Глава 108

  • 1.

    В конец, псалом Давиду.

    Содержание: Настоящий псалом изображает страдания Христовы и будущие наказания Иуде и народу иудейскому. Должно же знать, что все, сказанное во псалме в виде желания, говорится пророчественно, например когда сказано: диавол да станет, одесную его ((Пс 108:6)), употреблено это вместо: станет. Ибо Псалмопевец не желает, чтобы совершилось это, а только предсказывает, что будет это, по причине злобы его. То же должно разуметь и о других подобных выражениях, каковы следующие: пусть и у них будут клеветники, и не отступят от них. А если будут судиться, да будут ими осуждены ((Пс 108:7)). Даже, если призовут Тебя во время нужды, да вменится им это в грех по воспоминанию того, в чем они согрешили. Сократи дни их ((Пс 108:8)), чтобы при жизни своей видели они, как другой восхитит достоинство, которого они не искупили должным образом. Потом истреби и их самих, так, чтобы несчастье перешло и на их потомство, чтоб сыны их сиротели, жена оставалась вдовою ((Пс 108:9)), чтобы сыны, влекомые и подвергаемые насилиям, несли наказание за отцовские преступления ((Пс 108:10)).

    Боже, хвалы моея не премолчи. Во всех церквах Христовых, возникающих и воссиявающих повсюду, Бог восхваляет Сына. Поэтому, говорит Христос Отцу: хотя предавший Меня Иуда думает воспрепятствовать хвале Моей, но восхвали Меня Ты, свидетельствуя о Божестве Моем, Которому не веровал Иуда, почему и предал Меня.

  • 2.

    Яко уста грешнича и уста льстивого на Мя отверзошася. Уста грешнича, т. е. уста диавола, потому что он поистине грешник. Уста льстивого, т. е. Иуды, потому что оба говорили против Христа.

  • 4.

    Ст. 4-5 Вместо еже любити Мя оболгаху Мя… и положиша на Мя злая за благая. Есть слова любви, есть слова ненависти, и слова не выражающие ни того, ни другого, Иуда льстил, как Учителю, и, по-видимому, домогался обманом предать Учителя.

  • 5.

    и положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое.

    См. Толкование на (Пс 108:4)

  • 6.

    Постави на него грешника. Грешник есть сам сатана, изобретатель греха. Сказано «постави» вместо «будет поставлен». На кого же на него, как не на предателя Иуду? И диавол да станет одесную Его. И у Захарии сказано: и показа ми Господь Иисуса иерея великаго, стояща пред лицем Ангела Господня, и диавол стояше одесную Его, еже противитися Ему ((Зах 3:1)). Не противится же диавол Иуде.

  • 7.

    Внегда судитися ему, да изыдет осужден, т. е. на будущем суде не будет иметь ни одного слова в оправдание. И молитва его да будет в грех. Для иных и самая молитва бывает в грех. Таковы язычники, которые молятся идолам, или твари; таковы и иудеи, которые приносят молитву Богу не чрез Иисуса Христа, и еретики, которые молятся несущему Богу. А также и тем, которые молятся с гневом, с помыслами о житейском или с двоедушием, молитва бывает в грех.

  • 8.

    Да будут дние его мали. Ибо вскоре по предательстве, предав себя удавлению, исчез и более не являлся. И епископство его да приимет ин. Сказано это о Maтфие, ибо он причтен в правде к жребию Апостолов.

  • 9.

    Да будут сынове его сири. Сынове — помыслы его, потому что стали они сирыми, лишась благодати Христовой. А жена — душа его, потому что и она стала вдовствовать, в беззаконии отпадши от Христа.

  • 10.

    Движущеся да преселятся сынове его и вопросят. Помыслы его, которые мы назвали сынами, от Христа преселившись в сребролюбие, стали простирать руки к серебру, как нуждающиеся и просящие подаяния.

  • 14.

    Да воспомянется грех отец его пред, Господем, т. е. грех самого народа, ибо к предателю присовокупляет и беззаконный народ. Беззаконием же отец называет убиение пророков, по сказанному Господом: всякая кровь праведна, проливаемая от Авеля до Захарии пророка, взыщется от рода сего ((Мф 23:35); (Лк 11:51)). И грех матере его да не очистится. Под матерью сего злочестивого народа разумей оную лукавую синагогу, многократно преогорчавшую Бога.

  • 15.

