.

    Изложение Откровения.

  • 13.

    И видел я и слышал одного ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить

    Голос этого орла ежедневно доносится через уста выдающихся учителей Церкви, когда они пророчествуют о нечестии еретиков, о жестокости антихриста и судном дне, который всей тяжестью обрушится на любящих земное, говоря: в последние дни наста­нут времена тяжкие, <… > люди будут самолюбивы ((2 Тим 3:1)-2), и далее: люди развращенные умом, невежды в вере (2 Тим 3:8). И еще в другом месте: тогда откроется беззаконник, <…> противящий­ся и превозносящийся выше всего, называе­мого Богом или святынею (2 Фес 2:8). И также: день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба ((1 Фес 5:2)-3).

    Изложение Откровения.