    Да будет пред Господем выну, и да потребится от земли память их. Бог всегда видит все их дерзости, и не признает достойными какой-либо пощады и его и всех неуверовавших. И Псалмопевец, разумея не одного Иуду, сказал во множественном числе: память их. Иначе, можем разуметь и отцов Иуды, родивших его в предательство, а это будут подстрекнувшие его к тому сребренниками, и первый вложивший в сердце его мысль о предательстве сатана, а также князи, имеющие премудрость века сего, о которых говорит Павел: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли ((1 Кор 2:8)). И да потребится от земли память его. Разумеет память самого Иуды, или иначе — тех князей, восставших на Христа, потому что не осталось от них семени в память их.

  • 16.

    Занеже не помяну сотворити милость. Не захотел, говорит, принять милость, какую Отец даровал всем людям, а не им одним, погибшим овцам израилевым. Ибо сотворити сказано вместо прият.

    И погна человека нища и убога. Разумеет самого Господа, Который обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся ((2 Кор 8:9)). И умилена сердцем умертвити, т. е. скорбящего. Ибо скорбел, видя их погибель. Итак Его, скорбящего о них, домогался умертвить.

  • 17.

    Ст. 17-19 И возлюби клятву… и облечеся в клятву яко в ризу. Поскольку, переставь благословлять Меня, каждый день проклинают (а так и доныне поступают иудеи); то исполнится на них все предсказанное. И вниде яко вода во утробу его. Погрязли в бедствиях не отвне только окружающих, но и внутренних. И яко елей в кости его. Потому что елей долго сохраняет свою влажность. Псалмопевец разумеет стремительность бедствий, и водою изображает чрезмерность их, а елеем — продолжительность. Этими-то бедствиями, говорит, как ризою покроется, и как поясом опояшется ((Пс 108:19)).

  • 18.

    И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его и яко елей в кости его:

    См. Толкование на (Пс 108:17)

  • 19.

    да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется.

    См. Толкование на (Пс 108:17)

  • 20.

    Это дело оболгающих и глаголющих лукавая на душу Мою. Эти-то плоды соберут возненавидевшие Меня и услуживший им предатель. Поскольку называли Его противником Богу И нарушителем Закона, то справедливо сказал: оболгающм Мя у Господа.

  • 21.

    И Ты Господи, Господи, сотвори со Мною имене ради Твоего. Это Владыка Христос сказал по человечеству, потому что исполнил все человеческое, кроме греха, и родился по закону природы именно от жены, что свойственно человеческой природе, но от девы, что выше природы, принял пелены, обрезание и питание млеком, приносил жертвы, постился, алкал, жаждал, утомлялся. Так, в святых Евангелиях всегда изображается и молящимся. И здесь по человечеству призывает Божественную помощь.

  • 22.

    Избави Мя, яко нищ и убог есмь Аз. И в священных Евангелиях находим, что это действительно было Им сказано. Ибо, исходя на страдание, сказал Он: ныне душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего. Но [в тексте св. Афанасия вм. «но» (αλλα) читается: «Отче» (αββα)] сего ради приидох на час сей ((Ин 12:27)).

  • 23.

    Яко стень, внегда уклонитися ей, отъяхся. Подобно уклонившейся тени, приял Я конец жизни, проводил же жизнь подобно носимой ветром саранче, не имея у Себя ни города, ни веси, ни дома, но переходя с места на место, бегая в горы, а иногда и в пустыню.

  • 25.

    Видеша Мя и покиваша главами своими. Разумеет, как, видя Его на кресте, кивали главами и говорили: раззоряяй церковь, спасися Сам ((Мф 27:40)).

  • 27.

    И да разумеют, яко рука Твоя сия. Руками называет здесь дела, какие совершил, воскресив Себя из мертвых.

  • 28.

    Прокленут mиu, и Ты благословиши: востающии на Мя да постыдятся. Ибо все постыждены, потому что нет у них ни священника, ни жертвы, ни священства, ни слова судного, по слову пророка ((Ос 3:4)). Раб же Твой возвеселится. И это не заставляет нас принимать изречение это в ином предположении, потому что Павел говорит: Себе умалил, зрак раба приим ((Флп 2:7)), и Исаия: тако глаголет Господь, создавый Мя от чрева раба Себе ((Ис 49:5)). И Сам Он говорит в Евангелии: Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити ((Мф 20:28)).

  • 29.

    Да облекутся оболгающии Мя в срамоту. Какого позора не несут на себе иудеи? Видят, что святилище их уничтожено в самом основании, а гробу Поруганного и Распятого ими все покланяются, и повсюду умножаются и славны церкви Его.

  • 30.

    Исповемся Господеви зело усты Моими. Исповедание выражает благодарность, какую приносит Сын устами народов. И посреде многих восхвалю Его. Ибо устами Церкви восхваляет Отца.